Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ос­но­ва­ние мо­на­шес­кой жиз­ни – сми­ре­ние. Есть сми­ре­ние – все есть, а нет сми­ре­ния – ни­че­го нет. Мож­но да­же без вся­ких дел од­ним сми­ре­ни­ем спас­тись.

преп. Варсонофий

Приз­на­ком сми­ре­ния и гор­дос­ти да бу­дет для те­бя сле­ду­ю­щее: вто­рая всех за­зи­ра­ет, уко­ря­ет и ви­дит в них чер­но­ту, а пер­вое ви­дит толь­ко свою ху­дость и не дер­за­ет су­дить ко­го-ли­бо.

преп. Макарий

Кай­ся, сми­ряй­ся, сест­рам ус­ту­пай – что мож­но, и не осуж­дай дру­гих – все с не­мо­ща­ми.

преп. Амвросий

Смерть — это когда в сердце отражается только земное

С каждым днем, с каждой прожитой минутой все тоньше и тоньше становится отрывной календарь нашей жизни. Преп. Иустин Сербский восклицает: «Самая жгучая мука и самая страшная скорбь духа человеческого — это полынно-горькая тайна смерти!» Кто ее разгадал? Кто к ней приблизился, к этой тайне смерти? Кто заглянул за ее непроницаемую завесу? Кто, услышав ее шаги, успел подготовиться? Кто не ужаснулся, заглянув в ее холодные ледяные глаза?

И сколько смертей человечество проживает каждый день! Вот вышел человек утром из дома, полный надежд и упований, и уже никогда не вернется на родной порог.

Смерть это когда в сердце отражается только земное Пожары, катастрофы, убийства, войны, передозировки, аборты, самоубийства, террор… А вот морская волна в считанные минуты слизнула 300 тысяч и унесла в бездну!

«Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти?» Смерть не назначает времени для свиданий. Она очень любит приходить, как неожиданный гость…

Но бывает так, что смерть наступает гораздо раньше, чем останавливается сердце, или отказывают почки, или случается инсульт. Смерть наступает, когда останавливается духовная жизнь человека, останавливается молитва, когда уходит вера в Бога.

Смерть наступает, когда от нас уходит любовь!

Мы бредем по пустыни нашей жизни. Это хорошо обставленная пустыня. В ней есть все: и рестораны, и казино, и музеи, и увеселительные заведения, и реклама, и магазины, и институты. Эта пустыня улыбается человеку своими обещаниями. Она широко открывает двери своих роскошных оазисов! Она предлагает ему меню из «общечеловеческих ценностей»!  Но из всего этого обманчивого ассортимента пустыни на человека смотрит смерть. На человека своим холодным дыханием дышит смерть…

Смерть — это когда  в жизни, в душе отражается только земное!

Человек прожил жизнь  и так ни разу и не взглянул на Небо! Земля интересней, увлекательней, понятней. Она — рядом. А Небо, оно режет глаза своей прозрачной таинственной синевой!

«Влюбленность человечества в себя, — говорит преп. Иустин Сербский, — вот могила, из которой оно не желает воскреснуть! Влюбленность в свой разум — вот роковая страсть, опустошающая человечество!»

Падший мир провозглашает самость символом своей веры! И ветхий человек самость поднимает над своей головой как самое драгоценное боевое знамя!  И этим самым, этой замкнутостью на себе, этой отчужденностью от Творца всяческих человек ужасно корежит, коверкает свое сердце, свою душу, свою жизнь. И что самое страшное — он коверкает свою Вечную участь!

Человек никогда не утолит жажду из колодцев земной жизни! А неложное Божественное Слово провозглашает один путь, один критерий, одну единственную вечную ценность: «Кто жаждет, — говорит Господь, — иди ко Мне и пей! Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой!»

Именно ради этой живой воды, ради этой Божественной благодати четыре ревностных добрых друга, как повествует Евангелие, «не имея возможности приблизиться ко Христу за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный!» Какая любовь! Какая вера! Какое самоотвержение! И «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: Чадо! Прощаются тебе грехи твои…  Встань, возьми постель твою и иди в дом твой!»

Душа расслаблена грехами. Смердят ее «многонедужные струпы».

Как погруженная в воду часть корабля быстро обрастает тысячами ракушек и матросы потом с большим трудом тщательно соскребают их, так и душа человеческая, погруженная в суету, хаос, постоянную многозаботливость, в поиск удовольствий — очень быстро обрастает страстями, и потом требуется очень много усилий, чтобы соскрести с нее этот страшный, уродливый, окаменевший нарост…

И бывает так, что наши духовные язвы таковы, что уже не помогают никакие марлевые повязки. И тогда Господь как Небесный Хирург удаляет нагноение греха Своим Божественным скальпелем Любви! В Небесной поликлинике есть все средства, все Божественные лекарства, чтобы помочь исстрадавшемуся человеку, вновь обрести утраченное духовное здоровье!

…Многие, ничего не понимая, говорят, что Церковь живет прошлым, отжившим, что она — несовременна, не идет в ногу со временем и т. д. Но как прекрасно сказал один старец, что рука духовной помощи, протянутая Церковью человеку, эта рука, протянутая не из прошлого… эта рука, протянутая из Вечности! Церковь всегда современна и она — никогда не стареет!

«Церковь всегда в пути!» Церковь — это та таинственная, сокровенная среда, в которой происходит встреча, примирение и общение человека с Богом! Церковь — «Царствие Божие, пришедшее в силе.» (Мк. 9,1)

Ее главная ценность — это Христос! И ее главное слово, которое она несет сквозь века падшему человечеству  — это Любовь! И человеку, погрязшему в суету, в неверие, в свой гноящийся эгоизм, нужно только одно — нужно прикоснуться всем сердцем, к этой Божественной, Вечной, Небесной Любви! Нужно искренне откликнуться на эту Любовь!

Сам Господь говорит каждому из нас: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут!»

Церковь научает человека собиранию этих Небесных сокровищ. И если мы так еще и не приступили к этому Небесному собиранию, если мы до сих пор копаемся в земном — это только наша вина! Наши страсти, наши грехи застилают нам наше сердце, и оно становится неспособным к поискам Истины, к стяжанию благодати Св. Духа! «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше!»

…Однажды к старцу Паисию Афонскому пришла группа американцев и речь зашла о науке, о поиске Бога, о Христе. И старец сказал: «Вот американские ученые истратили огромное количество денег, чтобы запустить космические корабли и отправить их даже на Марс!» Собеседники согласились, что на это истрачено триллионы долларов. «А нашли они там Бога?» — спросил старец. Американцы только пожали плечами. «Конечно же, не нашли — сказал старец Паисий, — а я одним сухарем поднимаюся на Небеса, встречаюсь с Богом и спускаюсь на землю!»

Человек исследует, есть ли жизнь на Марсе, но его совершенно не интересует — есть ли жизнь в его сердце! И наша самая главная задача — пробудить свою душу от этой мертвой, холодной, земной спячки!

Преп. Иустин Сербский говорит: «Говорю вам — невозможно, совершенно невозможно быть человеком и не стремиться к Вечному!» Нужно, чтобы в сердце человеческом зародилось это стремление к Вечному! До этого — он мертв… Потому, что смерть — это не только следствие инсульта или инфаркта миокарда!

Смерть — это следствие того, что в душе отражается только земное!