Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Долж­но все­ми ме­ра­ми ста­рать­ся удер­жи­вать се­бя, да­бы не при­об­ресть се­бе нес­ча­ст­но­го на­вы­ка ко гне­ву, ка­ко­вый нес­нос­ный по­рок не столь­ко за­ме­тен бы­ва­ет в се­бе, сколь­ко ви­ден он в дру­гих, и гне­ва­ю­щи­е­ся всуе по­вин­ны бы­ва­ют ге­ен­не ог­нен­ной.

преп. Антоний

Как най­дет на те­бя разд­ра­же­ние, твер­ди толь­ко: „Гос­по­ди, по­ми­луй". Мо­лит­вой вся­кая сквер­на очи­ща­ет­ся.

преп. Нектарий

Нам не на­доб­но ув­ле­кать­ся со­бою, что мы луч­ше дру­гих, но счи­тать се­бя пос­лед­ней­ши­ми из всех; в сем-то сос­то­ит и ра­зум ду­хов­ный, и ду­хов­ное обу­че­ние.

преп. Макарий

В Церкви всегда весна

В Церкви всегда весна. И никакие земные стужи не смогут победить ее славное небесное тепло!

Церковь — это та благодатная среда, где верующий человек каждый день переживает — как чудо. Где нищий во Христе становится царем. И царь ради Христа превращается в нищего… Где все живут «единем сердцем»! Церковь — это единое соборное молитвенное дыхание за страждущий во грехе мир!

Настолько наша жизнь бывает преисполнена суеты, беспечности, хаоса, смехотворства, что человек просто забывает о цели и смысле своего пребывания на земле. Человек истощает энергию своей души на плотское восприятие бытия. Растрачивает силы души в томящем земном марафоне.

Настолько сердце бывает погружено в стихию греха, что человек, чаще всего, боится встречи с самим собой. И это, наверное, действительно страшно — увидеть себя настоящего, без грима, без пудры, без многочисленных масок. Но если мы не пойдем на эту таинственную встречу с собой — значит, мы не встретимся с Богом!

А человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом! Только ради этой прекрасной встречи созданы бесчисленные мириады звезд. Только ради нее, этой таинственной встречи — ночь сменяется днем и день ночью. Только ради нее беспокойно стучит человеческое сердце. Только об этой встрече шумит свою песнь океан. Только для этой встречи человек движется, живет и дышит. Человек рождается и умирает, чтобы в этот мимолетный и хрупкий промежуток времени, который называется жизнью — успеть встретиться с Богом!

Все вокруг зовет человека на встречу с Небом: и колокольчики скорбей и болезней будят его от скучной земной спячки; и совесть, если она не сожжена еще до тла грехом, настраивает человеческое сердце на небесную частоту. «Взыщите Бога и жива будет душа ваша»! Только поиск Истины, поиск Бога, желание встречи со Христом  делает человеческую душу живой. «Душа, — как говорит Тертуллиан, — уже по природе христианка». В ней заложено Богом стремление к Вечности. Ее нужно только встряхнуть от сна и показать прекрасный путь ко Христу!

Преп. Амвросий Оптинский замечает, что «зло всегда пытается забежать вперед»! Забежать вперед, чтобы помешать встрече человека с Богом. Но все-таки эта встреча должна состояться.  Душа тоскует по Небу!

Путь один и закон один: от видения глубины своего падения, от смиренного взгляда на свою истрепанную страстями душу, от осознания своей страшной греховности человек восходит на высоту встречи со Христом! И тогда освящается жизнь, обретается ее Великий Смысл и становится человеку понятным: кто он и куда ему идти!

Церковь — это преодоление одиночества! Верующий человек никогда не бывает одиноким. Он — вместе со всеми людьми. Вместе с ангелами и святыми. Он — вместе с Самим Христом!

Господь  пытается научить нас самому главному — любви! Ношению немощей друг друга, болезней, странностей, чудачеств, несовершенств. Потому, что мы все  — очень и очень разные. Отличаемся друг от друга и ростом, и весом, и цветом глаз, и количеством волос на голове. Но еще сильнее разнимся мы характером наших душ!

