Аудио-трансляция

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

Неделя 2-я Великого поста Память преподобного Венедикта Нурсийского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, святая православная Церковь во второе воскресение Великого поста предлагает нам во время евангельского чтения за этим святым Богослужением поучение о вере. Вы слышали за Богослужением евангельское зачало, где было описано, как Господь исцелил немощного расслабленного человека. Но особое значение и знамение этого чуда, дорогие братья и сестры, заключается в том, что Господь исцелил немощного человека не по его вере, а по вере того, кто его принес. В один из дней, когда Господь проповедовал, из-за множества народа люди, принесшие этого больного немощного человека, не могли его внести в тот дом, где Господь проповедовал. И какая была любовь удивительная у этих людей к этому человеку, что они зашли на кровлю, разобрали кровлю этого дома, так чтобы можно было спустить вниз этого больного человека на лентии, на которой он лежал. Они это сделали. И так получилось, что они спустили специально на лентии (на веревках) этого больного человека перед Спасителем.

И в Евангелии записаны такие слова очень важные: Видя веру их (Мф. 9, 2), а не его. И Господь сказал: встань чадо от одра твоего и иди в дом твой. Насколько важны для нас, дорогие братья и сестры, эти слова и этот урок и поучение для нас. Насколько важна для нас, дорогие братья и сестры, наша взаимная, братская любовь и попечение о каждом из нас и друг о друге, потому что основанием нашей веры является Сам Господь, имя Которому, и сама духовная сущность Бога является любовью. И поэтому, дорогие братья и сестры, чем внимательнее мы будем жить, и чем внимательнее мы будем относиться друг к другу, тем сильнее будет наша вера и тем более она будет оправдана. Потому что вера, которая не имеет соответствующих евангельских добрых дел, она не имеет никакого смысла.

Именно наши дела определяют нашу веру. Праведник жив будет от веры, сказано. Очень главная ключевая фраза. Для нормального здравомыслящего человека понятно, что здесь главное слово в этом предложении это слова апостола Павла в послании к римлянам. Здесь главное слово в этом предложении — праведник. То есть не просто верующий человек будет спасен от веры, как спекулируют протестантские деноминации не христианские. Они называют себя, к сожалению, христианами. А по существу это страшное заблуждение, что они говорят, что если ты веришь, то ты спасен. Но и бесы веруют. Святой апостол Иаков так и пишет в своем соборном послании, что если вера не имеет никаких дел, то это вера бесовская. То есть, какой смысл имеет вера, если мы в своей жизни не выполняем святых Христовых заповедей, которые прописаны во всем евангельском повествовании.

Дорогие братья и сестры, в Ветхом завете во Второзаконии ветхозаветных заповедей более трехсот. И в Новом Завете в Евангелии тоже в контексте всех четырех Евангелий записано несколько сот заповедей, но они вмещаются только в две: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслью твоею, всею душею твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего» (Мф. 34, 37 - 39). Кто ближний твой? Те люди, которые окружают вас в своей жизни. Конечно, мы не можем любить, либо уважать, либо почитать тех людей в силу наших физических ограничений, которые имеет наша природа. Мы не можем все внимание оказать ни Африке, ни Азии, ни Европе. То есть где мы общаемся, где мы живем — это наша граница на сколько мы можем. Если мы переехали в другое место в силу ряда причин, пожалуйста, где мы заново живем, там мы настраиваем свою жизнь по евангельским заповедям. Это самое главное, дорогие братья и сестры.

Начало настоящей действенной любви, святитель Иоанн Златоуст говорит, начинается дело через покаяние и через эту мысль (это святитель Иоанн Златоуст подчеркивает), когда человек понимает, что он не просто грешен и согрешил, а когда он понимает, что он на этой земле временный, дорогие братья и сестры. Начало премудрости страх Господень. Начало премудрости, святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда человек понимает, что он не просто временный, не просто смертный, не просто согрешивший перед Богом и потерявший благодать через наших прародителей либо через наших предков, либо через свои личные грехи. Задача, видя свою немощь, понимать, что мы здесь временные гости. Нам дана возможность каждому из нас пройти тот путь в свое время, который не прошли наши прародители Адам и Ева. То есть фактически возобновляем каждый свое дело, и своими делами мы показываем, верующие ли мы люди или нет. Потому что вера определяется делами. Невозможно Бога любить одними пожеланиями и одной внутренней верой, потому что как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, говорит Иоанн Богослов, а брата, который создан по образу и подобию Божию, ненавидишь (1 Ин. 4, 20). Так не может быть. Если ты действительно знаешь умом и сердцем, благодатно знаешь лично Бога, человек обязательно в этом состоянии начинает всей душой, всем своим существом служить Богу и ближнему.

Самый яркий пример. Сегодня празднуется память преподобного Венедикта Нурсийского, одного из великих столпов православной Церкви. Его образ жизни является настолько ярким примером. Обязательно нужно причитать, изучить его жизнеописание, дорогие братья и сестры. Начинал он с послушания и всю жизнь прожил на послушании. То есть вся жизнь его не просто монашеский путь, как все монахи, но его путь это действительно осознание, что он не имел по слову апостола Павла в этом мире ни града, ни отечества. Потому что вся жизнь его была направлена на служение Богу и ближнему. Посмотрите, какой подвиг и труд этот великий угодник Божий совершил, собрав множество монашествующих. Он привел к спасению множество людей, которые исчисляются тысячами, а может быть и десятками тысяч. Невозможно охватить то количество людей, которым он принес духовную пользу, дорогие братья и сестры. И это не только монашествующие, это и миряне. Потому что в свое время, когда Господь прославил его как своего угодника, к нему шли люди, множество, прося его помощи и защиты. И даже когда, вот представьте себе, имея от Бога дерзновение он совершал чудеса, он проповедовал Того, Который дает эту благодать. Кто дает эту благодать? Наш Господь.

