Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Под сло­вом „мир" мы по­дра­зу­ме­ва­ем все то, что под­вер­же­но страс­тям, что да­ле­ко от Бо­га. Нам хо­ро­шо. Сла­ва Бо­гу! Мы жи­вем в пус­ты­не ми­ра,– мо­жем в цер­ковь хо­дить, мо­жем по­бе­се­до­вать с еди­но­мыс­лен­ны­ми людь­ми. Сла­ва Бо­гу!

преп. Никон

Прист­рас­тия к ми­ру опа­сай­ся, хо­тя он и льстит спо­кой­стви­ем и уте­ше­ни­ем, но они так крат­ков­ре­мен­ны, что и не уви­дишь, как ли­шишь­ся их, а нас­ту­пит мес­то рас­ка­я­ния, тос­ка, уны­ние и ни­ка­ко­го уте­ше­ния.

преп. Лев

На­доб­но, поз­нав­ши су­е­ту ми­ра, во­ис­ти­ну бес­по­лез­ную, ук­ло­нять­ся от нее и ис­кать в се­бе средств к ис­пол­не­нию во­ли Бо­жи­ей. Но по­ка мы слу­жим ми­ру, мы не ви­дим ть­мы страс­тей, пом­ра­ча­ю­щей наш смысл, и, на­хо­дясь в та­ком усып­ле­нии, не за­бо­тим­ся о том, что, угож­дая ми­ру, яв­ля­ем­ся прес­туп­ни­ка­ми за­по­ве­дей Бо­жи­их, и еще от не­ко­то­рых ма­лых исп­рав­ле­ний мним быть се­бя ис­тин­ны­ми хрис­ти­а­на­ми, а сим прель­ща­ем­ся лож­но, не за­ни­ма­ясь уче­ни­ем Спа­си­те­ля на­ше­го Гос­по­да Ии­су­са Хрис­та.

преп. Макарий

Память преподобного Моисея старца Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня дорогие отцы, братья и сестры, в день памяти преподобного Оптинского старца Моисея мы слышали с вами рядовое евангельское чтение от Матфея. Господь сказал в нем, что не всякий говорящий Мне «Господи, Господи», но исполняющий волю Отца его небесного, войдет в Царствие Небесное. И более страшные слова говорит Господь. Многие скажут Мне в тот день, говорит Он, что не твоим ли именем мы пророчествовали, не Твоим ли именем исцеляли, не Твоим ли именем многие силы сотворили; и Я скажу им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня все делатели неправды. Казалось бы, чудеса именем Христовым совершали люди, но Господь изречет свою суть, что не знал их.

В чем причина? Отчего такой строгий суд над человеком? Потому что не на внешнее судит Господь, не на то, что кто-то пусть даже именем Христовым творил, но насколько он менялся сам с помощью божественной. Потому что творящий волю Божью угоден Богу. Воля Божья, как говорит нам Священное Писание, в том, чтобы все пришли в познании истины. Истина есть Сам Христос. И только тот, кто ищет в жизни своей Христа, как сосредоточие его жизни, как ее главную основную ценность, тот исполняет волю Божью. Ищет не просто мистически или иллюзорно, но искание Бога есть исполнение Его святой воли, которая открыта нам в Его святых заповедях, оставленных в евангельском учении. Только в исполнении их человек обретает Христа. Только в искании совершенства человек уподобляется Богу. «Будьте святы, якоже Азм свят есть» (1 Пет. 1, 16). «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Вот есть прямое указание воли Божьей для человека. И все остальное, чтобы не совершал человек, нанизывается на этот единственный смысл жизни человеческой. И работа, и учеба, и какие-то наши дела, и семейная жизнь, и деторождение — все это должно быть подвержено этому единственному главенствующему смыслу в жизни человека. Потому что без этого все становится пустым, суетным и бессмысленным.

И вот преподобный Моисей Оптинский, который был игуменом этой святой обители, нам явил этот пример того, как человек в своей жизни может это исполнять, не только говорить: Господи, Господи! Потому что молитва, безусловно, она оединяет человека с Богом, она крайне важна, но молитва осмысленная, молитва вдумчивая, молитва покаянная, когда человек не только сотрясает воздух, но ищет прощения у Бога, ищет в осознании своей греховности исцеления своей души у Бога. Потому что осознает свою немощность, свое несовершенство и старается исцелиться от этого, просветить свою тьму, которую человек ощущает в своем сердце, приближаясь к Богу, и просит Бога, чтобы Господь просветил его, освятил его, очистил.

И вот преподобный Моисей, начавший свое пустынножительство в Рославльских лесах, поместился сюда, был призван святителем Филаретом епископом Калужским тогда еще, а впоследствии и епископом Киевским, чтобы основать здесь скит Оптиной пустыни. И он, придя в незнакомое ему еще место, со всей ревностью смог насадить здесь этот будущий вертоград старчества. Сам будучи учеником преподобного Паисия, великого старца, их почти что современника, он воспринял главный обет иночества: послушание старшим и наставникам, непрестанная молитва, призрение и смирение сердца, и в этом полагал основание своей монашеской жизни. Но нам известны уже плоды его жизни, когда он стал впоследствии после основателя скита и скитоначальника игуменом этого уже тогда большого монастыря с большими проблемами, большими стройками. Он известен нам, как человек удивительного кроткого сокровенного сердца, но одновременно очень широкой души, милующей души. Те стройки, на которые порой роптали люди, братия, он затевал лишь с той целью, чтобы окружающий козельский народ мог иметь пропитание, зарабатывая на этих стройках. Устраивал их с тем, чтобы те благотворения, которые притекали в обитель, он мог благословно делить их с теми, кто приходил в обитель, чая не только утешения духовных благ, но, конечно же, и материальной помощи, без которой человек физически прожить не может.

Очень много известно случаев его отношения к братии, когда он порой годами ждал удобного случая, чтобы приоткрыть брату его недостаток, и то, делая это прикровенно. Никого не обличая прямо, он пытался любовью покрывать недостатки своих братьев. И вот его пример, его многолетнее игуменское правление стало основанием будущего старчества, прославлением Оптиной пустыни, той Оптиной, которую мы с вами знаем, той Оптиной, которую мы с вами любим, той Оптиной, в которую мы с таким радостным сердцем приезжаем. Потому что этот многомудрый игумен смог сохранить те хрупкие начала, когда старец Лев был притесняем и архиереями и многими неразумными людьми, в том числе и разных братий, и разных приезжающих и окружающих Оптину людей: и клириков и мирян, которые соблазнялись этим путем старчества, роптали на старца Льва, писали всякие доносы и клеветы. И он все-таки стараясь исполнять волю правящего архиерея, но тем не менее понимая, насколько важно старчество, в котором он сам вырос как монах, для его святой обители сохранить это, приумножить и возрастить.

Вот и при нем уже вырос старец и Макарий, ученик и подвижник старца Льва, и подрастал будущий старец Амвросий и уже вырос в старца. И были положены многие благие начала тех сокровищ духовных, которыми мы с вами сейчас пользуемся. Поэтому не будем забывать этого нашего преподобного старца Моисея, покровителя этой святой обители, подвижника, который подвизался здесь до самой своей кончины, оставив благой пример своей монашеской, старческой и вообще христианской жизни, как человека необыкновенно кроткого, терпеливого, немногословного и необыкновенно мудрого.

И молясь ему, попросим, чтобы он также даровал нам быть мудрыми, терпеливыми в нашей жизни, чего нам так часто с вами не хватает, чтобы мы не только говорили слова, не только делали внешнее. Потому что внешнее так легко исполнить, казалось бы, и в этом остаться, не меняясь внутри. Но Господь, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, хочет именно этого нашего глубинного внутреннего изменения, в чем Моисей, преподобный Оптинский старец, да поможет нам своими молитвами. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)