Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

прп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

прп. Амвросий

Го­ре на­ше­му вре­ме­ни; ны­не тес­ный и при­с­корб­­ный путь, ве­ду­щий в жи­вот веч­ный, ос­тав­ля­ем, а ищем от­рад­но­го и спо­кой­но­го, но Ми­ло­сер­дый Гос­подь не­воль­но сво­дит с се­го пу­ти мно­гих и пос­тав­ля­ет на прис­ко­рб­ный. Не­воль­ны­ми скор­бя­ми или бо­лез­ня­ми приб­ли­жа­ем­ся ко Гос­по­ду, ибо они нас не­воль­но сми­ря­ют, а сми­ре­ние, ког­да оное стя­жем, и кро­ме дел мо­жет нас спас­ти, по сло­ву свя­то­го Иса­ака Си­ри­на.

прп. Макарий

Суббота 5-ой седмицы по Пятидесятнице Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской. Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня день особенный. Мы будем говорить о том, что нам особенно не присущно. Будем мы говорить о послушании, которого ни у нас, ни у наших близких, ни у наших детей в той мере, которая достаточна для спасения, нет. Но она есть у святых угодников Божиих, чью память мы сегодня совершаем. Сегодня мы вспоминаем жизнь, подвиги, труды двух замечательных людей православной Церкви – преподобного Акакия Синайского и святой преподобная Евфросинии Московской.

Многие из вас из Москвы, но мало кто из вас знает, что эту святую женщину называли матерью Москвы, пока весь народ московский не пошел к блаженной Матроне Московской, и немножко подзабыл, кто является матерью Москвы на протяжении последних семисот лет. Так ее называли. Почему же так ее называли? А именно за то, что она, выйдя замуж за святого князя Димитрия Донского, которой победил татар на Куликовом поле, показала своей жизнью пример послушания, смирения, целомудрия и всех-всех благ, которых может сподобиться любая женщина, если обратит свой взор к Господу и к Его святым заповедям.

Но сначала о преподобном Акакие Синайском. Чем же он так отличился, чем запомнился в нашей истории? Он жил у старца, который был очень злой. Так, к сожалению, бывают люди, которые имеют такой своенравный сварливый характер. Я думаю, что и вы с такими сталкивались. Но он имел такой Божий дар непамятозлобия, смирения, послушания, что терпеливо сносил все укоры, побои даже, все от этого старца. И спустя девять лет такой тяжелой жизни он почил, старец пошел к другому человеку и рассказал о смерти своего послушника. На что он услышал ответ: я не верю, что он умер, он же молодой. Но пойдем, посмотрим, проверим так ли это. Подходят они к гробнице преподобного Акакия, где он лежал. И другой монах спрашивает: Акакий, ты умер? И что он слышит в ответ: истинный послушник не умирает, не имеет смерти. Этими словами вразумился этот старец, своенравный и злой, и изменил свою жизнь полностью. Он попросил, чтобы построили келью рядом с могилой этого блаженного страдальца, и так и окончил свою жизнь в покаянии, смирении и в прошении его молитвами (своего послушника) себе прощения у Бога. Вот такая достославная жизнь человека осталась в веках.

Многие люди пытаются прославить себя предательством, клеветой, какими-то страшными поступками, но их так и поминают, как врагов, как клеветников, как иуд и так далее. Но здесь нет никакой славы.

А вот есть другая слава, которая в веках остается. Уже 700 лет прошло после блаженной кончины Евфросинии Московской, а ее весь народ помнит, потому что родила 12 детей, то есть всех, которых дал ей Господь. Четверо погибли во младенчестве, но восемь она выходила, и все они оставили огромный вклад в истории нашей страны. И все потому, что такая мать. Какая яблоня, такое и яблоко. Недаром на Руси говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. То есть, какой корень, такие и листочки. И мы должны об этом помнить. Мы что-то требуем от наших детей, мы что-то требуем от наших близких, а сами мы им что показываем? Какой мы им пример подаем?

Вот сейчас все говорят, что зло это интернет. Так нас Господь учит в Священном Писании, что любое зло предварять добром. Пожалуйста, используйте эту большую библиотеку, и научите детей это делать только для работы, а не для удовольствия, не для развлечения. И вы, родители, ответственны за это. Как вы научите, как вы привьете растение молодое, так оно и будет расти: или оно упадет и засохнет или вкривь и вкось пойдет. От вас это зависит. Да и сами тоже должны использовать интернет. Не знаете, как воспитывать детей, да вот вам библиотека дома. Не нужно никуда ездить в библиотеки, какие-то книги искать. Пять или три минуты, открыл и посмотрел как жил святой царь Николай Второй, как жила святая Евфросиния Полоцкая, как жила Евфросиния Суздальская, то есть как все святые жили. Посмотрели, узнали, научились у них и претворили тут же в жизнь.

