Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Иног­да ухо­дят из хра­ма из-за по­мыс­лов. Это, ко­неч­но, не­ра­зум­но. Враг по­ды­ма­ет брань по­мыс­лов с целью вы­вес­ти из хра­ма. Не долж­но под­да­вать­ся вра­гу. В боль­ши­н­стве слу­ча­ев у мо­ло­дых бы­ва­ют блуд­ные по­мыс­лы, а у ста­рых – по­мыс­лы гне­ва, вос­по­ми­на­ние ста­рых обид. Враг как бы го­во­рит: „Ты пом­нишь, та­кой-то вот те­бя ос­ко­рб­лял при всех, а ты смол­чал, ни сло­ва ему не ска­зал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что ска­зал бы..." Иног­да от по­доб­ных по­мыс­лов иной весь вспых­нет от гне­ва. На­до бо­роть­ся.

прп. Варсонофий

Ког­да бес­по­ко­ят по­мыс­лы, или сму­ща­ют, или тре­во­жат, то не на­до вхо­дить в раз­го­вор с ни­ми, а прос­то го­во­рить: „Да бу­дет во­ля Бо­жия!" Это очень ус­по­ка­и­ва­ет.

прп. Варсонофий

Мы, ес­ли и оку­нем­ся в сквер­ные по­мыс­лы,– да не уны­ва­ем, но ско­рее пос­пе­шим к чис­той во­де по­ка­я­ния и са­мо­у­ко­ре­ния, и Гос­подь Ми­ло­сер­дый прос­тит.

прп. Анатолий

Преподобного Никона, исповедника, старца Оптинского Неделя 6-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится», – только что мы слышали.

Сегодня день памяти преподобноисповедника старца Оптинского Никона. Воистину человек этот был праведной жизни, человек, который всей своей жизнью показал, как нам следует верить в Господа и Спасителя нашего, всей своей жизнью исповедовал веру православную. Эта вера в нем была велика. Милостью Божьею он поступил в Оптину пустынь в 1907-ом году.

Надо сказать, что в миру Николай, как звали будущего старца Никона, был нельзя сказать, что бы очень верующим. И долгое время он сомневался в монашестве, нужно ли оно ему, угодно ли оно Богу. Он жил в семье, где, как и во многих наших семьях имеется такое понятие, как обрядоверие. То есть многие из нас ходят в храм тоже. Им нравится Богослужение, и нам нравится Богослужение. Но они не проникнуты духом веры, не проникнуты духом истинного христианства. Мы знаем заповеди Божии, но почему-то по ним не живем. Почему-то нам кажется, что они созданы для других. Ведь мы должны по ним жить. Но мы не имеем возможность, какие-то оправдательные обстоятельства, которые позволяют нам делать какие-то те или иные отступления. Мы имеем право кого-то обсуждать, кого-то осуждать, и не понимаем при этом, что все это нас постепенно отводит от Бога и постепенно мы теряем ту веру, с которой мы пришли когда-то в храм Божий. Мы становимся именно обрядоверцами. Это на самом деле страшное явление. Даже в Греции, где православие является официальной религией, лишь 10% приблизительно населения ходит в храм регулярно и не являются членами каких-либо церковных общин. Основное количество людей в Греции знают три таинства: крещение, венчание и погребение (отпевание). Основная часть населения Российской Федерации 75% тоже исповедует себя православными. Но православные ли мы, и имеем ли мы веру, с которой можем называть себя именно христианами, людьми, которые со Христом?

Преподобный исповедник Никон часто во время гонений вспоминал сказанные старцем Варсанофием, его учителем, о котором мы, кстати, очень много знаем благодаря запискам преподобного Никона, которые получили название «Дневник послушника Николая». Может многие читали их. Они открывают жизнь Оптиной Пустыни начала 20-го века. Так вот преподобный Варсанофий Оптинский часто говорил: апостолы завещают: «испытывайте себя в вере ли вы» (2Кор. 13, 5). И продолжал: смотрите, что говорит тот же апостол: течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне готовится уже венец правды» (2Тим. 4, 7). Да великое дело сохранить, соблюсти веру. Поэтому я вам говорю: испытывайте себя в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадежное в своей участи.

