Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дость страш­на тог­да, ког­да не за­ме­ча­ем ее, а ес­ли за­ме­ча­ем и ка­ем­ся и сок­ру­ша­ем­ся, то Гос­подь не пос­та­вит в грех.

преп. Анатолий

Не вдруг лезь­те на не­бо, но сми­рен­но пос­ту­пай­те, а то ху­же всех гре­хов, ког­да гор­дость и мне­ние об­ла­да­ют ва­ми.

преп. Макарий

Про­щенья про­сить труд­но то­му, кто горд. Ди­а­вол то­же не уме­ет и не лю­бит про­сить про­щенья.

преп. Анатолий

СМЕРТЬ ИХ — НЕ ЕСТЬ СМЕРТЬ

У святителя Иоанна Златоустого есть замечательные слова: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она есть венец Церкви, её благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная».

Память Новомучеников и Исповедников Российских — это живая нить нашей жизни. Через 1000 лет после принятия христианства Россия взошла на свою Голгофу. Самые лучшие люди России, её цвет, её совесть, те, кто жил по заповедям Христовым, те, кто больше всех любили свой народ, были объявлены «врагами народа». Невинные, чистые, смиренные — они оказались гонимыми за Правду. Как когда-то, в первые века христианства, христиане в амфитеатрах отдавались на растерзание диким животным, так и в России, в начале ХХ века Церковь была отдана на растерзание «строителям новой светлой жизни». Жизни, где нет места Богу, где нет места Вечности.

5 Обманутый русский народ с энтузиазмом включился в созидание земного рая. Тёмного, мрачного земного рая, на входе в который висела табличка, прибитая рукой вольных каменщиков: «Мир, Равенство, Братство».

Ломали соборы, разоряли монастыри, рушили храмы, но самое главное — разоряли и оскверняли храм души человека, эту прекрасную неземную святыню. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог».

И как когда-то, во времена Французской революции, оголтелая толпа посадила развратную голую женщину на престол Собора Парижской Богоматери, так и в нашем Отечестве безумцы попытались осквернить сияющий светлый антиминс России. Чтобы не было больше молитвы. Чтобы не было бескровной жертвы. Чтобы в душах людей отражалась не Вечность, не Любовь, не Божественная благодать, но лишь земной похотливый оскал, только плоть, только искание своей минутной, эгоистичной правды.

Россия была некогда огромной, крепкой дружной семьёй, но предал брат брата на смерть, и отец — детей. И восстали дети на родителей и умертвили их. И это, наверное, самое страшное, когда в семье одна половина становится жертвами, а другая — палачами. Новомученики и исповедники — это те, кто стали ненавидимыми всеми за имя Христово. Ими, несломленными, наполнились холодные стены концлагерей. Их живой горячей кровью оросилась сухая русская земля. Они все очень разные были, эти ревностные свидетели о Христе: простые крестьяне, князья, чиновники, купцы, архиереи, монахи, офицеры, бедные и богатые; но в какой-то один сжатый, критический, страшный момент времени их объединило одно — исповедание Христа как Единого Истинного Бога, Единой Истинной Ценности, ради Которой только и стоит жить, и ради Которой можно умереть.

У преп. Исаака Сирина есть удивительные слова. Он говорит, что «чудная любовь Божия к человеку познаётся, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его».

Мрачный революционный вихрь, террор, колючая проволока ГУЛАГа разрушили все надежды свидетелей Христовых на земную помощь, на «князей человеческих», на освобождение из застенков, на тихую и спокойную, мирную жизнь. И взамен этого они познали и вместили в своё сердце чудную, неизглаголанную любовь Божию к страдающему человеку. И они не озлобились. Они не проклинали, а благословляли своих убийц.

Патриарх Тихон, вздыхая, говорил: «Что делать, и большевики — мои дети!» Священномученик Иоанн, один из многомиллионного сонма растерзанных за Христа писал из заключения своим родным, унывающим от окружающей атмосферы злобы, несправедливости, попирания всего святого: «Пусть скорбь ваша о злобе мира не попустит вам запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь в вашем сердце. Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нём всё животное. Пусть воцарится в нём Дух Божий, Дух кротости, любви и мира».

Это то, о чём говорил преп. Серафим Саровский: «Стяжи дух мира в твоем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Вот это — очень важный момент в нашей духовной жизни!

Человек пытается спасти от какой-то угрозы всю вселенную, а теряет самого себя. Выковыривает чужие соринки в глазу, не замечая собственного страшного бревна несмирения, осуждения, самоволия, эгоизма! Хоронит чужих мертвецов, как говорят св. отцы, а о своём — небрежёт.

Нам надо научиться чаще вглядываться в своё собственное сердце, в свою «собственную черноту», как говорил Гоголь. Наблюдать за собой — не исполнена ли моя внутренность хищения и лукавства.

Новомученики достойно пронесли свой тяжёлый, совершенно непосильный для человека крест, не только потому, что душа их была исполнена мужества и ревности, но и потому, что их душа украсилась смирением Христовым, Христовой кротостию, послушанием Церкви.

Россия прошла в ХХ веке сквозь мучительнейшие огненные испытания. Весь русский народ стал настоящим мучеником, страдальцем, исповедником. Россия прошла не только через голод хлеба и жажду воды. Она прошла через «глад слышания слова Господня», — как говорит пророк Амос.

Исповедовала она Христа не только в 17-ом; или страшном 37-ом. В 60-х годах прокатилась новая волна ненависти к христианству. Опять безумец сказал, что нет Бога. Вновь разрушались храмы и разрушались души. И ещё совсем недавно, в 80-х годах Св. Евангелие некоторые переписывали от руки.

Один иерарх нашей Церкви рассказывал, как в 70-е годы на одной международной конференции иностранные журналисты задали ему вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки — бессмертны!»

Врата адовы никогда не одолеют Церковь! «Велика Россия смирением своим!» — как говорил Ф. М. Достоевский. Россия всегда была смиренной, страдающей и жертвенной страной. А земной подвиг новомучеников Российских украсил неземной сияющей вечной красотой Святую Церквовь. Своей молитвою, своим предстательством за Россию, своей любовью к нам они напоминают важнейшую Христову заповедь: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир».