Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

преп. Моисей

Преподобного Моисея Старца Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь вместе со всеми нами вспоминает память двух великих угодников Божиих – преподобного Тихона Калужского и преподобного Моисея старца Оптинского.

Вот вы приехали в эту святую обитель именно в день памяти этого нашего великого святого преподобного Моисея. И за то, какую честь вы ему оказали! Поверьте, что и он вас не оставит в своих молитвах, ибо все, что вы видите вокруг вас, построено благодаря трудам этого великого оптинского подвижника и его брата – преподобного Антония и всей, конечно, Оптинской братии. Но именно преподобный Моисей Оптинский все это построил с помощью Божьей и с помощью всех благотворителей и добрых людей России. Будучи еще в возрасте 23-х лет, он вместе со своим другом пришел в Саровскую Пустынь и отдал себя на послушание братии. То есть уже с детства, с юности горело сердце юного человека совершенно служить Богу.

Каждый человек на своем месте служит Богу кто мамой, кто поваром, кто конюхом, кто военным. Все мы служим на своем посту. Но есть среди нас люди, которые берут на себя непосильное бремя. Как сказал один святой: если бы люди знали, каких наград удостаиваются монахи, то весь мир толпой повалил бы в монашество и отрекся бы от мира. Но если бы люди знали, каких скорбей, каких страданий и сколько боли претерпевает монашествующие, то ни один человек на земле добровольно бы на это не согласился. И вот какая премудрость Божия, которая любовью все это покрывает, покрывает все наши скорби, все наши боли, все наши страхи. Сколько же надо любви иметь, чтобы ее хватило на всех нас, не важно, сколько нас будет на земле – восемь миллиардов, сто миллиардов или миллиарды миллиардов. Нет границы любви Божьей. А так как мы все с вами созданы по образу и по подобию Божию, значит, и у нас нет границы любви к Богу и к людям, потому что мы созданы по подобию и образу Божию.

И вот такую любовь имел преподобный Моисей, который как раз и возродил в нашей святой обители то самое богодохновенное старчество. И посмотрите, какое смирение и любовь. Он скрыл то, что он старец, а пригласил сюда великих старцев преподобного Льва Оптинского и преподобного Макария. И сам, уйдя в их тень, строил святую обитель, представляясь только наместником, настоятелем монастыря, который занимается только экономскими делами. И только несколько раз в жизни он показал свою силу духовную, которую имел. Конечно, он много оставил нам слов, не имеющих как бы оценки. И вот много батюшка говорил о прощении обид. Он такую сказал фразу: Если кто скажет из вас: «прости Бога ради», то все кончено, так и знай. Все. После этих слов все остальные слова уже не Божье дело, даже если ты виноват, даже если ты не виноват. Вот услышал эти слова или сам сказал, после этих слов все ваши объяснения, все ваши другие слова не имеют уже никакой силы и никакой пользы ни для вас, ни для этого человека. Сказали эти слова, и вот такая любовь и такая вера была у старца.

Батюшка Моисей ввел в Оптиной Пустыне вот это старчество, то есть пророческое служение и древний иноческий устав, который сейчас до сих пор Оптина пустынь во главе со своим настоятелем, со всеми братиями, с духовниками нашей святой обители пытается сохранить и продолжить и оставить нашим потомкам. Вот многие люди говорят, что то плохо, это плохо. Посмотрите на монахов. Они не живут прошлым, они не живут будущим, они живут настоящим. Они делают то, что должен делать христианин на своем месте – молиться и проповедовать слово Божье. Мы не знаем, что будет завтра, и что гадать. Как в Священном Писании написано: что, говорит, толку, что мертвых воскрешаете, а любви не имеете; что толку, что вы умеете различать на небесах или на земле знаки времен? Нет в этом ничего полезного для спасения. А наше дело – любить Бога, любить ближних и творить добрые дела.

И вот в жизни преподобного Моисея настолько были тяжкие дни, тяжкие годы, что не было ни денег, ни хлеба в этой святой обители. Даже трудно в это поверить. Но, все это благосостояние, которое вы видите вокруг, зайдя в наши трапезные, чайные, это все благодаря продолжающимся молитвам наших преподобных великих старцев Оптинских, которые не оставляют не только нас, недостойных монахов. Не оставят и всех вас, приходящих сюда за помощью, за словом, да и за теплым хлебом, никто не уйдет отсюда голодным ни духовно, ни телесно. И все это благодаря их молитвам, заступничеством пред Богом, их трудам, которые, поверьте, до сих пор не прекращаются. Не может любящее сердце остановиться в делании добра. Не может. И вот как раз нам этого не хватает, этой силы, этой решимости, этого мужества творить вокруг нас добро. Нам кажется, что я устал. Но стоит только чуть-чуть помолиться, и лень куда-то уходит, и хочется сделать добро. И вот как раз, понуждая себя на добрые дела, человек убеждается, что оказывается с ленью очень легко бороться, и со страстями очень легко бороться, если Господь дал нам все таинства: исповедь, соборование, причастие, святую Евхаристию, венчание, крещение, миропомазание. Все эти таинства имеют необычайную силу. И какие же мы богатые!

Почему не хотят люди рожать детей? Просто такой вопрос. А почему христиане хотят рожать Богу детей? Потому что мы рожаем детей не для себя, а христиане рожают детей для Бога. Потому что любовь, которая у мужа с женой между собой есть, они не могут ее между собой поделить. Ее много. И они хотят, чтобы вместе с ними эту любовь разделяли много-много других людей. Это они сейчас дети, а потом они будут взрослыми. Любовь – она не стоит на месте. Любовь преизливается из любящего сердца. И вот как бы ни было тяжело, но мы находимся в юдоли плача. И как написано в Священном Писании: "Блажен муж, иже претерпит искушение" (Иак. 1, 12). И преподобный Моисей так и говорил: Покой нам обещан только в будущем, веке, а здесь на земле только труд и искушения. Нечего нам надеяться, что здесь будет покой. Да и зачем нам здесь покой Он не нужен.

Вот недавно говорили с людьми о том, что то, что мы не получили, дадим нашим детям. А нужно ли им то, что мы хотим им дать? Наши родители дали нам одно. Они жили в очень тяжелые годы. Смотрю, здесь все взрослые люди. Мы жили в тяжелые годы. А стоим мы здесь потому, что нам наши родители дали самое главное – веру и чистое сердце. И поэтому мы здесь стоим. Мы не ели из золотых тарелок, не ездили на дорогих машинах, не летали на дорогих самолетах частных. Мы все ходили в одну школу, одевались в одни одежды. Даже мебель у нас была одинаковая. И ковры висели на стенках одни и те же. И нам это не было важно. Важно было, что у нас внутри. И дай Бог, чтобы ваши дети то же самое получили от вас. Да, немножко нас смутили в эти последние годы сребролюбием. Но, мы христиане, мы имеем силу в любой момент сказать: стоп, остановись, хватит гнаться за всем этим. Давайте займемся людьми, которые нас окружают, и будем сеять добро, как нас учили преподобные старцы Оптинские.

Их молитвами, Господи, дай нам любви, веры, надежды, мужества жить по заповедям Божьим и не леностно трудиться на ниве Божьей.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)