Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Во вре­мя мо­лит­вы долж­но ста­рать­ся от­вер­гать вся­кие по­мыс­лы и, не об­ра­щая на них вни­ма­ния, про­дол­жать мо­лит­ву, ес­ли же сту­же­ние по­мыс­лов очень уси­лит­ся, то опять долж­но про­сить про­тив них Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Амвросий

От блуд­ных по­мыс­лов сред­ства: сми­ре­ние, са­мо­у­ко­ре­ние, воз­дер­жа­ние, а па­че все­го – лю­бовь к ближ­ним – к сла­бым, не­мощ­ным, боль­ным, пле­нен­ным страс­тя­ми.

преп. Анатолий

Тяг­чай­шие бра­ни по­мыс­ла: блуд, уны­ние. На­до сми­рять­ся. Сми­ре­ние прив­ле­ка­ет по­мощь Бо­жию. Раст­ле­ва­ю­щее действие блуд­ных по­мыс­лов от ус­лаж­де­ния ими – на­дол­го отс­ту­па­ет бла­го­дать Бо­жия, прив­лечь ко­то­рую опять мож­но толь­ко по­ка­я­ни­ем иск­рен­ним и воз­дер­жа­ни­ем от этих по­мыс­лов.

преп. Никон

Память преподобного Варлаама Хутынского Суббота 21-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие о Господе братья и сестры, день памяти великого русского святого преподобного Варлаама Хутынского. Что же можно сказать о нем да и о нас?

Преподобный Варлаам жил в 12-м веке в великом городе Руси, который называется Великий Новгород. Все свое детство и юность он провел там. Он был сыном богатых и именитых граждан Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Их благочестивая жизнь дала хороший плод. Этот отрок, который родился у них, Алексий, с детства впустил в себя слова Священного Писания и решил посвятить Богу всю свою жизнь. Это вызывало у людей, в том числе и у родителей, некоторое недоумение, потому что вокруг столько всего хорошего и интересного, а он занимается этим. Он только любит читать священные книги, посещать храм Божий, а все время дома проводит в молитвах и посте. И на вопрос, почему же он так поступает, Алексий отвечал: жизнь — это только тень и сон, она вертится как колесо. Ибо радость его была только вечная — только превечная любовь к вечному Богу.

Как мало среди нас людей, которые живут таким образом. И какое счастье для нас, что среди нас всегда во веки веков были, есть и будут такие люди. А что же это было время за 12-й век? И насколько оно отличается от нынешнего времени? Как раньше на обезумевшей Руси попиралась святыня христианской любви, так и сейчас происходит то же самое. Мы все себя называем православными христианами, все крещеные или большинство из нас, но когда начинаем делить власть и деньги, все теряет для нас смысл. Льется братская кровь, везде идет грабеж, истязание своих братьев и сестер не в прямом смысле, но даже на словах. И вот в то время в 12-ом веке таким зачинщиком и разжигателем всех междоусобиц выступал Великий Новгород. Много сейчас от людей, как и тогда, можно слышать речи о каких-то свободах, о каком-то либерализме. Как это хорошо, давайте жить на западный манер.

Как много сейчас обвиняют нас в рабской любви к Богу, к правителям, что мы не идем на революцию и так далее. А потому что в народе православном не может быть каких-нибудь мечтаний о революции. Потому что православный человек чтит Закон Божий, где написано, что он должен почитать власть, какую заслужил. Неужели Господь, помня о всякой мошке, о каждой букашке помнит, а вот о бедном тебе забыл, дал тебе плохого правителя. Получается это ропот на Бога. Разве можно с ропотом на Бога в сердце со словами революционными: давай революцию, давай свободу, выйти куда-то и получить что-то. И примеры этому мы видим наглядно даже сейчас, то, что происходит рядом с нами. Мы прекрасно видим, к чему эти свободы привели.

Но люди в своем ожесточении продолжают винить всех и вся, а не свое собственное свободолюбивое бесовское свойство, желание анархии. И вот то же самое происходило в 12-ом веке в Великом Новгороде. И вот там родился такой человек Алексий, который принял постриг с именем Варлаам. За свою добродетельную подвижническую жизнь святой Варлаам был прославлен от Господа разными чудесами и дарами прозорливости. И сейчас есть такие святые, которые даже сейчас живут. Вроде бы нет таких подвигов, нет таких постов, но эти люди всегда есть и были. Можете не сомневаться. Именно благодаря молитвам этих людей жила и будет жить наша Русь.

