Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли бу­дут хва­лить, долж­но мол­чать – ни­че­го не го­во­рить.

преп. Амвросий

Пох­ва­лам о се­бе не вни­май и бой­ся их, пом­ни – кто-то из свя­тых от­цов го­во­рит: ес­ли кто хва­лит те­бя, жди от не­го и уко­риз­ну.

преп. Иларион

Долж­ны нас уст­ра­шать вся­кая сла­ва и пох­ва­ла че­ло­ве­чес­кая, ибо, по уче­нию свя­тых от­цев, „не толь­ко при­ем­ляй сла­ву от че­ло­век, но да­же и слы­шай шум сло­вес сих с ус­лаж­де­ни­ем, ли­ша­ет­ся веч­но сла­вы". Не по­пус­ти, Гос­по­ди, нам ув­лечь­ся ус­лаж­де­ни­ем здеш­ней су­ет­ной сла­вы!

преп. Макарий

Ад и рай русской души

Жизнь человека должна стать Гимном Святой Троице! Свободным, радостным, светлым вдохновляющим Гимном! Как в капле воды отражается солнце — так человеческое сердце способно стать неопалимой купиной, отражающей явление Божественной Славы.

Но с какой беззаботной легкостью человек коверкает, корежит, ломает свою жизнь! Не ожерельями добродетелей украшает он свою душу, но в загон для скота, в концлагерь, в помойку, в беспросветный ад — превращает сердце свое… Образ Божий, прекрасный и лучезарный, он бросает, не задумываясь, в мрачное болото страстей…

И все это он называет «свободой», «любовью», «новизной», «радостью жизни и ее смыслом».

Грех делает человека не похожим на себя!

Почти всю свою жизнь человек ищет — и не там. Всю беспокойную ночь своей жизни он трудится, забрасывает сети, лихорадочно ищет счастья, успеха, понимания, смысла. Ловит и тут, и там. Но сети его души так и остаются пустыми...

Человеку не хватает глубины.

Все настоящее, истинное, сильное скрыто, как сокровище, в глубине. И чтобы стать обладателем этого сокровища, нужен труд, пот, скорби, болезни, кровь! Но как часто мы пытаемся устроиться так, чтобы все необходимое было рядом, под рукой, на поверхности, прямо у борта: легкомысленные отношения, быстрые деньги, мгновенный успех, быстрорастворимая нирвана!

…Проходят дни, годы, а душа так и не наполняется благодатию. Проходит жизнь, а сердце остается пустым и холодным. Лишь мутная вода повседневных пустых забот… Только уродливая «красота» мира, которая не способна усладить сердце…

А где-то совсем рядом настоящая прекрасная жатва: правда, вера, истина, любовь, глубокий смысл жизни, неложная красота, от которой может расцвести и запеть душа!

Но человеку достаются лишь призраки и фантомы. Искусственные цветы мертвой унылой жизни... Позади — только страшные тени безполезно прожитых, искалеченных, исковерканных лет. Впереди — только шепот смерти.

Жизнь любого человека — это многообразное, волнующееся море скорбей, из которых главная скорбь это отсутствие Бога в его сердце. И жизнь человека — это прекраснейшее созвездие неизреченных радостей, главная из которых — Христос в нашей душе.

И если каждый из нас не заглушит в себе звучание Божественного зова, если найдет в себе желание и силы оторваться от мелководия жизни, если оттолкнется веслом покаяния от зловонного берега греха и отплывет на глубину духовной жизни, если обретет наконец-то потерянный ключ от своего собственного сердца, то Господь даст каждому столько благодати, столько неизреченной радости, столько сердечной полноты, что все сокровища мира покажутся нам жалкими игрушками!   

«Я есмь лоза, а вы — ветви, — говорит Господь, — кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. …Как ветвь не может приносить плода сама  собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне!»