Душа каждого имеет свой тонкий оттенок, свой совершенно неповторимый рисунок, свои полутона, свой аромат! И, безусловно, у каждого свои страсти, привычки, свой «запинающий грех», «свой театр военных действий».  Но все мы составляем одно целое — Церковь, Тело Христово! И каждый член этого Тела — единственный и неповторимый! «Страдает ли один член, — говорит ап.Павел, — страдают с ним все члены. Славится ли один член — с ним радуются все члены!» В Церкви мы узнаем радость соборности, радость единства во Христе! Церковь помогает нам идти наощупь в сумерках земной жизни.

Преп.Макарий Вел. восклицает прекрасно, что «управляемые единым Христовым Духом, и питаемые единым живым Словом Истины, мы должны для обретения общего покоя приводиться в созвучие любовью, простотой, добротой, радостью!» И, поистине, блаженно это прекрасное созвучие, если оно будет в Церкви, в наших сердцах, в нашей дорогой Отчизне!

Христианин не может не быть вместе со всем миром! Верующий человек живет трагедию этого мира. Он скорбит о том, что мир отвергает Бога и что люди желают жить автономно от создавшего их Творца. Христианин помогает миру тем, что старается стяжать мир в своем сердце. «Стяжи мир и вокруг тебя спасутся тысячи».

Но сердечный мир — это не безразличное спокойствие и не уход от внешних проблем в скорлупу эгоизма. Сердечный мир может произрасти только из глубокой любви к Богу, к людям, ко всему окружающему миру. Этот мир может дать только Бог. И посылается он не только за поклоны, за мозоли на коленях, за пост, за голодный желудок. Он даруется Богом — за смирение, и кротость! За терпеливое несение своего жизненного креста.

О самом сокровенном духовном делании напоминает Премудрый Соломон, когда говорит: «Больше всего оберегаемого — оберегай свое сердце, ибо из него исходит жизнь». Не жилище, значит, оберегай бронированной металлической дверью, ни кошелёк прячь подальше от жуликов, а… сердце храни от расхищающих его невидимых врагов.

Именно там, в загадочной глубине нашего сердца, а не во внешних обстоятельствах жизни, происходят самые важные, самые главные, самые неожиданные события. Сердце — это те таинственные подмостки, на которых разыгрывается драма человеческой жизни! «…Диавол с Богом борется, — восклицал Достоевский, — а место битвы — сердца людей

И если мы идем по сумеркам нашего земного бытия с ненапоенными благодатию сердцами, если мы не зажигаем пред своей совестью Евангельскую свечу — то мы не найдем дороги!

Преп.Максим Исповедник замечательно говорит, что человеку «нужно бороться за Бога!» Через оглушительную канонаду мира, через бесчисленные искушения и соблазны, через вязкую сладость своих страстишек — человек должен прорываться к Богу, к Свету, к Вечности, к Небу! Земная жизнь — это проверка нашего желания быть в Вечности с Богом! Сам Господь показывает всему человечеству главное для него делание: «Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды его, а это все — приложится вам».

Покаяние — вот тот свежий, радостный, обжигающий ветер, который выгоняет из нашего сердца мрачные греховные пары. Только из опыта познания своего глубокого духовного падения, своего несовершенства, из опыта разочарования в себе самом, человек может обрести вдохновенные  крылья для духовного полета! Грех разбивает, раскалывает, раздробляет человеческую душу, лишает ее целостности. И только покаяние — исцеляет человека. Делает его целым, здоровым.

И мы видим сегодня как Россия, наше Отечество, разбрелась в разные стороны в погоне за земным временным и неглавным, которое дробит, раскалывает, разъединяет людей.  И порою кажется, что уже не просматривается ее прекрасный, светлый, небесный лик сквозь мишуру казино, игральных автоматов, рекламы, безбожия, страшной внутренней пустоты.

