Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся – все хо­ро­шо, да­же и неп­ри­ят­нос­ти, все ве­дет ко спа­се­нию ду­ши на­шей, и при этом ве­ли­кая пре­муд­рость и глу­би­на отк­ры­ва­ет­ся. Лю­бя­щим Бо­га все пос­пе­ше­ст­ву­ет во бла­го.

преп. Никон

Пи­са­ние го­во­рит, что мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22). Вот лю­бовь-то на­ша ка­кая к Не­бес­но­му Же­ни­ху! На сло­вах лю­бим и же­ла­ем Его, а кос­нись де­лом, мы и пла­кать.

преп. Анатолий

Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

преп. Никон

Любовь — это самое трудное слово

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! И если любите любящих вас — какая вам за то благодарность? ...Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! ...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!..»

Любовь — это самое трудное слово! В центре всего мироздания стоит Любовь, потому, что Бог есть Любовь! В самом центре Евангельского учения находится Любовь. Любовью буквально пронизаны, пропитаны, насыщены Евангельские страницы.

В самом центре, в самом сердце, в глубине души человека должна находиться Любовь!

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий! — восклицает апостол Павел.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею — то я ничто!

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы!»

Любовь это самое трудное слово Мир очень изменился в последние десятилетия: ожесточился, стал еще более циничным надменным, оскудел любовью. Как сказано в Священном Писании: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь»…

Каждый за себя в этой страшной схватке, которая называется жизнь! Человечество очень охотно занесло в свой лексикон странное, холодное и колючее слово: чужой.

Один важный светский человек вспоминал, как он оказался на какой-то конференции в Лавре. «Настало время обеда, — рассказывал он, — и я стал искать свое место за столом. Один из монахов сказал: «Сядьте там, где Вам нравится». — «Не могу же я сесть на чужое место». Монах посмотрел с удивлением и болью: «Здесь нет чужих! Здесь только свои!»

Миллионы людей считают других — чужими, посторонними или даже врагами, забывая, что все человечество — это один род, одна большая семья.

Любить очень не просто! Потому, что Любовь — это труд, это кровь, это боль. Это попрание своего эгоизма. Проще ненавидеть, все время с кем-то бороться, искать врагов и придумывать им самые разнообразные казни.

И, действительно, бывает легко любить любящих нас: тех, кто нас уважает, говорит о нас хорошие добрые слова, легко любить наших друзей, тех, с кем у нас сложились прекрасные отношения, взаимопонимание… им тоже хочется ответить приветливым словом, тепло пожать руку, улыбнуться, подарить самые красивые в мире цветы!

Но, а как же быть с теми, кто смотрит на нас косо, кто обходит нас стороной, кто всем видом показывает, что ты для него — чужой?

Мир, затерявшийся в Ветхом Завете, ответит очень просто и емко: «око за око! зуб за зуб!» Без сентиментальностей! 

А Евангельское Христово Слово очень высоко: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас!». Мир, погрязший в суете и хаосе можно исправить только любовью!

Преп. Силуан Афонский, великий святой нашей Церкви, категорично говорит: «Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого! Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией!»

В патерике рассказывается, как однажды преп. Макарий Великий шел по пустыни со своим учеником. Ученик опередил его на какое-то расстояние и встретил языческого жреца, несшего на себе тяжелое изваяние идола. Ученик преподобного стал ругать жреца, всячески хулить его. Тот отложил идола и жестоко избил ученика. Продолжив свой путь, он встретил на тропинке Авву Макария. И преподобный сказал, еще не успокоившемуся после драки жрецу, простые добрые слова: «Спасайся, труженик». Это так потрясло язычника, что он в последствии принял христианство.

Кто-то сказал, что ни один человек не придет к вере, пока не встретит на своем жизненном пути человека, на лице которого он увидит сияние вечной жизни! Христиане — это такие люди, на лицах которых обязательно должно отражаться сияние этой новой, евангельской вечной жизни.  И это сияние — сияние любви, милосердия, снисходительности к ближним, терпения друг ко другу. Это — самый центр нашей духовной жизни!

Ведь люди, которые нас окружают и которые только приходят к вере, придя к нам, верующим людям, должны были бы просто окунуться в Любовь. Но они ее часто не находят: под внешней добропорядочностью может прятаться равнодушие и эгоизм! И под черной рясой может скрываться черствое и холодное сердце.

…Катастрофа наступит не тогда, когда в недрах земли закончатся нефть и газ. Или случится глобальное потепление на планете. Или вспыхнет ядерная война… Катастрофа обрушится на мир, если из человеческих сердец окончательно уйдет Любовь!

Евангельский урок — это золотое правило жизни человечества, если оно еще хочет выжить: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!»

Наверное, ни одно слово так не затерли, так не исковеркали, не опошлили сегодня как слова Любовь! А христиане должны знать его настоящий, истинный смысл. Знать и возвращать миру глубину этого Небесного Слова!