Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жить – не ту­жить, ни­ко­го не осуж­дать, ни­ко­му не до­саж­дать, и всем мое поч­те­ние.

преп. Амвросий

Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко – не на юру, а жить ти­хо.

преп. Амвросий

Это не ху­до, что вы обу­ча­е­тесь са­ми знать хо­зяй­ство; вы сос­тав­ле­ны не из од­ной ду­ши, но и из те­ла, а те­ло нуж­но для спа­се­ния ду­ши, на­доб­но же и о нем по­пе­щи­ся.

преп. Макарий

Память преподобного Паисия Величковского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша святая Церковь вспоминает память преподобного Паисия Величковского.

Родился он в 1722-м году в городе Полтаве, в Малороссии. Его брат был священник. Его отец был священник. Его дед был священник, и прадед был священник. Вот в таком роду родился человек. И как русская пословица гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает», и он с юных лет, поучающийся в книгах отцовых и дедовых, не любящий мира, а любящий только то, что может привести к воссоединению с Богом, он принимает решение идти по пути монашескому. Он поступает в Киево-Могилянскую академию, которая в тот момент была единственным таким духовным учреждением, ни капельки не меньшем, чем какие-то духовные учреждения Европы. Но там он сталкивается с тем, что совсем мало литературы духовной, и он не встретил того, чего искала его душа. А душа его искала полного воссоединения с Богом. И он, читающий Священные Писания, знал, что этого можно достичь путем молитвы. Вокруг себя он этого не обнаруживал, а обнаруживал только выполнение монашеских подвигов, выполнение послушания и много чего такого внешнего. А вот внутреннего, того, что он искал, не было. И он уходит из академии, и начинает скитаться по монастырям.

Преподобный Паисий Величковский

В конце концов, он принимает такое решение – пойти на святую гору Афон. Шел он туда пешком 4 года. Это не сейчас – сел на самолет, и через 4 часа ты находишься в любом святом месте мира. Человек проявил такую полную уверенность, настойчивость и целеустремленность задуманного им дела. Он решил искать духовного отца – старца именно на святой горе Афон в уделе Божьей Матери. И он его там нашел. Как раз в то время туда приехал старец Василий Поляномерульский, который совершил над ним вскоре постриг. А в 36 лет отец Паисий (такое получил он имя, раньше его звали Петр) сподобился принять священнический сан. И вот тут он как раз нашел то, о чем всегда мечтала его душа. Он нашел святоотеческие традиции, нашел книги древние, нашел переводчиков и стал переводить этот бесценный дар для нас. То есть отца Паисия можно назвать отцом русского монашества, потому что столько, сколько сделал он, не сделал, может быть, никто.

Вокруг себя в течение всей жизни он собрал такое монашеское братство, а окончил он свои дни последние в Нямецком монастыре в Молдавии, вокруг него было 1100 монахов. А люди, которых он научил монашескому деланию, привил им любовь к Богу, к святой жизни, явились основателями и возобновителями духовной жизни в России во многих монастырях. Это и Троице-Сергиева Лавра, и Оптина Пустынь, и Кирилло-Белозерский монастырь, и Валаамский, и Коневецкий, и Тихвинский, и Голутвинский монастыри, и Давидова Пустынь, Китаевская, Глинская и Саровская пустынь. И все это благодаря одному человеку. Представляете, что может быть, когда один единственный человек решает на своем жизненном пути, полностью предав себя Богу. Один единственный человек! То есть он настолько преображает себя сам. Как он учил: святые все от Духа Святаго и по Писанию святому учились, потому и стали святыми. Вот почему важно верить их учению и благоговеть перед ним, как перед словом Святого Духа.

Аще будете иметь сильное понуждение ко чтению отеческих книг и поучениям, которые в них, всегда себя исправлять, да подастся вам от Христа Бога теплое усердие и ревность. А когда же удалитесь от внимания и чтения отеческих книг, то ниспадете от мира Христова и любви, то есть от делания заповедей Христовых. И войдет в вас мятеж, молва и неустроение, душевное смущение и колебание безнадежия, друг же на друга роптание и осуждение.

И судя по тому, с каким духом люди приходят на исповедь, видно, что как раз ниспали они от духа Христова, ищут какой-то правды на земле. Но правды нет на земле. Правда на небе, как говорил один старец. Нет здесь правды. Правда ушла вместе со Христом на небо. И мы к ней стремимся. Мы стремимся на небеса, а не здесь что-то доказать миру и себе, как учит восточное учение: себя надо привести в равновесие с миром окружающим, показать себя миру, показать, что я сильнее этого мира, и что мир достоин меня. Совершенно не этому учит наше святоотеческое учение и Священное Писание. Наш мир на небе, а здесь мы должны научиться стяжать мир и спокойствие в душе. А это невозможно без молитвы, без послушания и без веры в святое Евангелие.

Как в одной книге написано: один из четырех грехов, в котором надо каяться постоянно: неверие словам Священного Писания. То есть мы читаем Священное Писание, но мы не верим в то, что там написано, а потом удивляемся, что мир вокруг нас черный, темный, мятущийся, мятежный, воинствующий и безбожный. И в этом виноваты мы сами, потому что точно также в таком же мире родился святой Паисий. Но он его преобразил для себя, а потом преобразился для всех людей, которые с ним были, потому что он стяжал благодаря послушанию, благодаря службам и благодаря молитве, которую стяжал от Бога, этот мир душевный, чистоту сердца, которой начал делиться. И люди увидели в нем это, поверили ему и пошли за ним. И посмотрите, сколько духовных плодов он оставил не только в Молдавии, не только здесь у нас в России, но и на всем земном шаре. Можно нас всех назвать учениками преподобного Паисия, но правда только тех, кто идет по его пути. Он так и оставил в своем завещании, что святые вся от Духа Святаго. Так и нам нужно стремиться стать святыми.

Одна маленькая девочка, когда ей позвонил священник и спросил — просто поразительные слова, трехлетняя девочка, уже умеет по телефону говорить — и священник у нее спрашивает: Машенька, вот тут дяденька пришел и спрашивает, зачем нужно креститься? И его поразил ответ этой девочки, которая тут же без раздумья сказала: чтобы стать святым. Она не была учеником святого Паисия, она не читала никаких святоотеческих книг, но она сказала то же самое, что говорил святой Паисий в течение всей своей жизни. Вот посмотрите: устами младенца глаголет истина – чтобы стать святым.

Крещение это залог святости. И это нам нужно хранить в наших детях, да и в себе. Вспомним, что мы имели в детстве, вот эту святость, которую имели. Куда мы ее растеряли, и зачем мы ее растеряли? За чем мы погнались, за эфемерными птичками этого земного мира. Одну в руки схватил, а она упорхнула, и опять бежишь за следующей. Ничего мы здесь не поймаем. Нам нужно поймать только одно – мир в душе, чистоту сердца. А это возможно только благодаря Священному Писанию и вере во все, что вокруг нас происходит. Не нужно переживать, что все происходит как-то не так. Главное, что мы верим в то, что ищущий Царство Небесное, обязательно получит его. Нам Священное Писание дано как раз, все заповеди, как жить по этому, дано нам настояние.

Нам такой подход завещал святой Паисий. Мы должны все время стремиться богатеть в Бога, а не в людей. А для этого только один путь — духовное внимание к себе и умное делание. Тогда Господь нам подаст и благодать Святого Духа и сердечное внимание, а также подаст и все материальное, что нужно лично не только вам, но и всем тем, кто находится рядом с вами, а особенно тем из вас, кто хочет идти по пути умного делания. В то же время по отношению к внешнему миру, к людям, которые живут вокруг нас, Боже упаси никогда никого не осуждать и ненавидеть. И не враждовать с теми, кто не идет по этому пути. Но при этом мы не должны поддаваться правилам жизни, которые нам навязывают эти люди. И вот только тогда мир вокруг нас измениться, если мы будем поступать так.

Молитвами преподобного Паисия Величковского, Господи, спаси и сохрани нас, грешных.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)