Аудио-трансляция

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

ПРОЗРЕТЬ — ЭТО УВИДЕТЬ СВОЮ ОТДАЛЁННОСТЬ ОТ БОГА

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим.

Весна как будто снова подарила миру жизнь. Новою молодостью зазеленели старинные леса! Под ногами зашуршал роскошный ковёр, расшитый золотом одуванчиков. И небо своей пронзительной синевой, кажется, приглашает к захватывающему дух полёту. Природа так и хочет поделиться с человеком своей прекрасной многообразнейшей палитрой.

346455 Но тебе никогда не улыбнётся солнце. И ты никогда не сможешь восхититься загадочным зрелищем звёзд на ночном небе. И не оценишь изящный узор на крыле бабочки. Потому что мир раскрашен для тебя только одним цветом — чёрною краскою слепоты. Ты можешь только придумать мир вокруг себя. Или на ощупь, или на слух — представить то, что тебя окружает. Но радужное полотно окружающего мира так и останется задёрнутым плотным тёмным завесом.

И кто же согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою слепоту? Неужели это какая-то страшная неизбежная Небесная отместка?

Нет! Слепорожденный — это особый избранник Божий! Он пришёл в этот мир незрячим, чтобы на нём явились дела Божии. И явились не только для соседей, которые после чуда прозрения, говорили: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Не только для изумлённых родителей, которые отвечали фарисеям: «мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем». Не только для него самого, поражённого тем, что с ним произошло, думавшего, что солнце уже никогда не улыбнётся ему, когда он восклицал: «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному».

Человек промыслительно прошёл через долгий, непроницаемый страшный мрак страданий, через обречённость на слепоту, чтобы дела Божии явились всему миру, всей Вселенной. Чтобы весь мир узнал, что Христос — это истинный свет миру, просвещающий и освещающий всякого человека, приходящего в мир. И главное исцеление человека — это не просто возвращение ему физического зрения, а духовное прозрение, исцеление ослепшей души.

Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному человеку. Вначале слепой видит перед собой только человека. Необычного, обладающего какой-то внутренней силой… но — человека. «Как открылись у тебя глаза?» — приступали к нему законники. «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошёл, умылся и прозрел».

Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, опять обращаются к прозревшему: «ты чтó скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».

И в конце концов человек исповедует, что Христос — Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного фарисеями, спрашивает: «ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Страшно и безотрадно, если ты — слепой. Тебе никогда не улыбнётся солнце. И тебе никогда не пробежаться быстро, как ветер, по лесной тропинке, потому что тебе нужен поводырь. И вся прекрасная многообразнейшая палитра мира — не для тебя. Твой мир раскрашен только одним цветом — чёрною краской слепоты.

Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Страшно, если человек замурован в духовную слепоту. Миллионы людей рождаются слепорожденными и даже не знают этого, потому что слепота становится нормой. Слепота становится критерием правильности жизни. Можно быть ослеплённым ненавистью; ослеплённым плотской страстью, которую человек принимает за любовь. Можно быть ослеплённым влечением к тленным богатствам; ослеплённым своим блистательным «Я».

Человек часто пленяется своей слепотой, дорожит своей ночью безверия: «свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».

Преп. Макарий Великий говорит замечательно, что «как запертый внутри тёмного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем — не видит и не признаёт своей красоты». Без Христа, без веры, без Церкви невозможно осознать достоинства человеческой души, красоты её Богоподобия. Без Бога человек уродство принимает за красоту, и своё мрачное неведение считает светом и истиной.

И только Любовь разгоняет тьму. Только смирение исцеляет слепоту сердца.

Прозреть — это значит осознать своё страшное удаление от Бога.

Прозреть — это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью.

Прозреть — это понять и рассмотреть во всём Промысл Божий и «дела Божии».

Мы просто в нашей жизни часто слепы и не замечаем, как над каждым из нас каждый день являются чудные дела Божии. Слепорождённый много лет провёл в темнице своего неведения Бога. Через страдания ему открылся «Свете тихий». Св. Николай Сербский говорит, что «всякая жизнь без страданий мелка». И каждый из нас часто в своей жизни через скорбь, через боль, через стон, через ужасные страдания приходит к радости прозрения.

«К одному афонскому монаху, — это современный случай, — пришёл человек с безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу. Глаз пришлось удалить. Монах молился об этом мальчике и об его отце, потому что страдания отца были не меньшими, чем у сына, — он не мог понять: за что эта беда случилась с сыном. Он молился, чтобы Бог дал им просвещение и утешение. И этот старец сказал несчастному, то, что ему открылось. Он сказал, что, если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за веру во Христа. И когда отец это понял, великая радость и благодать коснулась его души. Он понял, что у Бога нет несправедливости, потому что Бог есть Любовь и Свете Истинный».

Всё, что случается с нами в нашей жизни: наши болезни, неустройства, искушения, скорби, непонимание ближних, все наши страдания, вся наша сердечная боль — должны открывать нам Христа, должны вести нас на Силоамскую купель прозрения.

«Нужно стать благодатной, мягкой, податливой глиной в руках Божественного Промысла. Пусть Господь лепит из нас то, что Он хочет. А мы только не будем Ему мешать».