Вот один человек приходил к великому старцу с единственным своим больным сыном, по дороге сын умер. Но он все равно пришел к святому испросить его святых молитв. И когда святой помолился, отрок ожил. Был в истории жизни Новгорода такой случай, который увековечен в истории. Как-то ехал преподобный к архиепископу Новгородскому Григорию. И уезжая от него, простившись, сказал ему: в следующий раз я к тебе приеду на санях. Ну как это летом можно приехать на санях в первые недели поста апостолов Петра и Павла? И действительно в тот день пошел снег, и преподобный приехал к нему на санях. И люди возроптали: как же это могло случиться, почему Господь не любит своих верноподданных христиан. А он сказал: так по промыслу Божию; всех успокоил. И на самом деле все потом убедились в чуде Божьем и промысле Божьем. Потому что этот мороз, который был, людей-то не поморозил, а поморозил только червей, которые были в огромном множестве на корнях посаженной пшеницы. Они-то и погибли. А на следующий день было уже солнышко, и травка зеленела. Вот так преподобный своим подвигом, своей молитвой все претворял в добро.

Был такой случай. Мы сейчас часто осуждаем, почему это происходит так, а это так. В Великом Новгороде была такая свобода, что, осудив человека прилюдно, брали камень, вешали на шею и кидали в Волхов. И вот однажды, проезжая мимо такого несчастного с камнем на шее, преподобный возымел такую ревность и испросил этого человека в себе. В другой же раз он ехал, точно такое же было осуждение. И он не испросил. Осужденного утопили. И люди начали спрашивать, почему же так. Как же так? Вот два осужденных, того вы спасли, а другого нет. На что он ответил: первый осужденный, да, он совершил этот поступок, да, он был справедливо наказан, но никто не зрел в его сердце. А в его сердце было покаяние. И он его взял, отправил в обитель, наставил многими словами. Он увидел сердце раскаянное. И там человек этот изменил свою жизнь в обители, стал монахом и совершил много добрых дел.

А про второго человека, которого святой не спас, он говорит, а зачем его спасать, он несправедливо осужден и умирает как мученик во Христе. Он спокойно перенес клятвы, которые на него пришли, и с великим христианским терпением их претерпел, и теперь вознагражден от Бога мученическим венцом. Что я могу, слабый немощной человек, сделать больше, чем он сделал сам для своей собственной души? Ибо это самое главное, что есть у нас. Забота наша самая главная должна быть лично о наших душах. Слово преподобного Серафима Саровского, оно же правдиво, истинно. То есть спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Ничего не изменилось, и никто не врет.

И еще о чем хотелось бы сказать. Среди небесных деяний Хутынского духоносца было такое чудо: чудо спасения Москвы. Это произошло в 1521-м году во время царствования великого князя Василия Третьего. Хотели разорить Русь в очередной раз. Но в это время слепая старица инокиня Вознесенского монастыря узрела в видении, как из Кремля выходят Крестным ходом наши архипастыри — святители Петр, Алексий и Иона, и уносят с собой святыню России и Москвы Владимирскую и кону Божьей Матери. А у Кремлевских ворот это шествие встречали преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский, которые упросили святых вернуть святыню в Москву и вымолить у Господа прощения для нашего, хоть и своевольного, строптивого, но все-таки духоносного народа. И все это так и произошло. Потом поехали послы с богатыми подарками к этому хану Махмед-Гирею. И все было нормально в этот год. Все было прощено именно по молитвам преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского.

Людям, которые приходили к преподобному Варлааму, он говорил о трех вещах, особенно начальникам. Начальникам он говорил так: первое, что не начальствовать над людьми такими же, как и они сами; второе, что начальствовать должно по закону; и третье, что не всегда они будут начальствовать, и что им тоже придется отдавать отчет перед Начальником жизни Богом. Потому что и над ними есть суд Божий. Перед своей кончиной он говорил своим ученикам: живите так, как будто готовитесь умирать каждый день. Истинная вера в небесного Отца есть совершенное доверие Его благости, чего по нашему маловерию у нас, к сожалению, нет.

Его премудростью, Его любовью, всецелым доверии Господу милующему было пропитано все житие преподобного Варлаама. Вспоминая его житие, можно вспомнить, как он жил: великое смирение, терпение скорбей, пребывание в неусыпной постоянной молитве. И запомним его слова: чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте и не клевещите, воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост, берегитесь судить неправедно, не клянитесь лживо. Давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям и будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)