Все, что мир использует во зло, мы, православные, можем использовать во благо. И как раз самая главная добродетель, которой могут научиться мать и отец, это послушание. И передать ее детям. Потому что семья без послушания – это зеркало, которое разбивается на множество осколков. И нет в этих осколках изображение Христа. Оно разбитое. То есть целостность семьи нарушена, когда и папа, и мама, и дети, каждый тянет одеяло в свою сторону, никто и никого не слушается. Выросли дети и разбежались в разные стороны, и нет семьи. И как раз, если жена находится в послушании у своего мужа, дети видят, что мать находится в послушании у отца, и они находятся в послушании у отца тоже, и у матери тоже, потому что они ее еще больше уважают. Они понимают, что мама умная, мама такая и такая, а папа строгий. Но они слушаются ее, потому что она слушается мужа.

И вот в этом как раз залог правильной счастливой благодатной спокойной жизни у детей. А если этого нет, как можно надеяться на какое-то счастье у детей. Горе, слезы, неудачи и заявления. Дочь звонит папе и говорит: папа, денег совсем нет. Папа спрашивает, а как же твой муж? Денег не хватает. То есть вместо того, чтобы позвонить отцу и спросить: отец, а не нуждаетесь ли вы в чем либо? Я имею такую возможность вам помочь. А вместо этого мы все надеемся на пенсии наших родителей, творим самое настоящее беззаконие. А где же наши руки, где же наши головы и ноги? Где наши таланты? Мы их что, зарыли в землю, пока наши родители состарились? И пока прекращать это безумие. Надо жить правильно, так, как установлено в Священном Писании, в послушании. Когда нет послушания, идите к духовным отцам, спрашивайте. Милость Божия, что церковь сейчас открыта. 30 лет уже открыты храмы, 940 монастырей, 19 тысяч приходов по всей земле русской. Идите к священнику любому, с верой Богу обращаясь, а не искать общения именно у старца. К любому священнику можно подойти, прежде помолясь, и попросить через его уста, через его ум Господь дал вам ответы на ваши вопросы. И получите. Вспомните как в Священном Писании: к ослице подошел святой и спросил. И ослица ему человеческим голосом ответила, что нужно делать.

А мы живем, у нас священники рядом. А почему не получается? Потому что священникам не верим, а через него не верим Богу. И за это получаем наказание. Поэтому нечего удивляться, что у нас столько бед, скорбей, недовольства. Вот святая Евфросиния Полоцкая, когда они жила вместе со своим князем, не было на Руси моров и язв? Были. Что, не было у нас на Руси Тамерлана, Тохтамыша, Батыя, Мамая, Литвы с князем Ольгердом и других, которые нас пытались уничтожить. Были. Но народ вместе со своим предводителем князем стойко стоял и отстаивал. А у нас сейчас где-то наводнение, так все кричат: куда смотрит правительство, куда смотрит власть, куда смотрит президент? А ты хочешь помочь? Ты не обвиняй, а сам сядь на самолет и полети туда, и помоги им или деньги пошли, чтобы там все восстановили. У нас 150 миллионов человек. Каждый по тысяче рублей вышли. И что будет? Вот вам и помощь. Вместо того, чтобы осуждать, кричать, вместо того, чтобы осуждать, кричать, окажите помощь чем можете. А мы каждый можем или руками, или средствами, или просто молитвой: Господи, помоги этим людям, которые оказались в беде. Это уже помощь всем тем, которые там оказались. А вместо этого гораздо легче всех осудить, всех проклясть. И ничего от этого нет, только это услуга сатане и его слугам.

Поэтому не будем поступать так, а будем поступать так, как учит нас Священное Писание – всем помогать, находиться в послушании: дети – родителям, подчиненные – начальникам, верноподданные – правительству, тому, кто находится сейчас у власти. Воины должны подчиняться начальникам. Если такое послушание будет у каждого на своем месте, мы все будем находиться в послушании у Бога.

Помоги всем нам, Господи, руководствуясь этими примерами из жизни нашей России и мира, стяжать послушание, смирение, целомудрие, мудрость и разум духовный. И молитвами преподобного Акакия и преподобной Евфросинии Московской спаси, Господи, и помилуй нас, грешных.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)