Самое главное — это «быть на Лозе», т. е. в Церкви Христовой, которую св.отцы называют «прекрасной голубицей, единственной материю христиан…»

Без благословения Божия все труды человеческие все устремления напрасны, суетны, тщетны. «Куда бы ни  обратилась человеческая душа, — говорит блаж. Августин, — всюду, кроме Тебя, Господи, она наткнется на боль!»

Без Бога душа, как подстреленная птица, — не знает, где обрести ей покой и исцеление!

Блаженный авва Иустин Сербский говорит, что «русская душа имеет свой рай и свой ад. Нет нигде более страшного ада и более дивного рая, чем в душе русской. Ни один человек не падает так глубоко, до крайнего зла, как русский человек, но и в то же время и ни один человек не взмывает так высоко, до вершин, превышающих все вершины, как русский человек. Русская душа — это самое драматичное поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и бесы».

... Русский человек, как никто другой, знает, что такое падение в бездну и что такое — огненные муки совести. Душа русского человека — это маятник, качающийся между пропастью и Небом.

Если человек живет только поиском постоянно обновляющихся наслаждений и удовольствий, — то его душа превращается в безблагодатную сухую ветвь, в которой нет настоящей жизни.

Если им движет желание обогащаться любой ценой, любыми средствами — то это топкая обманчивая тропинка приведет его в болото погибели. Жизнь только ради себя и во имя себя — это гулкий, унылый тупик, эхо которого отражается на дне адовом. Если душа человека не ищет Бога, то для человека нет ничего вокруг, во что бы ни проникла смерть. Все в его жизни буквально пронизано дыханием смерти: и его дела, и его удовольствия, и его мысли, и поступки и все его идеи. Смерть невидимо проникает в сердце, холодное без благодати Божией и безжалостно разрушает его.

И только молитва, упование на Промысл Божий, жизнь в Церкви — дарят нам дыхание жизни!  Потому, что Бог — Он есть Сама Жизнь! Все, что без Него и вне Его — смерть, разрушение, хаос. И все, что через Него и во Имя Его — мир, вдохновение, любовь и радость!

«Бог есть Любовь».

И человеческое сердце должно возжелать жить внутри этого тихого, смиренного, кроткого потока Божественной Любви!

Наша повседневная реальность, кажущаяся нам зачастую малоинтересной и скучной — должна стать вместилищем Благодати Божией. Господь в силах осветить наши унылые будни красками вдохновения и любви! Но для этого мы сами должны восхотеть этого свежего воздуха Божественного Присутствия в нашей жизни.

Бог не хочет, чтобы человек был «захвачен Им в плен». Он желает, чтобы человеческое сердце было добровольно объято Его Любовью. Путь Духа — это симфония двух доверий: Бога и человека.

Придя к вере, человек начинает глубоко ощущать, что весь мир, сотканный из иллюзий с его так называемыми благами, вся Вселенная не способны дать его душе то, что дает ему Щедродательный Бог!

Христос наполняет невидимо весь мир и каждое человеческое сердце трепетной Тайной: тайной Вечности, тайной Своей Великой любви к людям.

Преподобный Силуан, познавший эту Тайну Божественной любви, неустанно воззывал ко всему человечеству: «О, люди! Я посадил бы вас на высокую гору, чтобы с высоты ее вы могли увидеть кроткое и милостивое лицо Господа, и возрадовались бы сердца ваши!»

Вся наша жизнь, наше мироощущение, все наши дела, мысли, поступки, отношения с ближними должны быть построены только в перспективе Евангельского Благовестия. И пугающе страшно, если в нашей душе не будет рождаться ростков этой новой, молитвенной, светлой жизни. Если в сердце не будет волнующих беспокойных вопросов: «как спастись?», «как очиститься от скверны греховной жизни?», «как наполнить душу свою Любовью?»

Печально, если перед нами будут стоять только земные задачи: «что поесть и во что одеться?», «как сегодня развлечься и где сегодня убить время?»… Диавол постоянно пытается повернуть курс нашей души на «реставрацию ветхого человека», хочет, чтобы человек задохнулся в бездушной атмосфере непрестанного карнавала смерти...

