Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли со­весть у че­ло­ве­ка не по­те­ря­на, она не да­ет ему по­коя до тех пор, по­ка на ис­по­ве­ди не ска­за­но все под­роб­но. Не сле­ду­ет лишь го­во­рить под­роб­нос­ти лиш­ние, ко­то­рые не объ­яс­ня­ют су­ти де­ла, а толь­ко жи­во­пис­но ри­су­ют их. Та­кую жи­во­пись кар­тин гре­ха, не чуж­дую ус­лаж­де­ния вос­по­ми­на­ни­ем гре­ха, осо­бен­но в блуд­ных де­лах, от­цы не со­ве­ту­ют доз­во­лять се­бе, что­бы серд­це, еще лю­бя­щее грех, не умед­ли­ло и не ус­ла­ди­лось гре­хом.

преп. Никон

Мно­гие ищут, как не­об­хо­ди­мо­го, ду­хов­ни­ка вы­со­кой жиз­ни и, не на­хо­дя та­ко­го, уны­ва­ют, и по­то­му ред­ко, как бы не­хо­тя, при­хо­дят на ис­по­ведь. Это боль­шая ошиб­ка. На­до ве­ро­вать в са­мое Та­ин­ство ис­по­ве­ди, в его си­лу, а не в ис­пол­ни­те­ля Та­ин­ства. Не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы ду­хов­ник был пра­вос­лав­ный и за­кон­ный. Не на­до спо­рить, что лич­ные ка­че­ст­ва ду­хов­ни­ка мно­го зна­чат, но на­до ве­ро­вать и знать, что Гос­подь, действу­ю­щий во вся­ком Та­ин­стве Сво­ею бла­го­датью, действу­ет по Сво­е­му все­мо­гу­ще­ст­ву не­за­ви­си­мо от этих ка­честв.

преп. Никон

Очень до­ро­го иметь бла­го­го­вей­но­го ду­хов­ни­ка, с ко­то­рым мож­но бы­ло бы по­со­ве­то­вать­ся и вы­яс­нить те или иные воп­ро­сы жиз­ни ду­хов­ной и прос­то по­бе­се­до­вать, да­бы сог­реть ду­хов­ною бе­се­дою хо­лод­ное серд­це и по­лу­чить подк­реп­ле­ние ду­хов­ное в скор­бях, нас ок­ру­жа­ю­щих.

преп. Никон

Человеческая жизнь
предназначена только
для одного — для встречи
с Богом...

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля. (Лк 2, 29–32)

Только ради этой встречи созданы бесчисленные мириады звезд. Только ради нее, этой таинственной встречи, — ночь сменяется днем, и день ночью. Только ради нее беспокойно стучит человеческое сердце! Человек рождается и умирает, чтобы в этот мимолетный промежуток времени, который называется жизнью — успеть встретиться с Богом.

Только он качается в люльке, этот родившийся маленький человечек, хрупкий и беспомощный, обласканный плачущими от радости родителями. И вот он уже качается, лежа в деревянном гробу, на ремнях опускаясь во мрак могилы… Обласканный плачущими от горя близкими и друзьями…

«Седмьдесят, аще в силах осемьдесят лет». А за ними — Вечность!

Икона Сретения «Все придет своим чередом во мрак могилы забвения, — говорит св. Игнатий Кавказский, — только служение Богу и покаяние пред Ним будут иметь вечную цену». Смерть не является какой-то онтологической данностью или неизбежностью для человека. Бог не сотворил смерти. Читая книгу Бытия, мы видим, что Творец предполагает ее возможность как следствие нарушения Заповеди: «в день, в который вкусишь от него, смертию умрешь».

В раю Адам не встречался с Богом. Встреча — это соединение того, что разделено. Адам жил в Боге! И за свое непослушание он потерял Бога, потерял Вечность и купил себе у диавола грех, болезнь и смерть. Смерть — это вершина человеческой богоотчужденности, смерть — это жизнь без Бога.

Своим Рождеством, самим своим «младенчеством» Господь наш Иисус Христос исцелил, как говорят святые отцы, «младенческое мышление» Адама.

Сретение — это встреча двух Заветов: Ветхого и Нового, Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в лице Самого Богомладенца. Христос говорил, что пришел в этот, обожженный грехом,  мир не для того, чтобы отменить закон, а для того, чтобы его исполнить. Пришли в храм для очищения Те, Кто не имели нужды в очищении! Принесли в жертву «две горлицы и птенцев голубиных» Те, пред ногами Которых лежала вся Вселенная!

Богатые приносили в 40-й день для очищения однолетнего непорочного агнца, бедные — горлиц и голубиц. Христос родился в бедной семье. Но эта бедность Иисусова заключалась не только в Его социальном положении, но, самое главное, в Его Кенозисе — истощении и уничижении Бога Слова. Св. Григорий Богослов замечательно говорит, что вопреки Своему богатству Христос сделался бедным, дабы мы обогатились Его Божеством. И св. Кирилл Александрийский замечает, что «горлица щебечет более всех птиц полевых, она символизирует Самого Христа». Словно Небесная горлица Господь «прощебетал» на всю Вселенную, наполнив духовным пением Свой виноградник — Церковь Христову.

Сокровенно, таинственно, смиренно в лице праведного Симеона и пророчицы Анны все кающееся человечество выходит на встречу Бога. Будучи одним из 70 толковников (переводчиков) Ветхого Завета и усомнившись в словах пророка Исайи: «се Дева во чреве приимет», он был оставлен Промыслом Божиим на земле не на «седмьдесят или осемьдесят» лет, а на целых 360, чтобы в конце жизни земной взять в свои трепетные объятия воплотившееся Слово!

Свт. Афанасий очень проникновенно воспевает праведного Симеона Богоприимца. Он говорит, что «внешне Симеон был человеком, а «по смыслу» — сверхчеловеком. По отношению к природе — человек, а по отношению к добродетели — Ангел. Местом его проживания был видимый Иерусалим, но митрополией — горний Иерусалим. Не только людей, но и ангелов превосходил Симеон».

Человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом…

Только ради этой встречи каждый день встает солнце! Только ради нее сверкают горы своими белоснежными вершинами, и беспокойно шумит океан! Только ради этой таинственной встречи человек живет, движется и дышит!

Свт. Григорий Нисский говорит, что все человечество и сейчас должно совершать Богу приношение. Вместо пары голубиц на горнем жертвеннике должна возлагаться вера, чистота и мудрость. Вместо двух птенцов голубиных — наша внимательность, любовь и молитва. К какой необыкновенной высоте призывается человек! Каким глубочайшим смыслом должна быть преисполнена его жизнь...

«Бог — есть Любовь»

И как прекрасно преп. Макарий Великий восклицает: «Кто достиг Любви — тот связан и упоен ею! Тот отведен пленником в иной век Божественной и Небесной природы». Благодатным пленником Любви, Неба, молитвы, покаяния должен стать человек. Но он сам добровольно делает себя пленником мира сего, пленником диавола и смерти, хаоса, разрушения, мрака. Человек отгораживает себя от Истины, от встречи с Богом пустыми занятиями, ложными целями, безумной гонкой за временным, многочисленными «игрушками для взрослых»…Человеческая жизнь перестает быть «теоцентричной», т. е. в центре его жизни — не Бог, не Вечность, не Промысл Творца, а он сам, его эго, его самость и его безумная гордыня.

Преп. Ефрем Сирин восклицает: «Мир погибает, но человек не вразумляется! Человек подвергает исследованиям море и сушу. Изучает различные свойства вещей. Он очень сведущ в искусствах и рукоделиях… Если потеряно у него вьючное животное — старательно ищет его… Не ищет человек только одного — он не ищет Бога»...

Преп. Ефрем — это 6-й век. А сейчас — 21-й! Человечество живет уже в супертехнологическом компьютерном виртуальном мире. Человек ищет очень многого: новых научных открытий, новых разработок, идей, исследует: «Есть ли жизнь на Марсе?» Но он не исследует — есть ли жизнь в его собственном сердце?

И человек, безусловно, в нынешнее апостасийное время испытывает на себе, в своей душе страшную агрессию греха. Грех уже не предлагает себя — он себя навязывает человеку! Человек становится несвободным, потому что только там где «Дух Господень — там и свобода».

Часто у человека просто нет выбора. По телевидению он уже ничего нормального, серьезного, глубокого посмотреть не может: разврат, кровь, реклама, смехотворство… «человек суете уподобися». Газеты, журналы, весь стиль жизни, образ мыслей, который навязывается людям пропитан тем же: деньги, нажива, похоть…

Диавол ловко набрасывает на человеческое сердце свое отвратительное греховное лассо. Преп. Амвросий Оптинский замечал, что «зло всегда пытается забежать вперед!» Забежать вперед, чтобы помешать встрече человека с Богом! Но все-таки эта встреча должна состояться. Потому, что «без Христа, — как говорил Достоевский, — все становится отвратительным и смешным».

Человек должен «заскучать» в своих земных правдах, в своих земных устремлениях. Эти пустые земные минутные ценности должны перестать утолять его жажду. Или как преп. Макарий восклицает, что «нужно стать чужим для века сего». Христиане — это люди, которые позваны Небом к блаженной Вечности со Христом!

Все вокруг зовет человека на встречу с Богом:  и природа, удивительно и прекрасно всеми своими красками воспевает гимн своему Творцу; и колокольчики скорбей и болезней будят человека от земной спячки; и совесть, если она еще не сожжена до тла грехом, настраивает человеческое сердце на Небесную частоту!

«Взыщите Бога и жива будет душа ваша!» — призывает псалмопевец Давид. Только поиск истины, поиск Бога, желание встречи со Христом делает человеческую душу живой.

Праведный Симеон вдохновенно пророчествовал, обращаясь к Пресвятой Богородице: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Пресвятая Богородица не испытала ни боли, ни страданий при рождении Христа, т. к. зачала Его бессеменно и родила непорочно. «Оружие» — это ее невыразимая никакими словами, никакими понятиями скорбь и боль, когда она стояла у креста и созерцала муки Своего Сына.

И сегодня это «оружие», эта боль и скорбь проходят через сердца верующих людей. Это случается, когда они видят попытки глумления над Православием и кощунства над Святыней. Когда видят, как человечество отворачивается от своего Создателя.

Что же нам делать?   Слиться с этим апостасийным миром, приняв его жестокие правила, его установки, его ложные ценности? Или надменно уйти из него, отвернувшись как от прокаженного, оставив его погибать в мерзкой трясине греха?

Задача христиан крайне трудная, но очень высокая и вдохновенная — не сливаясь с этим миром, преображать его! «Тако да просвятится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего Иже на небесех».

«То зло, которое сейчас царит в мире, будет еще сильнее, — говорил страстотерпец царь Николай, — но не зло победит, а только любовь!» И жить, и любить, и рождать детей, и сеять хлеб, и созидать свою Родину человек должен понимая, что самое главное, для чего он живет на земле — это встреча его души с Живым Богом!