Аудио-трансляция

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

 

преп. Макарий

«Яко Ты еси воистину Отчее сияние» «Господи, добро есть нам зде быти» (Мф. 17, 4)

Так можно воскликнуть, когда, утрудившись от восхождения, ты достигаешь сияющей торжествующей вершины! Так можно возликовать, когда увидишь блистающие как снег одежды Спасителя, такие, как ни один белилыцик на земле выбелить не может! Так можно возрадоваться сердцем, когда услышишь таинственные, сокровенные, небесные слова:

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

«Ныне радуется и веселится Фавор, гора Божественная и святая, — свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин, — ныне по праву ликует вершина, у которой слава и блеск не уступают ее огромной высоте, ведь она соперничает с небом по обилию благодати. На Кого на небе ангелы не могут устремить прямой взор, того на Фаворе избранные Апостолы видят сияющим славой Его Царства. О, блаженство, превосходящее надежду! О, чудо, превосходящее всякий ум!»

Преображение — это изменение образа, метаморфозис. Это праздник Божественного Света. На Фаворе Христос явил Своим ученикам славу Своего Божества. В богослужебных текстах Фаворский свет называется «присносущным», то есть всегда пребывающим с Богом, присущим Господу по природе.

Свет Христов есть свет Бога Отца. Капподокийские отцы толковали слова Псалтири «Во свете Твоем узрим свет» (Пс.35,10) в том смысле, что свет Бога Отца, открывается через свет Сына Божия благодаря действию Святаго Духа. Святитель Григорий Богослов говорит, что «ныне мы узрели, и проповедуем, от Света-Отца приняв Свет-Сына во Свете-Духе, краткое и простое богословие Троицы».

Преобразившись перед учениками, Спаситель приоткрыл им Свое Божественное естество, а вместе с тем и ту будущую славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном. Преображение — это эсхатологическая перспектива, это залог, начаток, предощущение будущего блаженства, когда спасенные будут ликовать и радоваться в Горнем Иерусалиме, не имея нужды ни в солнце, ни в луне, ни в каких-либо светильниках. Там будет светить Солнце Правды — Христос Бог наш!

На Фаворе произошло преображение не только Христа, но и апостолов. Ученики удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Спасителя, потому, что они сами преобразились! «Они сами изменились, — восклицает святитель Григорий Палама, — и таким образом увидели изменение». И этого изменения, преображения Господь ждет от каждой человеческой души!

Мы живем в сложнейшее, запутанное смутное время. Для того, чтобы это понять — не обязательно смотреть телевизор и лазить по интернету. Мы это ощущаем кожей. Глобальный мир цинично провозглашает свободу, но это «свобода расчеловечения». Цивилизация рассуждает о справедливости и любви и стирает с лица земли мирные города в центре Европы! Греческий богослов Неллас Панайотис говорит, что «человек отпраздновал свое «избавление» от Бога».

И в это труднейшее, неспокойное время мы должны усилить наши молитвы. «Мы должны научиться, — как говорит старец Софроний, — жить все человечество как одну семью!» Мы не можем уничтожить тьму, но пусть каждый зажжет свою маленькую сердечную свечку, свечку молитвы, добра, любви, и тьма уже станет меньше от сияния этого скромного огонька.

Мы должны не забывать, что все мы — люди, и всех нас Господь создал равными. Токарем, учителем, военным, уборщицей, композитором, водителем, профессором — ты должен стать во вторую очередь. А в первую — человеком! Сначала каждому из нас необходимо хотя бы очеловечиться, а потом уже обожиться.

Господь наполняет мир трепетной тайной: тайной любви, тайной Вечности, тайной предстояния перед Истиной. Но мы, к сожалению, часто не ощущаем аромат этой тайны, забываем высоту человеческого призвания, теряем вдохновение, «заземляемся», замыкаемся в коконе нашего одиночества и эгоизма. И только вера дарит человеку ощущение глубины и подлинности жизни. Только Церковь, эта мастерская преображения, напоминает нам, что жизнь — это не искрящийся беззаботный балаган, не «способ существования белковых тел», как учат материалисты, не мертвая, засушенная, бесцветная слепая схема. Жизнь — это рождение в Вечность! Это вдохновенное, радостное пространство встречи Бога и человека! Это пульсирующий сердечный поток благодати, любви, света!

Этот дивный Божественный Свет Преображения должен озарять не только вершину Фавора. Он должен проникнуть и осветить все уголки нашей будничной, простой ежедневной жизни. Этот свет, исполненный энергией любви и смирения — наш сердечный фонарик, который поможет нам отыскать красоту в кажущейся кромешной тьме души нашего ближнего. Этот свет даст нам силу с болью разделять трагическую судьбу мира, иметь благодарную и сострадательную душу, трепетно желать и жаждать глубины и подлинности жизни!

Преподобный Никифор-уединенник восклицает: «Настоящий век — тьма есть! Убежим от него, убежим же настроением ума и сердца». Святой говорит о тьме страстей и пороков, готовой безжалостно поглотить душу человека. И бежать от мира надо не телом, а светлым, правильным, смиренным, мудрым, молитвенным настроением ума и сердца! «Каковы наши мысли, — говорит сербский старец Фаддей, — такова и наша жизнь».

Преображение — это праздник Божественного Света! «Свет Христов просвещает всех». Главное для нас — быть в Церкви! Несмотря на мозоли, сбитые ноги, пот, кровь и слезы — неустанно подниматься на Фавор, зажигать свою маленькую сердечную свечку! И пусть в нашей жизни будут боль, будут страдания, скорби, искушения, самые различные трудности, если свет Христов будет рядом, сердце наше всегда будет радостно и вдохновенно взывать: «Господи, добро есть нам зде быти!» (Мф. 17, 4)