И только Бог, как смиренный Огонь, может попалить в нашей душе все мертвое, все пустое и помочь ей «родиться свыше». Верующий человек ежедневно живет в атмосфере жизни как Божественного Чуда. Духовная радость наполняет все пространство его сердца.

...Но мысль о непрестанной, безмятежной, бесскорбной жизни — это всегда однозначно химера для христианина. «В мире скорбны будете, — говорит Сам Спаситель Мира, — но дерзайте, ибо Я победил мир».

И часто, после призывающей благодати, когда душа человека, обретя Бога, летает на Крыльях Любви, начинается время серьезных испытаний. Он проходит через страшные пытки непонимания ближних, через мертвое время оскудения молитвы и духовной ревности.

На Фаворе Господь преобразился, показал Свою славу ученикам–апостолам, чтобы они убедились, что Христос — Сын Божий, чтобы укрепились перед страданиями и распятием своего Божественного Учителя! Может быть, и нам Господь дает пережить фаворское сияние призывающей благодати, чтобы потом — во время скорбей, страданий, болезней, душевных кризисов, во время нашей собственной неизбежной Голгофы мы бы не растерялись и не заунывали.

«Скорби показывают нам Того, Кто превыше всех скорбей, — говорит старец Емелиан Афонский. — Радости являют Того, Кто есть Начальник над всеми радостями!»

«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира».

«Адам, — по выражению свт. Василия Великого, — захотел стать Богом вне Бога и помимо Бога. Эту же попытку предпринимает всякий, кто желает совершенства без Христа и спасение — вне Церкви».

Русский народ уже предпринимал эту страшную гордую попытку совершенства без Бога и помимо Бога. И вместо обещанного сладкого земного рая он сполна вкусил адскую горечь разрушения своей собственной души. «Русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и бесы…»

«Ад» — по-гречески — это место, где не видно, где ни один взгляд не встречается с другими. Чтобы наша жизнь уже здесь, на земле, не превратилась в ад, нужно научиться чувствовать и видеть людей вокруг себя. Наши взгляды должны встречаться! Любовь — это спасительный мостик от одного сердца к другому.

Композитор умеет талантливо владеть звуками. У художника есть разнообразные великолепные краски. А у души человеческой тоже есть свои таинственные краски и звуки. Любовь и смирение — это мелодия и палитра души христианина!

Русская душа!!!

Это целый океан разнообразнейших утонченных красок. Это бесконечный поиск внутреннего глубокого смысла. Но это одновременно и плач и скорбь и болезненное желание беспечно  пройтись по самому краю жизненной пропасти, чтобы екнуло сердце и пахнуло смертным холодом бездны.

Русская душа — это детская простота, это чистая мелодия веры, но вместе с тем это и ненасытное опьянение грехом, вечный соблазн безумного саморазрушения.

Русская душа — это неразгаданная тайна. Это — сияющий жемчуг смирения. Это кроткая радуга Евангельских добродетелей. Это раненная прекрасная птица, жаждущая Небесного полета.

Благоразумный и опытный садовник не просто наблюдает за своим вертоградом… Он старательно за ним ухаживает. Так же и каждый из нас, как мудрый и добрый садовник, должен трепетно и внимательно ухаживать за своей душой. Чтобы как можно меньше в ней было темных пятен греха. Чтобы прекратила она свое бегство от Бога. Чтобы стала она полноводной прозрачной рекой благодати.

Вся беспощадная борьба в мире идет только за человеческую душу. И линия фронта проходит через самую середину нашего сердца.

Нет нигде более страшного ада и более дивного рая, чем в русской душе!

Впереди у нас — еще много падений. Много скорбей и болезней. И никому не удастся избежать неудач и ошибок. Наш жизненный путь никогда не окажется гладким. Но среди всех треволнений и бурь, среди удушающей стихии греха и борьбы за собственную душу надо помнить только одно:

МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА НА БЕГСТВО!