Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Где прос­то, там Ан­ге­лов со сто, а где муд­ре­но, там ни од­но­го.

преп. Амвросий

Все прос­тое бли­же к Бо­гу, а муд­ре­ное и вы­со­кое от­да­ля­ет нас от Бо­га.

преп. Амвросий

В ду­хов­ной жиз­ни вещь весь­ма хо­ро­шая вов­ре­мя бла­го­ра­зум­но объ­яс­нить­ся, вов­ре­мя поп­ро­сить про­ще­ния, что­бы и свою ду­шу уми­рот­во­рить, и дру­гим по­дать по­вод к то­му же.– Не вот­ще ска­за­но в псал­мах: взы­щи ми­ра и по­же­ни и (Пс. 33, 15).

преп. Амвросий

ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ
ДЕЛАЕТ ДУШУ ЗРЯЧЕЙ

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нём явились дела Божии. (Ин. IX, 1–3)

Если человек когда-то был зрячим, а потом ослеп, то он может вспоминать о том, что когда-то видел; но если ты родился слепым, то мир уже никогда не сможет поделиться с тобой своей прекрасной многообразной палитрой.

И солнце не улыбнётся тебе. И никогда ты не сможешь восхититься загадочным зрелищем звезд на ночном небе. И не оценишь изящный узор на крыле бабочки. Эта красота для других. А для тебя мир раскрашен одним цветом — чёрною краскою слепоты. Ты можешь только придумать мир вокруг себя: или на ощупь, или на слух представить то, что тебя окружает, но радужное полотно окружающего мира так и останется задёрнутым плотной тёмной  завесой.

И кто же согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою слепоту? Неужели это какая-то страшная неизбежная Небестная отместка?

75646 Нет! Слепорождённый — это особый избранник Божий!  Он пришёл в этот мир незрячим, чтобы на нём явились дела Божии; и явились не только для соседей, которые после чуда прозрения говорили: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?»; не только для изумлённых родителей, которые отвечали фарисеям: «мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, а как теперь видит — не знаем»; не только для него самого, думавшего, что солнце уже никогда не улыбнётся ему, но поражённого тем, что с ним произошло, когда он восклицал: «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному!»

Человек промыслительно прошёл через долгий, непроницаемый мрак страданий, через обречённость на слепоту, чтобы дела Божии явились всему миру, всей Вселенной. Чтобы весь мир узнал, что Христос — это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир. И главное исцеление человека — это не просто возвращение ему физического зрения, а духовное прозрение, исцеление ослепшей души.

Миллионы людей рождаются слепорождёнными и даже не знают этого и не подозревают, потому, что слепота становится нормой. Слепота становится критерием правильности жизни. Жизнь без Бога — это философия слепоты. Если я гневаюсь и презираю других, значит я ещё слепой. Если я эгоист и живу только для себя, значит я ещё во мраке. Если живу только землёй, развлечениями, удовольствиями, то рассвет ещё далеко.

Можно быть ослеплённым ненавистью, ослеплённым плотской страстью, которую человек принимает за любовь. Можно быть ослеплённым влечением к тленным богатствам, к славе, ослеплённым своим блистательным «Я». Человек часто пленяется своей слепотой, дорожит своею ночью безверия: «Свет пришёл в мир. Но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идёт к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они — злы».

Преп. Макарий Великий говорит замечательно, что «как запертый внутри тёмного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем, не видит и не признаёт своей красоты». Без Христа, без веры, без Церкви невозможно осознать достоинства человеческой души, красоты её Богоподобия. Без Бога человек уродство принимает за красоту, и своё мрачное неведение считает светом и истиной. И только любовь разгоняет тьму! Только смирение исцеляет слепоту сердца!

Прозреть — это значит, осознать своё страшное удаление от Бога. Прозреть — это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть — это понять и рассмотреть во всём Промысл Божий и «дела Божии»! Если бы мы были духовно повнимательнее, то увидели бы, что каждый день над каждым из нас являются чудные дела Божии. Слепорождённый много лет провёл в темнице своего неведения Бога. И через эти многолетние страдания открылся ему «Свете Тихий».

Св. Николай Сербский говорит, что «всякая жизнь без страданий мелка». И иг. Арсения, русская подвижница XIX века, опираясь на свой духовный опыт, говорила, что «если человек действует по правде земной, то значит, он не признаёт Небесной Правды, потому, что они совершенно различны. На земле Небесная Правда пригвождена ко Кресту».

Каждый из нас в этой земной юдоли через Крест, через скорбь, через боль, порою через ужасные страдания приходит к радости сердечного прозрения.

У каждого в жизни свой Силоам. И как мы должны дорожить тем, что Господь привёл нас к главному прекрасному Силоаму — Церкви Христовой! Каждый верующий человек — это «посланный». И только в лоне Святой Церкви, в этом вечном, чудодейственном, животворящем источнике ежедневно уже веками происходит чудо прозрения человеческой души. Сколько искалеченных сердец, изломанных судеб, сколько слепых, прокажённых, обманутых жизнью людей вновь рождаются и обретают Смысл и Цель в Православии! Сколько потерявших всякую надежду прозревают в покаянии.

Человек, обретя веру, меняется, и мир уже не узнаёт его и спрашивает удивлённо: «как открылись у тебя глаза?» И человек отвечает радостно: «Сам Господь помазал глаза моего сердца и сказал: “пойди, покайся!” И вот я прозрел!» Прозрел — это значит, понял куда идти. Понял, что Христос есть «Свете истинный, просвещаяй и освящаяй каждаго человека, грядущаго в мир!»

Но борьба за глубокое, внутреннее сердечное прозрение, за чистоту сердца будет продолжаться всю жизнь. И это будет очень трудная, очень напряжённая, сосредоточенная борьба.

Потому что, если я всё никак не наиграюсь земными игрушками, а Бога «оставляю на потом», как говорит блаженный Старец Паисий, то я — слепорождённый, и свет, который во мне, есть тьма. Если я не хочу смиряться, нести безропотно тот жизненный крест, который даёт мне Бог, а пытаюсь выбрать самодельный, искусственный придуманный мною самим, то в сердце моём царят пока ещё непроглядные сумерки. Если я сам замуровал себя добровольно в ночь себялюбия, самолюбования, тщеславия, эгоизма, и если я думаю только о себе, а ближние для меня как будто не существуют, то рассвет наступит ещё не скоро. Без молитвы, без сочувствия, без сопереживания, без любви душа предательски прячется в свою собственную слепоту.

А Бог есть Любовь. И только Любовь делает нашу душу зрячей.