Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

прп. Антоний

По­го­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топ­ли­ву на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная по­го­да по­лез­ны, за­во­дят­ся в рас­те­ни­ях чер­ви и дру­гие на­се­ко­мые, вре­дя­щие бла­гим пло­дам. Так бы­ва­ет и в на­шем ду­хов­ном уст­ро­е­нии: по­се­ще­ние бла­го­да­ти, мир, ти­ши­на и спо­кой­ствие от сту­же­ния страс­тей ес­ли про­дол­жи­тель­но и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в вы­со­ко­у­мие и ли­шить­ся зас­туп­ле­ния, и не бу­дем ис­кус­ны в бо­ре­нии страс­тей, и уда­лим­ся от скорб­но­го пу­ти. А по­то­му Бог ис­ку­ша­ет нас про­тив­ны­ми, к поз­на­нию на­шей не­мо­щи, к тер­пе­нию и сми­ре­нию.

прп. Макарий

На зем­ле все вре­мен­но и крат­ков­ре­мен­но и ско­роп­ре­хо­дя­ще. Ско­ро все про­хо­дит, как при­ят­ное и от­рад­ное, так и прис­ко­рб­ное и бо­лез­нен­ное. Еже­ли мы изб­ра­ли для се­бя путь бла­го­чес­тия, то долж­ны пом­нить и не за­бы­вать апос­тольс­кое сло­во: вси хо­тя­щии бла­го­че­ст­но жи­ти о Хрис­те, го­ни­ми бу­дут (2 Тим, 3, 12).

прп. Амвросий

Жемчуг и камень

Однажды ученик, проделав дневной путь через пустыню, припав сердцем к стопам своего мудреца-старца, стал изливать перед ним свои «метафизические томления», «проклятые вопросы», как называл их Достоевский — о жизни, смерти, Вечности, о смысле страданий, о красоте и уродстве, о боли, которая порою кровавой нитью проходит через всю человеческую жизнь...

«Знаешь, что я тебе скажу, — прошептал изнемогающий от подвигов старец, — Красота рождается от страданий! Ты знаешь, как получается жемчужина? Моллюск беззаботно живет в своей раковине, которая как панцирь защищает его от всех внешних воздействий. Но несмотря ни на что, иногда случается так, что некое постороннее тело, пускай самое маленькое, например, крохотная песчинка все же проникает сквозь створки раковины и начинает раздражать нежное тело моллюска. Чтобы уменьшить боль и дискомфорт, моллюск выделяет некую перламутровую жидкость, которая обволакивает эту песчинку.

И этот процесс обволакивания, эта долготерпеливая работа продолжается порою очень много лет... В результате рождается удивительной красоты сокровище — жемчужина! Красота рождается от страданий». Монах ушел от старца, обдумывая смысл этой притчи.

Так случается порой и в нашей жизни. Как бы не отгораживался человек створками души, как бы ни пытался закутаться в защищающий панцирь, — песчинки страданий все равно проникают в наше сердце и причиняют нам боль... Мимо боли никто не пройдет в этой жизни! Но если, с Божией помощью, покрывать эти скорби перламутром смирения, терпения, безропотного несения жизненного креста — то человеческое сердце может стать прекрасной сияющей духовной жемчужиной!

Несмотря на то, что очень тяжело страдала нынешняя Евангельская кровоточивая жена, несмотря на то, что истратила все свои деньги на врачей (как эта ситуация перекликается с современной) — она не роптала и не отчаивалась. Она верила и ждала чуда! И целых двенадцать лет душа ее одевалась в перламутр долготерпения и надежды. С трепетом прикоснулась она к краю одежды Христа. С трепетом потом призналась в этом. И душа ее превратилась в трепетную, смиренную, кроткую жемчужину!

«Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя! Иди с миром!»

Современная цивилизация, используя самые новейшие технологии, направляет все свои усилия на то, чтобы создать для человека уютный, комфортный, бесскорбный мир. Чтобы эти Божии песчинки не проникали за плотно закрытые створки человеческой души.

Веселись, человек, на карнавале жизни! Боли не будет! Смерти не будет! Вечности нет! Успей от жизни взять все!

Мир смеется, когда Христос Господь хочет сотворить чудо. Он лукаво ухмыляется, когда Господь хочет воскресить умершую человеческую душу. Зачем? Для чего? Да такого не может быть! Но Христос приходит и властно говорит: «Душа, встань!» И оживает душа и перестает кровоточить и радуется своему Богу!

Церковь — это место встречи Бога и человека. Эти синергия человеческого смирения и Божественной Любви.

С одной стороны: «Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, пришел взыскать и спасти погибшее».

А с другой: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша!»

Преподобный Арсений Великий говорит: «Если мы взыщем Бога, Он явится нам. А если удержим Его, Он пребудет с нами». Наша задача — удержать Бога в своем сердце! И это делание — стяжать благодать Святого Духа — делание всей человеческой жизни.

Для этого — пост, для этого — наши молитвы. Для этого — все труды и подвиги. Для этого — и та боль, те скорби, те страдания, которые попускает нам Господь. И наша боль, наши страдания должны учить нас любви и состраданию к людям!

На Валааме жил старик-рабочий, который находился в монастыре 50 лет. На рубке леса он потерял руку и ногу. Ему предлагали принять постриг в монашество, но он все не решался: «Что же такое монах, если ты не решаешься столько лет на постриг?» — спрашивали его. «Монах — это человек, — отвечал страдалец, — который от сострадания к людям плачет и молится за весь мир! Я еще сострадать не научился — у меня сердце еще каменное, не могу стать монахом»...

Сердце наше перестанет быть каменным, если покроется перламутром любви, если мы не будем закрывать створки своей души от чужой беды, от чьих-то слез и страданий...

Тогда Господь коснется нашей души и станет она прекрасной жемчужиной!