И что же делать верующим людям, которым «больно, — как говорит старец Паисий, — за то, что сейчас творится в мире»? Слиться с этим апостасийным миром, приняв его жестокие правила, и ложные ценности? Или надменно, с чувством собственной правоты, отвернуться от этого мира, как от прокаженного, оставив его погибать в мерзкой трясине греха?

Задача христиан — крайне трудная, но очень высокая и вдохновенная: не сливаясь с этим миром преображать его. По словам преп. Максима отношение Церкви к миру должно быть «не чувственным, не бесчувственным, но сочувственным». Сочувственным — значит имеющим сострадательную любовь! «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех».

Человеческая жизнь на земле — это миг, это вздох, это тусклая искра в ночи Вечности, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба… Человек бредёт по пустыни своей жизни. Ухватывает обрывки каких-то впечатлений. Окружает себя «игрушками для взрослых». И кажется ему, что жить он будет ещё очень и очень долго, и что жизнь его будет как прекрасный, искрящийся, непрекращающийся праздник! И кажется ему, что он многого достигает в жизни. Он надеется на свой разум, на свои силы, на свой интеллект!

Кто-то замечательно сказал, что «мы знаем, что должны умереть, но не верим в это…» Мы отворачиваемся от памяти смертной и вглядываемся, радостно и широко, в пёстрый хаос, который считаем и называем настоящей жизнью… Вот она настоящая, прекрасная непрекращающаяся жизнь: искрится шампанским, заманчиво шуршит денежными купюрами, мигает радугой казино!

Слышит он радостный, зовущий к Небу звон церковных колоколов, но не решается зайти в глубину храма… И когда-то кем-то подаренное Евангелие так и лежит, и пылится невостребованным среди прочих обычных книг. И крестик человек не носит, и перекреститься стесняется.

Может быть, о нас рассуждала преподобная Синклитикия ещё в четвёртом веке:  «…Злоба и огорчения сопутствуют их жизни: если они желают чужих богатств, то томятся; если они бедны, то мучаются; если богаты, то сходят с ума…» Мы и томимся, и мучаемся, и сходим с ума!

Изрыгающий свою наглую огненную лаву вулкан суетливости, спешки, хаоса, беготни, хронической нехватки времени, — полностью накрывает человека…. Человек живёт без Бога. И ему хочется спрятаться от Бога в своих многочисленных делах, наслаждениях, земных утехах. Но как прекрасно говорит Старец Паисий: «Мы плывём по реке жизни, строим какие-то планы, хотим чего-то добиться, но течение реки уносит нас далеко от того места, где мы хотели бы оказаться…»

Неожиданные болезни, жизненные трудности, скорби, душевные надломы в одно мгновение рушат тщательно выстроенную иллюзорную земную пирамиду и человек остаётся лицом к лицу с совсем другой реальностью жизни…. Вместо внешних земных пространств, у него появляется возможность начать осваивать внутренние духовные пространство своей души. Он пытается обрести свободу. Но до тех пор, пока человек привязан к чему-либо в этом мире больше, чем к Богу, он не может быть свободным. Если он привязан к своей собачке, значит он — раб своего домашнего животного. Если он привязан к своей новой машине, то он — раб блестящей груды металла.

От нас самих зависит — чем мы сделаем наше сердце: грязной и смрадной свалкой порока или благоухающим садом добродетелей.

Апостол Павел говорит: «Плод же духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание». Обрящутся ли на древе нашей души эти добрые плоды — плоды покаяния, сокрушения, смирения, веры?

Потому, что просто внешняя христианская жизнь: хождение в храм, чтение правил, соблюдение постов — не принесёт нам никакой пользы, если мы при этом не будем делать главного — изменять своё сердце, изменять свои мысли, изменять свою жизнь…

Наша духовная жизнь и духовная борьба проходят не в какой-то абстрактной, выдуманной плоскости, а в конкретной, простой, ежедневной, будничной атмосфере: в нашей семье, на работе, на улице, в транспорте, на лестничной площадке…. И жизнь — это не отвлечённое богословие, не зазубренные чужие схемы, а ежедневный невидимый бой, и наш ежедневный ответ Небу: живём мы по Заповедям Христовым или нет!

