Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Наб­лю­дая со­бы­тия и сво­ей жиз­ни, и дру­гих лю­дей, с по­ра­зи­тель­ной яс­ностью мож­но ус­мот­реть сте­че­ние обс­то­я­тельств. Ни­ка­кие ос­то­рож­нос­ти и ме­роп­ри­я­тия не мог­ли и не мо­гут пре­дуп­ре­дить со­вер­ша­ю­ще­го­ся, ибо оно со­вер­ша­ет­ся по су­ду Бо­жию. Не­ко­го ви­нить. На­до сми­рить­ся и тер­петь. Ина­че пог­ре­шим про­тив Бо­га.

преп. Никон

Труд­но бы­ло бы жить на зем­ле, ес­ли бы и точ­но ни­ко­го не бы­ло, кто бы по­мог нам ра­зоб­рать­ся в жиз­ни. А ведь над на­ми Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель, Са­ма Лю­бовь. По­ло­жись на во­лю Гос­под­ню, и Гос­подь не пос­ра­мит те­бя. По­ло­жись не сло­ва­ми, а де­ла­ми. От­то­го и труд­на ста­ла жизнь, что лю­ди за­пу­та­ли ее все сво­им муд­ро­ва­ни­ем, что вмес­то то­го, что­бы об­ра­щать­ся за по­мощью к Бо­гу, ста­ли об­ра­щать­ся к сво­е­му ра­зу­му да на не­го один по­ла­гать­ся. Не бой­ся ни го­ря, ни бо­лез­ней, ни стра­да­ний, ни вся­ких ис­пы­та­ний — все это по­се­ще­ния Бо­жии, те­бе же на поль­зу.

преп. Анатолий

Ми­ло­сер­дый Гос­подь ис­пол­ня­ет и об­ра­ща­ет все в Свою во­лю и на поль­зу на­шу, хо­тя по ви­ди­мо­му и про­тив­ны­ми нам сред­ства­ми и пос­ле­д­стви­я­ми. Мы при по­мо­щи Пре­ми­ло­сер­до­го Гос­по­да Бо­га по­тер­пим, да и пос­мот­рим...

преп. Лев

Таинственное зеркало покаяния

В жизни каждого человека бывают разные периоды: младенчества, возрастания и старения, и умирания. Периоды духовного подъема и духовной смерти. Духовная весна и мертвая спячка. Сейчас мы все вступили в какое-то другое духовное пространство — это пространство Великого Поста.

Что изменилось вокруг нас? Мир все также продолжает свой костюмированный бал! Мир все также смеется, хохочет, покупает и продает. Мир все также заботится о временном, звонком, звенящем, искрящемся… Что изменилось вокруг нас? И солнце уже светит по-весеннему. И люди бегут куда-то, устраивая свои бесконечные дела…

Но душа верующего, церковного человека знает и чувствует — мы вступили в качественно другое время. Это время Поста. Что же такое Великий Пост?  Пост — это свидетельство торжества Православия, свидетельство красоты нашей веры.

Наверное, несмотря на то, что Пост представляет собой единую систему для всех, очень гармоничную, глубокую, тонкую, с его воскресными днями, посвященными Торжеству Православия, св. Григорию Паламе, Иоанну Лествичнику, Животворящему Кресту; с его удивительным каноном преп. Андрея Критского; с его Преждеосвященными Литургиями; с молитвой преп. Ефрема Сирина, все же Пост — это что-то очень личное для каждого из нас.  «У каждого — своя борьба, своя оборона…» — говорит преп. Амвросий оптинский.

Пост для каждого из нас — это попытка победить что-то мрачное в нашем сердце, которое мешает нам двигаться ко Христу! Пост — это уникальная возможность прикосновения к своей собственной душе, а значит, и прикосновения к Богу, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть». И, безусловно, Пост — это соборное время покаяния пред Творцом всяческих…

Преп. Ефрем Сирин говорит, что «если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий». Покаяние делает человека самим собой, потому что у человека в арсенале очень много масок. Он меняет эти маски, порою сам того не замечая. И часто так называемая «духовная жизнь» человека — это вовсе не духовная жизнь, а «мертвый с нее слепок».

Покаяние — это видение той высоты, на которую призывает нас Господь, и понимание — в какую глубину падения мы себя поместили. Покаяние — это срывание масок с самого себя.

Какими удивительными духовными евангельскими образами Церковь подготавливала нас к Посту! Стояли мы на пороге храма вместе с мытарем и фарисеем. Возвращались вместе с блудным сыном в объятия Отча…

Евангельское напоминание об опасности духовного фарисейства очень для нас важно. Ничто не свидетельствует так сильно о нашей душе, что она страшно погрязла в смраде многоразличных грехов, чем то, что она любит в тайне заниматься «подсчитыванием своих мнимых добродетелей». Кто-то замечательно сказал, что «один вздох покаяния делает человека святым», и напротив, — кичливое самодовольство о своем, якобы духовном, преуспеянии ярко показывает, что человек «не отошел еще от свиного корыта греха», что гордыня запутала все его духовные тропинки.

Праотец Адам после грехопадения «узнал, что он наг». Также и мы должны опытно узнать и почувствовать, что мы «наги» от добрых дел, от покаяния, от настоящей духовной жизни. Только познание своей духовной «наготы» дает человеку возможность «одеться» Божественною благодатию…

По-гречески «покаяние» — метаноя, то есть  перемена ума, по-славянски умопремена. Покаяться — это значит изменить ум: с лукавого — на праведный, с грешного — на святой, с земного — на Божественный.

Не только изменение стола и явств должно произойти в постное время: с говядины — на грибки и с ряженки — на простой квас. Изначально мы должны уяснить для себя, что не только постной пищей должен определяться пост. Изменить ум во много раз сложнее, чем изменить меню. Мысль Адама до грехопадения вкушала небесные красоты, но человек «погубил ума красоту».

Каждый знает по себе — какое огромное количество помыслов, словно рой пчел, кружится в уме. Чего там только нет: и осуждение, и злопамятность, и гневливость, и подозрительность, и самовозвышение, и гордыня. Не прекрасную благоухающую цветочную лужайку напоминает душа, а зловонную помойку с ее мрачным содержимым!  И какая же это непростая задача — изменить свои искалеченные злые помыслы — на добрые, светлые, радостные! «Фабрика добрых помыслов»  должна начать работать в душе, как говорит старец Паисий.

Лукавый всегда пытается корректировать наши мысли и действия, внося в них свои «демонические поправки» — добавляет во все соус тщеславия, самодовольства, подливку гордыни. Как невидимый штукатур пытается он облепить сердце человека нечувствием, эгоизмом, теплохладностью, безразличием… Христианин должен учиться видеть его невидимую коварную работу, и не давать ему возможности стать властелином его души!

Если человек растратит драгоценное время у телевизора, растранжирит его на чтение пустой бульварной литературы, если он не будет хранить зрения, слуха и всех своих чувств, то нетрудно составить прогноз духовной погоды в его душе: страшные блудные бури, град хульных помыслов, циклон немолитвенности, а самое главное — мертвящая засуха души.

Стоит даже совсем чуть-чуть приоткрыть свои чувства для греха и подумать: «ну вот чуть-чуть наслажусь, одну минутку, одну секундочку», — как бес тут же вставляет ногу в проем душевной двери, напирает всей массой и уже не дает ей закрыться….  Душе бывает так и хочется незаметно, одним глазком прикоснуться к чужой красоте, к чужому богатству, так и хочется украсть кусочек чужой славы. Кажется — ну что страшного!  Одним глазком, одним помыслом — но враг тут же уловляет человека. Преп. Ефрем Сирин сравнивает это состояние с птицей, которая вроде бы вся — вне сети, но если она запуталась одним коготком, то она в западне! Край ногтя делает негодною всю силу крыльев...

…Есть замечательные слова, что сердце наше должно убедиться в своем ничтожестве. Очень мало только на словах говорить, что мы люди грешные. Нужно, по-настоящему, именно «убедиться», понять, искренно увидеть полную свою пустоту, неочищенность, порочность, свою болезненность — и тогда взывать из глубины сердца ко Врачу душ и телес.

Преп. Никодим Святогорец говорит: «Время, данное нам Богом для того, чтобы в течение его мы стяжали рай, драгоценно, как и сам рай». Благодатное время Поста — тоже драгоценно и благословенно как рай!

Пост только начинается, но мы знаем по опыту, что промчится и пролетит он очень и очень быстро. Как быстрокрылая птица, как весеннее облако, гонимое сильным ветром. Поэтому мы должны ценить это уникальное великопостное время.

В молитве преп. Ефрема как бы начертана эта благодатная духовная программа Поста, этот  сердечный курс, это глубинное направление души: от духа праздности, уныния, празднословия должна избавиться душа, а стяжать дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Но, безусловно, кроме этой общей для всех программы — у каждого из нас своя личная линия духовного фронта, своя борьба, свои болезни, пороки, свои немощи. Они мучают нас, и мы будем стараться побороть их с Божией помощью.

Покаяние — это мощнейшее средство в борьбе с врагом. Преп. Ефрем Сирин удивительно точно говорит, что покаяние — это зеркало. Поэтому лукавый всегда пытается его разбить, чтобы не увидели бы мы в нем себя и не смыли своих нечистот.

Приложим же все свои силы, чтобы покаяние, это таинственное зеркало нашей души, в течение всей нашей жизни сохранить целым!