Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страх – как про­яв­ле­ние не­на­де­я­ния на свои си­лы. Му­же­ст­во – как про­яв­ле­ние на­деж­ды на все­силь­ную си­лу Бо­жию и по­мощь.

преп. Никон

Во вся­кое вре­мя да дер­жим­ся стра­ха Бо­жия, и страх Бо­жий сох­ра­нит нас от вся­ко­го зла, тай­но­го и яв­но­го, ес­ли тот­час же бу­дем при­бе­гать к Бо­гу с по­ка­я­ни­ем и по­том, в свое вре­мя, ис­по­ве­дать это и ду­хов­но­му от­цу.

преп. Амвросий

Страх Бо­жий при­об­ре­та­ет­ся ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Бо­жи­их, и что­бы де­лать все по со­вес­ти.

преп. Амвросий

ЛЮБОВЬ — ЭТО ГЛАВНЫЙ ПОДВИГ...

Святые — это самый сладкий плод винограда Христова. Сколько их на Божественном духовном Небосклоне? Какой календарь может вместить их поименно?

Мы по-земному как-то разделяем их подвиг, который они прошли  здесь: преподобные, праведные, бессребреники, мученики, святители, юродивые, равноапостольные, благоверные. Но всех их объединяет одно — это любовь к Богу, любовь к Истине, это их горячее алкание Небесной Правды!

Любовь — их главный подвиг!

Они «верою  побеждали царства», — как говорит ап. Павел, — «заграждали уста львов, угашали силу огня, … были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления…». Но сердце их горело любовию, и сейчас, в Церкви Торжествующей — они наслаждаются любовью Христовой, «видят Его как Он есть».

Оптина Пустынь Святые — это те, кто взяли свой крест и последовали за Христом! Это те, кто исповедовали Его пред всем миром! Святые — это те, кто оставили все, но получили самое главное наследство — жизнь вечную! Святые — это «те, которых весь мир недостоин», это те последние, которые стали первыми!

У преп. Анастасия Синаита есть прекрасное определение святого человека: «Святой — это есть истинное и разумное жилище Христово, выстроенное и выстраданное из благих дел и благочестивых догматов». То есть истинная, неискаженная вера и выстраданное житие по законам Божиим сделало их святыми, «обоженными людьми»…

Преп. Максим Исповедник говорит, что «Христос — это сущность каждой добродетели!» Христос стал сущностью каждого движения их сердца, их мыслей, всех их поступков!

Святые — это друзья Божии…

Сам Господь говорит о них: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего!»

В Церкви мы участвуем в общении со святыми! Мы узнаем радость единства во Христе! То есть мы перестаем быть отдельными, обособленными Ее членами, а становимся единым целым, единым живым, благодатным организмом. И имеем братское единение не только друг с другом, но и со всеми святыми Божиими.

Церковь — это все мы!

«Страдает ли один член, страдают с ним все члены! Славится ли один член, с ним радуются все члены!»

Родство по крови кажется нам самым дорогим. Но есть родство по Крови Христовой, по благодати Святаго Духа. Поэтому все святые должны нам быть самыми дорогими! Преп. Серафим Саровский в конце жизни земной показывал на образа святых угодников и говорил: «Вот мои родные!»  Они и нам родные!!!

Бессмертные путевожди, — как говорит преп. Иустин, — учители вечной жизни,  бессмертные архистратиги в бессмертном воинстве Господнем!»

Апостол Петр спросил Господа: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою! Что нам будет?» И Христос отвечает: «Всякий, кто оставит домы, отца, матерь, жену, детей, земли — получит во сто крат и наследует жизнь вечную!»

А что особенного оставили будущие апостолы, эти бедные рыбари? Дырявые сети? Свой скудный дневной улов? И что же нам нужно побросать своих престарелых родителей, лепечущих детей? Звонко хлопнуть дверью и уйти в новую жизнь, в новые духовные горизонты?..

Самость свою отложили вместе с сетями святые апостолы. Свое своеволие. Взор свой оторвали от клокочущего страстями житейского  моря! Так и верующему человеку Господь заповедует внутренно отвернуться от земли, от похоти, от тлена, от всего временного, от всего того, что себя хочет поставить вместо Бога!

Почему люди изгоняют Бога из своей жизни, из своего сердца? Потому, что у них есть другие «боги», которые им дороже всего на свете, «бог века сего ослепил умы», — как ап. Павел говорит. Мрачный свет мира слепит глаза человека, поэтому он — не видит Бога!

Путь, который предлагает Христос, кажется слишком требовательным, слишком узким для современного человека… Человеку хочется «свободы». Хочется земного блеска, шума, веселья! И если что-то стоит на пути чьего-то личного, мелкого земного счастья, мешает ему, — пускай это совесть, закон Божий, — значит это надо обойти, перешагнуть, отвернуться, сбросить свой крест...

Трагедия человека заключается в том, что он Богу пытается доказать свою «невиновность». Славянофил Иван Сергеевич Аксаков прекрасно говорил, что «совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Св. отцы подчеркивают единодушно, что у диавола только одно хотение, одно постоянное стремление: представить грех необходимостью, явлением естественным, чтобы оправдать самого себя. Преп. Макарий Великий говорил: «Грех — это логика сатаны!» Поэтому диавол и показывает как бы «логично» современному человеку: «смотри: это все — норма. Сейчас все так живут. Блуд — это норма. Обман — норма. Ложь — тоже… А вот покаяние, сокрушение, слезы — это болезнь, это слабость, это аномалия…

Преп. Антоний Великий говорил, что в последние времена грешники и развратники будут показывать пальцем на праведного человека и говорить: «смотрите — это безумец, потому, что он отличается от нас!» А святые поэтому и стали святыми, что с особой силой и искренностью ощущали свою греховность.

Святость — это восхождение в покаянии и святость — это восхождение в любви!

Старец Рафаил–румын говорит: «Любовь к Богу и ближним, любовь к добру — это единственное, что достойно того, чтобы мы развивали в себе! Все остальное заканчивается могилой».

Наши святые, наши Небесные покровители, они всегда рядом. Преп. Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Вси святии! молите Бога о нас!» — то все Небо сразу же ответит: «Помоги,  Господи!» Своею молитвою святые охраняют каждый наш день!

Святые — это самый сладкий плод винограда Христова!

Они стали святыми, потому что  здесь, на земле понесли свой подвиг: они молились на камне, иссушали себя постом, носили вериги, «скитались в милотях и козьих кожах», но они понимали, что если и раздать все имение и отдать тело свое на сожжение, а любви не иметь, нет в этом никакой пользы. Они любовью ответили на любовь Христову.

Любовь — это их главный подвиг!