«Вы, христиане, — восклицает преп. Феодор Студит, — скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле, но от земли до Неба! Зрители — не люди, а сонмы Ангелов и Святых! Раздаятель венцов — Сам Господь! А венцы — неувядаемы…» Христиане — это истинные свидетели Бога на земле, а верующие, — по слову апостола Павла, –  это «Христово благоухание миру».

Мы видим насколько мир сейчас стал дряхлым, унылым, безразличным, но в то же время грубым, циничным, жестоким, запутавшимся в своих бесчисленных пороках… И только Церковь, такая древняя, двухтысячелетняя, и такая всегда юная — указывает Путь заблудившемуся человечеству!

«Церковь всегда в пути», — как сказал один богослов. Она всегда живёт болью этого мира! И её всегдашний ответ миру — это Любовь! Потому, что «Бог есть Любовь». И христиане — это люди Любви! Ею они осоляют этот заснувший, зевающий, безразличный, холодный мир!

Они не принимают «правил игры» этого апостасийного, отступившего от Бога мира. Они знают, что сегодня надо творить добро, и сегодня надо очищать своё сердце, потому что завтра может не состояться. Христиане не уходят из мира, и не убегают от жизни, потому что знают, что затворяться нужно не от жизни, а от растлевающего душу гибельного духа времени! Они уже на собственном опыте поняли, что невозможно идти к Богу, перешагнув через человека, через его боль, через его сердце. И они помнят самое главное — ЧЕЛОВЕКУ принадлежит ВЕЧНОСТЬ, а не душный отрезок земной жизни. И за эту Прекрасную Вечность с Богом он борется неустанно, здесь, на земле…

Преп. Макарий Вел. говорит,  что «нет иной такой близости и взаимности ни у одной твари, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Ибо душа драгоценнее всех созданий»! Душа драгоценнее царских палат. Драгоценнее самых изящных произведений искусства. Прекраснее самых величественных гор, и прозрачнее самых синих и самых глубоких морей. Вся борьба в мире — это борьба за человеческую душу!

Оптинские старцы боролись за душу человеческую. Они очень глубоко любили свое Отечество — Россию. Они понимали, что Россия — это не только земли, леса, заводы, железные дороги. Не только урожай хлеба. Россия — это человеческие души. Россия — это искореженные болью, но все еще ищущие Правду Небесную человеческие сердца.

Оптина была когда-то самым жарким костром, у которого грелась вся Россия! Старцы учили народ молитве, покаянию, вере, познанию воли Божией. Они жили с Россией одной жизнью и одним сердцем. Они не закрылись монастырскими стенами от боли страждущего мира и от народных слез. Константин Леонтьев писал, что в Оптиной видишь в сокращении как бы всю Россию и понимаешь — как она богата! Богата ни золотом и пушниной, а красотой христианских душ. Красота русской души — неуничтожима!

Христиане — это люди увлеченные Небом! «Духа не угашайте», — взывает к нам апостол Павел. И предостерегает: «Вы куплены дорогою ценой! Не делайтесь рабами человеков!» Не делайтесь рабами человеков, кумиров, наркотиков, рабами денег и жизненного успеха. А самое главное — не делайтесь рабами своей самости, своей гордыни, своего эгоизма.

И нужно, чтобы православными мы были не только в храме, но и за его порогом, там в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми, в нашей семье…

Св.Отцы говорят, что человеку «нужно найти себе путь ко всему Прекрасному»! Это таинственное прекрасное — Сам Бог, наш Господь! Это Святая Церковь, Вера, Таинства, Благодать Святаго Духа! И сердце наше должно пульсировать в одном ритме с жизнью Церкви.

В Церкви — всегда весна! Несмотря ни на какие шторма, ураганы и стужи. И Оптинское духовное убранство не истощится никогда! И в Оптиной, в приезжающих сюда людях мы всегда будем видеть в сокращении как бы всю Россию. И понимать, как же  наша Россия прекрасна! Как она по-настоящему богата!