За что дает Бог эти знамения и чудеса, за что Господь дает мир в душе, за что Господь дает человеку благополучие и счастье в этой жизни? Если человек настроил свою душу и сердце жить честно и праведно. Не думайте, дорогие братья и сестры, что для стяжания святости надо оставить все. Можно на каждом месте, как говорит святой пророк Давид, «на всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102, 22). Где вы находитесь — в семейной ли жизни, в труде, в обществе, на работе, в школе, вы совершаете все так, как вам положено по заповедям и по закону, потому что эти и есть выполнение святых Христовых заповедей, это и есть Завет Новый Божий, завет с людьми. Все построено в мире, особенно в христианской цивилизации, на послушании Богу. А послушание выражается в труде, потому что невозможно верить, это самообман, что человек думает, что он верить в Бога и даже старается жить по заповедям, если он не трудится на пользу общества, на пользу семьи и ближнего, он не просто эгоист, а человек, который просто сам себя обманывает. Невозможно. Как можно верить в Бога, Который есть любовь, Который каждое мгновение нашей жизни нам благодетельствует, дорогие братья и сестры.

Следующее святитель Иоанн Златоуст в своем поучении подчеркивает и приносит нам в этом поучении, чтобы мы понимали следующее, что важно для нас. Это обязательно помимо покаяния, это в первую очередь, помимо веры православной, безусловно, да, и помимо того, что человек осознает, что здесь он временный гость, и пришел в этот мир, чтобы себя проявить и по результатам нашей деятельности, дорогие братья и сестры, как мы прожили эту жизнь временную очень короткую. Для многих бывает, не успел младенец бедный родиться, он уже в утробе матери может умереть. Некоторые чуть больше живут, некоторые сто лет проживают. Но, дорогие братья и сестры, что человек вобрал в этой жизни, то он получит в будущем веке. С чем можно сравнить? Вот посмотрите, Господь говорит в Евангелии: от сердца происходят помышления, лукавые, злые. Как поучает нас преподобный Макарий Великий, что в сердце человека после грехопадения теперь смешано добро и зло. И поэтому, куда наше сердце больше располагается, то является свидетельством либо мы на правильном пути, либо на погибельном. Все мы, братья и сестры, носители первородного греха. Нет ни одного человека, который не был бы сопричастен греху нашего прародителя и наших предков. И поэтому мы все повреждены, и нет оправданий, что кому-то легче спасаться, кому-то сложнее.

Всем дана определенная задача. И наше попечение о нашей душе должно именно в этом заключаться, чтобы в свете христианских заповедей, в сете христианской чистоты, веры, целомудрия выстраивать свою жизнь. А это обязательно, дорогие братья и сестры. Уже действие благодати Божьей оно постепенно исцеляет наше сердце. И вместо источника зла наше сердце становится источником добра. Это знаете с чем можно сравнить для примера. Это будет особенно понятно для молодежи, для тех, кто владеет компьютером. Сердце — это жесткий диск. Какая информация туда положена, то она и будет выдаваться. Такого быть не может, чтобы туда положили что-то ужасное, а чтобы доброе на мониторе появлялось. Вот поэтому эта задача — обновление нашего сердца. И начинается оно, братья и сестры, от веры православной и от покаяния.

Весь наш жизненный путь должен быть освещен верой и покаянием и доброделанием. Вне этого не может быть никакого спасения. Потому что наша жизнь, время, которое мы здесь получили, предполагает обязательный труд. Посмотрите, сколько примеров и особенно сегодня мы почитаем память преподобного Венедикта. Посмотрите, он прошел все ступени покаяния. Иоанн Лествичник «Лествицу», книгу свою, написал чтобы препобедить страсти. Чтобы взойти по степеням добродетелей, нужно предварительно взойти, победить страсти, нижние ступени. Пока человек не прошел этот путь, стяжание благодати почти невозможно. Поэтому нам наша жизнь дана, как сокровище, для того чтобы мы успели им воспользоваться. Чтобы не просто получить веру, как мудрые девы, не просто сохранить веру и целомудрие. Но еще, видите, они с собой несли дополнительно масло. А что такое масло? Это образ милости, это образ молитвы, это образ добродетельной жизни. Это символ добра. И не только чтобы его хватало, чтобы лампада нашего сердца горела и светила, но нужен обязательно еще запас добродетелей. Потому что это является тогда следствием и сокровищем нашего сердца. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, говорит Господь. Это очень важно. Опять же, что мы положили в свое сердце, то и получим в своей жизни. И поэтому будем молиться преподобному Венедикту, чтобы его святыми молитвами Господь укрепил нашу веру.

И особенно, дорогие братья и сестры, сегодня наш дорогой отец наместник — именинник. Помолимся об укреплении его здравия, чтобы Господь дал ему еще силы долгие годы нести свой очень трудный, очень тяжелый и очень ответственный крест настоятельства. Потому что одно дело. когда человек живет один, он отвечает за себя, когда он в семье, он уже отвечает за семью. А когда человек возглавляет Обитель, это уже огромная семья, это уже сотня, а бывает и тысяча людей, которые у него не просто на попечении, а люди, которые вверили свои души его труду, вере, доверяя ему полностью свою душу, чтобы он вел людей ко спасению. Поэтому в этот день особо пожелаем ему помощи Божьей, благодати, радости, чтобы всегда Господь его укреплял, не взирая на его ужасающие немощи физические в силу возраста. Поэтому будем молиться за именинника, чтобы Господь укрепил его. Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)