Действительно, вера проверяется временем. И многие не выдерживают это испытание. Не выдержал испытания временем и брат преподобноисповедника Никона Иоанн, с которым они вместе пришли в обитель Оптину Пустынь, вместе в 1907-м году поселились в скиту Предтеченском. И даже надо сказать, Иоанн более желал монашества на тот период. Он был, может быть, более человеком эмоциональным, но в тоже время не смог он в себе веру укрепить. Вот это испытание веры постоянно прослеживается во всех измышлениях преподобноисповедника Никона, потому что время его, в которое он жил, было нелегко. Придя в скит в относительно благополучное время в 1907-м году, вначале он застал любовь к себе старца Варсанофия Оптинского, став фактически его соприиемником, будучи 19-тилетним отроком, много получил от него: духовные советы, которые помогли ему в жизни, наставления об Иисусовой молитве, по ним проникся духом монашества и христианства. Но застал же он и гонения, оклеветания старца Варсанофия. С ним он все это испытывал. Начались гонения после ухода старца Варсанофия и на отца Никона.

Долгое время он был, если так можно выразиться, второсортным иноком, на которого никто не обращал внимание. И потом были такие периоды, когда то семя духовное, которое положил отец Варсанофий, а также та любовь к Богу, которую имел отец Никон, в нем все переплавило. И он действительно стал духовным наставником. В течение более одного года с 1923 по 1924 год он оставался единственным старцем в Оптиной Пустыне, куда стекалось громадное количество народа. Народ не мог привыкнуть, не мог понять, как так сжимаются монастыри, исчезает старчество. Православному человеку нужно было с кем-то посоветоваться, получить духовное наставление, советы. И все они стекались в Оптину Пустынь.

Ну вот, а брат преподобноисповедника Никона не выдержал испытания временем и потерял со временем постепенно не только желание стать монахом. Он потерял и веру. По описаниям, он ушел из монастыря. Правда, перед этим его постригли на Афоне тайно. Он принял монашеский постриг с именем Матфей. И потом после этого женился. И долгие годы он о вере не задумывался. В его доме не было икон, он не общался со своим братом иеромонахом Никоном в тот момент. И даже тогда, когда на место ссылки преподобноисповедника Никона ехала его духовная дочь и зашла к Иоанну, чтобы тот может быть какое-то участие в судьбе своего брата принял, то Иоанн очень холодно к этому отнесся, скупо дав несколько рублей, чтобы передать своему брату. И с момента похорон их матери в 1926-м году он вообще никакого не имел общения со своим братом. И через многие-многие годы уже в 60-ых годах он вновь вспоминает о вере, уже находясь за границей в эмиграции, и желает приобщиться святых Христовых божественных Таин, желает общения тогда с духовными чадами давно усопшего преподобноисповедника Никона. Пытается приблизиться к ним.

К чему я это все говорю, братья и сестры. Для того, что бы мы эту веру, вот эту искорку веры не теряли, а только приумножали. Очень тонка эта грань нахождения с Богом. Очень важно нам постоянно обращать внимание даже на всякие мелочи нашей души. Всю грязь, которая у нас имеется, все это надо омывать слезами покаяния, идти сразу же на исповедь. Ничего в духовной жизни не бывает маловажного. Враг действует именно так постепенно. Постепенно нас отворачивает от Бога. И мы, как бы помня, что у нас была вера, многие годы можем считать себя верующими, а на самом деле уже достаточно далеко отойти в это время от Бога. Поэтому помните о том, что мы христиане, о том, что мы должны быть со Христом, о том, что наш путь – это путь евангельский, помнить заповеди, жить по заповедям Господним. Только так мы будем именно исповедовать веру свою, будем испытывать себя в вере мы или нет.

Преподобноисповедник Никон говорил: старайтесь всегда быть с Господом, и тогда сможете быть исповедниками Христовыми. Будете свидетельствовать о Нем также твердо, также безбоязненно, также чудесно, как свидетельствовали святые апостолы, святые мученики и все святые. Будьте всегда с Господом, имейте память Божию. Бойтесь отогнать из себя помощь Божию какими-либо грехами или помыслами греховными. Бойтесь оставаться без Господа. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6, 2), – так часто он повторял слова апостольские, говоря этим, что постоянно должны понимать, что именно сегодня день спасения, а не завтра, не откладывать свое спасение на завтра, когда изменятся условия, улучшатся какие-то материальные блага, может быть появится больше времени на молитву, на хождение в храм. Завтра это враг сегодня. Об этом мы должны помнить, что завтра у нас нет. У нас есть сегодня так же, как у нас нет вчера. Вчера – это наша память о тех событиях, которые были. Она нам нужна, чтобы действовать здесь и сейчас, действовать сегодня. Жить прошлым мы тоже не должны. Из прошлого мы должны извлекать уроки. Жить нужно настоящим. Здесь и сейчас мы находимся перед Христом, перед Его учением. Этим учением мы должны питать свои души, помнить, что только через познание истины возрастает в нас любовь, вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Преподобный исповедник Никон говорил: чувства любви ко Господу приходят по мере исполнения заповедей Его. То есть, когда мы исполняем заповеди, тогда мы и возрастаем в любви. Если же мы стоим на месте, топчемся, то ничего из этого нормально не выйдет. Выйдет только какое-нибудь предательство, как было предательство брата Никона Иоанна, который достаточно тяжело через 40 лет вспомнил о том, что он православный, милостью Божьей покаялся, принял таинства и переживал уже о своей бывшей супруге, что даже в ней своей этой холодностью он подавил начатки веры, которые изначально у нее были. И она умерла как безбожница без всякого покаяния, хотя доброе несомненно в ней было.

Поэтому будем об этом помнить, братья и сестры, не будем уподобляться предателям. В частности иеромонах Гурий такой был Ежов, который именно старца Никона нашего в общем-то и на заклание повел. То есть он спел канон о том, что Никон является организатором группировки монашеской. И по его доносу старца Никона сослали на глубокий север. Чуть-чуть он не доехал до Соловков. Изначальное место ссылки его были Соловки. Но навигации не было, поэтому его оставили в Кеми. Прожил три года в Кеми, это тоже Север, недалеко от Соловков, куда идет навигация до Соловков. И затем он был переселен после трех лет, уже больной туберкулезом, в Пинегу. Он принял все тоже это как по воле Божьей. То есть, он не стал обращаться ни к каким властям, чтобы ему переменили место ссылки, так как он был болен туберкулезом. Но он принял все, как от руки Божьей. И принял он свою кончину тоже в исповедании веры, ведя переписку со своими духовными чадами до последнего вздоха. Даже последняя записка неоконченная касается духовного чтения его. Он написал на клочке бумаги, как прекрасны православные книги. Он не закончил эту записку. Будучи глубоко больным, он отошел ко Господу вот в нынешний день 8-го июля. Примечательно, что вообще его жизнь очень сильно была связана с Иоанном Предтечей. Первое посещение Оптиной Пустыни было именно в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. И скончался он тоже на следующий день после дня зачатия Иоанна Предтечи.

Всем этим, братья и сестры, я хотел сказать только одно: испытывайте себя в вере, как говорил Варсанофий Оптинский. Внимательны будьте к своим сердцам, оценивайте в вере ли мы или отходим от нее. И в духовной жизни помните, что нет мелочей. Все важно. Каждое движение души, каждый помысел. Особенно важны помыслы, на которых мы застреваем, которые нас потихоньку от Бога отводят. И можем постепенно потерять нашу веру, которая является поистине нашим точильным камнем.

Много испытаний прошел преподобный исповедник Никон, как алмаз. Вы знаете, чтобы алмаз стал бриллиантом, его надо огранить. Так вот этих много граней, много стружки Господь снял с него этими испытаниями.

Дай Бог и нам с вами, когда будут испытания на нашу голову, тоже не пороптать, никого не осудить, а именно приобрести ту шлифовку заложенного в нас во всех алмаза, чтобы мы стали бриллиантами цельными для Бога и цельными для других людей в наш век.

Помоги всем Господи.
Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)