Аудио-трансляция

Доб­рое де­ло лег­ко не де­ла­ет­ся, а все с тру­дом и тер­пе­ни­ем.

преп. Моисей

Пост − это не мрачный траур

Вот и начался Великий Пост, и мы ступили на его первую ступеньку! Пока мы только нащупываем, как нам выстроить наше молитвенное делание, как составить новый рацион стола, какие изменения внести в устав нашей будничной жизни, как отделить главное от второстепенного, с какими страстями в первую очередь вступить в непримиримую борьбу.

И у каждого из нас, безусловно, будет своя борьба, своя схватка, своя линия фронта. Мы будем отважно уходить из кухни, когда родные будут жарить фантастически пахнущий бифштекс. Кто-то скомкает и выбросит пачку сигарет, чтобы покончить с пагубной страстью. Кто-то до крови будет сжимать губы, чтобы не произнести грубого или бранного слова. Будем после работы усталые, но счастливые бежать не домой, а в храм — на канон Андрея Критского... Мы будем стараться не роптать, не осуждать, не тщеславиться и стараться допить до конца чашу страданий и боли, которую Господь подает каждому из нас!

Пост — это огромный, полноводный, живой океан, и если мы войдем в лодку нашего сердца без твердой надежды на Христа, на Его помощь, на Его Любовь, — то мы не поймаем ничего, да и суденышко наше перевернется житейскими волнами.

Пост — это не траур. Бог ждет от нас не просто изменения рациона и одежды, не только выдернутого из розетки телевизора. Он ждет от нас изменения в мыслях, изменения в движениях сердца! «Бог алчет обожения человека», — говорит преп. Максим Исповедник. Господь хочет, чтобы наша душа стала «новыми мехами» и не расплескала дарованной ей благодати.

Пост — это Божественное самораскрытие человека перед Вечностью. Это медленное благодатное умирание души человека для земной суеты и порока. Пост должен стать для нас тем «зерном горушечным», из которого произрастет прекрасное покаянное величественное древо Любви!

Все ступени Поста, по которым мы с помощью Божией пройдем, — это ступени страданий Христовых, ступени Его крестного Пути. И наконец, ступени Его смерти! Но движение нашей души на этом пути, сотканном из бесчисленных капель боли, должно быть пронизано самой великой радостью, самой глубокой надеждой, самым светлым упованием — Торжеством из Торжеств, славным Воскресением Христовым! «Если Христос не воскрес, — восклицает ап. Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

Преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Словах огласительных» размышляет о том, почему мы  часто поем за богослужением «Воскресение Христово видевше», хотя никто из нас не был свидетелем этого события. Неужели здесь кроется какая-то неправда? Нет!

«Церковь, — говорит великий богослов, — побуждает нас говорить истину — о том, что воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но, так сказать, ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого воскресшим». В этом стяжании «светоносного пришествия Духа» и заключается цель жизни христианина, цель всех его сердечных устремлений!

«Разве не знаете, что вы — храм Божий и Дух Божий живет в вас? — напоминает нам святой Апостол, — Храм Божий свят, а этот храм — Вы».

Великий Пост, в святые дни которого мы вступили, — это время созидания, обновления, благоукрашения храма нашей души. И если мы не наполним этот сердечный храм смирением, не изукрасим искренней любовью, если мы начнем созидать его на песочном основании буквы закона, только на формальной фальшивой ноте, то весь пост, вся наша так называемая духовная жизнь окажутся жалкой пародией, карикатурой, может быть искусной, но все же подделкой под настоящее.

Пост — это свидетельство Церкви о Любви! Это наша маленькая благодарственная человеческая жертва Творцу всяческих! Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: готов ли я понять человека? Способен ли простить, помочь, полюбить? Стремлюсь ли ради Христа в чем-то земном, житейском ущемить себя?

Время, в которое Господь благословил нас жить — очень не простое. Добродетель осмеивается и патология становится нормой. Отказавшись от Бога, человек отказывается от ответственности за мир, за Отечество, за свою семью. Отказывается от ответственности за самого себя. Мир экспонирует порок как нечто свежее и оригинальное, но это всегда — протухший товар. А в Церкви сам воздух насыщен любовью, смыслом и Истиной! И слава Богу, что все больше людей в России начинает понимать, что вера — это не этнография, не причудливая часть национального пейзажа. Вера — это живая жизнь! Это радостная пульсация Вечности! Господь дарит верующему сердцу ощущение полноты жизни и ее глубокую значимость!

...Когда раб Божий Симеон, будущий светильник Вселенской Церкви преподобный Силуан Афонский заканчивал военную службу, он хотел встретиться с о. Иоанном Кронштадтским. Свидеться не удалось, и Симеон оставил праведнику записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи, помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

От какого «мира» хотел удалиться молодой ревностный подвижник? Только ли от своих родных, от своих сельчан, от своего Отечества? «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2,16) — вот тот мир, мир страстей, который необходимо покинуть каждому из нас! Это и должно быть основным нашим великопостным деланием! А главным путеводителем нашим пусть будет не голод по тленной пище, а радостный, светлый, вдохновляющий голод ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ!