Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Со­вер­ше­нию доб­ро­де­те­лей про­ти­во­дей­ству­ют и про­ти­вос­то­ят раз­лич­ные скор­би, соб­лаз­ны, пре­пя­т­ствия, и преж­де все­го от лю­дей, по­ду­ща­е­мых вра­гом на­ше­го спа­се­ния. Враг же­ла­ет восп­ре­пя­т­ство­вать доб­ро­му на­ме­ре­нию и вну­ша­ет лю­дям ми­ра се­го не­на­висть к ра­бам Бо­жи­им.

преп. Никон

Не за­би­вай­тесь в го­ру, не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, но со сми­рен­ны­ми ве­ди­те­ся: яже гла­го­ле­те в серд­цах ва­ших, на ло­жах ва­ших уми­ли­те­ся (Пс. 4, 5), заз­ри­те се­бя и уко­ри­те о не­исп­рав­ле­ни­ях, это луч­ше бу­дет вы­со­ких ва­ших исп­рав­ле­ний с са­мом­не­ни­ем о се­бе. По­ка на­хо­дим­ся мы на сей вой­не, не долж­но ни дер­зать, ни от­ча­и­вать­ся.

преп. Макарий

Бо­го­муд­рые от­цы на­у­ча­ют нас всег­да и во всем луч­ше се­бя уко­рять и во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае на се­бя воз­ла­гать ви­ну, а не на дру­гих.– Тог­да и об­ря­щем по­кой и мир ду­шев­ный и удер­жим­ся на ис­тин­ном пу­ти спа­се­ния.

преп. Амвросий

ОН ШЕЛ ПО ЖИЗНИ,
ПОЧТИ НЕ КАСАЯСЬ ЗЕМЛИ...

Старцы — это духовные маяки, ярко горящие в многомятежной человеческой жизни и указывающие заблудившемуся человечеству путь к Настоящей жизни. Они постоянно напоминают человеку, что есть «единое на потребу»: очищение сердца, спасение души, стремление к познанию Бога. Они неустанно открывают для всех нас сокровенную тайну великого достоинства человека.

Человек — не нищий попрошайка в этом спешащем, суетливом мире, не крыса, безумно ищущая «педаль удовольствия», не вечный каторжник, привязанный к галере греха. Царский пир, а не свиное корытце порока и страстей, уготован каждому человеку, вечность, а не сухие листья земной жизни.

Старец, как умелый, добрый, искусный гончар, берёт в руки невзрачную глину человеческой души и вылепляет из неё, осторожно и трепетно, прекрасный сосуд, которому надлежит наполниться Божественной благодатию. Не в кабаки, не в театры, не на торжища спешили русские люди, у которых была больная, исковерканная, искарёженная, израненная, но всё же живая трепещущая душа. Они наполняли храмы, ехали в монастыри, поклонялись святыням, и всегда настойчиво искали  человека, на лице которого они бы увидели сияние новой жизни: кающиеся грешники всегда искали святых. Таковыми святыми были оптинские старцы.

О. Павел Флоренский говорит, что великие оптинские старцы, а особенно старец Амвросий, «собирают в себя, как в огненный фокус, святыню народную. Легкомыслие или безумие — идти дальше не за ними, а помимо их».

...1839 год был годом прихода Александра Гренкова, будущего старца Амвросия, в Оптину Пустынь.

В этот год Господь по грехам народным заключил небо для дождя, земля не принесла плодов и настал страшный голод. В это время Оптина была переполнена голодным людом: народ знал, что здесь не откажут. Старцы кормили голодных, но главное — они учили народ искать и алкать Небесного Хлеба — Христа, жаждать воды, «текущей в жизнь вечную». В рассвет старчества преподобного Амвросия столько людей приезжало в обитель, что не хватало извозчиков от Козельска до монастырского парома. Не хватало мест в гостиницах. Как говорили келейники «народы тульские, орловские, брянские, московские и другие», теснились у сокровенной дверцы старческой хибарки. «Как на людях я родился, так на людях и живу», — шутил преподобный.

В тёплые летние дни старец выходил за Скитскую оградку. Это было величайшим утешением для многочисленных богомольцев. И для каждого он находил слово утешения, слово любви, слово духовного назидания для больной души.

Одна паломница того времени оставила воспоминания о том, как она увидела старца в первый раз. Он был в старой залатанной рясе, с палочкой в руках, и имел какой-то необыкновенный, совсем не такой, как других монахов, вид. «Он шёл, — вспоминала паломница, — как будто не касаясь земли». И это было правдой: Старец Амвросий, действительно, шёл в этой жизни, почти не касаясь земли. И учил этому, как очень важному деланию всех приходящих к нему: «Живите как колесо вертится. Только коснётся оно какой-то своей точкой земли, и тотчас воспаряет к небу».

Евгений Поселянин, замечательный духовный писатель, прекрасно знавший старца,  писал о нём: «Меня покорила его святость и та непостижимая бездна любви, которая была в нём. Я стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости и скорби, в чём бы они не состояли».

Для старца Амвросия не имело значения, кто перед ним стоит — купец, генерал, дворянин или простая кухарка. В старческой хибарке стирались все сословные различия и положения в обществе. Душа — вот та единственная непреходящая ценность, которая интересовала старца. Душой человека он занимался, её исцелял с помощью Божией, на неё накладывал пластырь сострадания и любви. В его сердце находилось место для каждого. Оно вмещало в себя океан человеческой боли, который колыхался вокруг его келлии. Ведь человек устроен так, что редко с чем-то хорошим он приходит к старцу. Обычно человек приходит со скорбью, с болью, с душевными ранами, с жизненной катастрофой, с очередным, встретившимся на его пути духовным тупиком. Преподобный Амвросий умело распутывал, разматывал, а иногда, если нужно было, и разрубал жизненные узлы, и этим вызволял запутавшуюся в тенетах греха человеческую душу и выпускал её на свободу. Поэтому люди радостными, светлыми, словно окрылёнными уходили из старческой хибарки, оставляя мрачные узы греха под его епитрахилию.

Преподобный Амвросий часто сравнивал мир с надоедливым базаром. А человек — это мужичок, едущий на своей лошадёнке через этот базар. Кругом все кричат, навязывают товар, пытаются затащить мужичка в какие-то истории. А он не обращает внимания на всю эту ревущую суету, подстягивает свою лошадку, да так и потихоньку проезжает через все ловушки, обманы, искушения, встречающиеся вокруг. И это очень точный образ. Мир пытается «завербовать» человека, навязать свой просроченный, протухший товар, заставляет принимать правила его преступной игры, хочет, как говорил преподобный Макарий Оптинский, «отдавить человеку ногу». А нам необходимо всячески стараться избегать этого страшного, удушливого, греховного влияния мира на нас. Иначе мир разорвёт, растопчет, скомкает нашу душу как грязную ненужную тряпку.

Преподобный Иустин Сербский прекрасно говорит, что «мы должны в каждую минуту взбираться к Небу, ползти к Небу, бежать к Небу, лететь к Небу». У кого как получается: лететь, бежать, ползти… Лишь бы не катиться назад — в чёрную унылую бездну жизни без Бога, без веры, без Церкви, без Заповедей Христовых.

В Православии человек должен почувствовать не скучную, мёртвую букву закона, не надоедливое «это нельзя, то нельзя», не примитивную систему запретов, а мощное живое дыхание новой настоящей жизни с Богом, которого ещё не знала его душа. Нам нужно возжелать исправлять, оживлять, очищать наше пока ещё очень больное, страстное, кровоточащее сердце.

«Судьба мира и народов, — как говорил о. Георгий Флоровский, — решается не на полях сражений, не в кабинетах политиков. Она решается в человеческих сердцах». Туда, в глубину нашего сердца, должны сойти мы, как учат святые отцы, и там сотворить бой с диаволом. Именно этому сокровенному деланию обучал и сейчас каждую минуту обучает приходящих к нему преподобный Амвросий Оптинский. Потому что о святых никогда не говорят в прошедшем времени. В своих письмах Старец Амвросий писал: «Знаете ли вы, что старцы при жизни своей никогда своей обители не оставляют? Неужели же отступятся от неё после кончины?»

«Живите на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой коснётся оно земли, а остальными стремиться вверх!» Что может быть прекраснее и глубже этого духовного завета, оставленного нам преподобным? Он сам шёл по жизни, почти не касаясь земли. К этому призывает старец  Амвросий и каждого из нас.