Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Со­вер­ше­нию доб­ро­де­те­лей про­ти­во­дей­ству­ют и про­ти­вос­то­ят раз­лич­ные скор­би, соб­лаз­ны, пре­пя­т­ствия, и преж­де все­го от лю­дей, по­ду­ща­е­мых вра­гом на­ше­го спа­се­ния. Враг же­ла­ет восп­ре­пя­т­ство­вать доб­ро­му на­ме­ре­нию и вну­ша­ет лю­дям ми­ра се­го не­на­висть к ра­бам Бо­жи­им.

преп. Никон

Не за­би­вай­тесь в го­ру, не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, но со сми­рен­ны­ми ве­ди­те­ся: яже гла­го­ле­те в серд­цах ва­ших, на ло­жах ва­ших уми­ли­те­ся (Пс. 4, 5), заз­ри­те се­бя и уко­ри­те о не­исп­рав­ле­ни­ях, это луч­ше бу­дет вы­со­ких ва­ших исп­рав­ле­ний с са­мом­не­ни­ем о се­бе. По­ка на­хо­дим­ся мы на сей вой­не, не долж­но ни дер­зать, ни от­ча­и­вать­ся.

преп. Макарий

Бо­го­муд­рые от­цы на­у­ча­ют нас всег­да и во всем луч­ше се­бя уко­рять и во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае на се­бя воз­ла­гать ви­ну, а не на дру­гих.– Тог­да и об­ря­щем по­кой и мир ду­шев­ный и удер­жим­ся на ис­тин­ном пу­ти спа­се­ния.

преп. Амвросий

Преподобного Варсонофия Оптинского
Неделя 5-я Великого поста

Сегодняшнее воспоминание памяти преподобного старца Оптинского Варсонофия, воспоминание его жизни говорит о том, что этот святой пытался всей своей жизнью исполнять волю Божию. Если кто-то из нас читал и помнит, что он бо́льшую свою часть жизни прожил в мiру, но эта жизнь была действительно жизнью праведной. И он старался слышать зов Божий. Когда он ходил в Казани в Предтеченский монастырь, когда он молился у мощей свт. Варсонофия Казанского, то, действительно, голос Божий говорил ему о том, что необходимо избрать другую жизнь. И вот этот голос он послушал: он пришёл в Оптину пустынь и в Оптиной пустыни спустя некоторое время он принял иночество, монашество. Потом он был отправлен на войну с Японией, чтобы там напутствовать раненых, отпевать умерших. Он все исполнял без ропота, понимал, что это есть воля Божия, хотя она была для него тяжела не только потому, что это было далеко от той обители, которую он избрал, но потому что он уже был немолодого возраста. Такое его упование на Бога не было посрамлено. И когда он вновь вернулся в свою родную обитель, прожив здесь некоторое время, стал скитоначальником, вновь подвергся страданиям: он был оклеветан и был направлен в Голутвин монастырь, где в конце своей жизни, а именно, последний год своей жизни, был его настоятелем.

Вот действительно, удивительные слова, которые он сказал, когда ему предлагали лечение, предлагали какую-то помощь: «Оставьте, я хочу пребывать на кресте». Когда такое слышишь, то становится понятно, что, хотя мы и желаем быть со Спасителем, мы желаем видеть Его Светлое Христово Воскресение, но это Светлое Христово Воскресение, этот свет Христова Воскресения можно в полноте увидеть только со креста.

И вот если мы это будем понимать, тогда то, что с нами происходит в нашей жизни — те страдания, те какие-то неприятности, может быть, даже какие-то несправедливые гонения, непонимание окружающих нас людей — будут восприниматься нами понятно, с благодарностью. И мы будем осознавать, что это не просто напрасное что-то, происходящее в нашей жизни, а это воля Божия, которая совершается о нас, потому что именно через это мы идём путём Спасителя. Именно с Ним мы идём, восходя в Иерусалим, проходя через Голгофу, мы идём к Светлому Христову Воскресению.

И поэтому, дорогие братья и сестры, когда мы вспоминаем какого-то святого, особенно нашего близкого святого старца Оптинского, мы всегда должны смотреть на то жизнеописание, которое оставила для нас Церковь. Если мы будем внимательно изучать это жизнеописание, если мы будем проектировать это жизнеописание на свою жизнь, будем черпать оттуда примеры для жизни, подкрепления, и, может быть, даже какие-то решать недоуменные вопросы нашей жизни, то тем самым мы будем черпать и помощь от того святого, память которого мы сегодня вспоминаем — преподобного старца Варсонофия Оптинского.

Очень важное замечание, которое он говорил своему ученику преподобноисповеднику Никону. Он ему говорил, что необходимо быть всегда внимательным к своей жизни и замечать мельчайшие подробности жизни. Вот эти мельчайшие подробности — они являются великим Промыслом Божиим в жизни каждого человека. Если мы будем внимательно их замечать, если мы будем сопоставлять их с волей Божией, то мы увидим, что действительно через это, мельчайшее, казалось бы, в нашей жизни, будет открыта воля Божия о нас, и мы будем понимать, что Господь вот этими неприятными обстоятельствами ведёт нас ко спасению. Спаси Господи.

Епископ Можайский Леонид (Толмачев)