Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы, осуж­дая дру­гих, се­бя мним неч­то бы­ти и ли­ша­ем­ся спо­кой­ствия; вы зна­е­те Гос­под­нее сло­во: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29), то аще не име­ем спо­кой­ствия ду­шев­но­го, зна­чит, не име­ем сми­ре­ния и кро­тос­ти.

преп. Макарий

Мир и спо­кой­ствие есть ве­ли­кая наг­ра­да, но как во­и­ны по­лу­ча­ют наг­ра­ду за под­ви­ги и про­ли­тие кро­ви, так и мы – ду­хов­ные во­и­ны – долж­ны преж­де пре­тер­петь мно­гие ис­ку­ше­ния и скор­би со сми­ре­ни­ем, об­ви­нять се­бя, а не дру­гих, и ума­лив (та­ким об­ра­зом) страс­ти на­ши, т.е. по­бе­див их, а па­че гор­дость и воз­но­ше­ние, гнев, ярость и проч., тог­да и се­го да­ра удос­то­им­ся – ми­ра ду­шев­но­го.

преп. Макарий

Мы ищем по­коя, а оный нам не на поль­зу. По­кой об­ре­та­ет­ся в крес­те и в пре­да­нии се­бя во­ле Бо­жи­ей, и по­ка страс­тя­ми бо­ри­мы и пло­хо на них во­ору­жа­ем­ся, то по­коя нель­зя об­рес­ти.

преп. Макарий

Жизнь прожить пронзительно, как тайну

Сегодня мы собрались, чтобы почтить память «величайшего из рожденных женами», «друга Жениха», святаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сегодня он собрал нас под свои огненные, ревностные, ангельские покаянные крылья!

В этом мире — прекрасном, носящем на себе отпечаток Творческой Божественной десницы, но искореженном страстями и грехом, — нам так нужна его помощь. И в это время, наполненное любовью Господа, наполненное Вечностью, время, предназначенное для спасения, но растрачиваемое нами с такой легкостью на суету и земные мелочи — нам так нужно его заступничество.

Вся его жизнь, от момента, когда он в утробе своей матери, праведной Елисаветы, «взыгрался радощами» при встрече ее с Пресвятой Девой Марией и до кровавой секиры спекулатора в Иродовой темнице, вся его жизнь — это подвиг, это духовный порыв, борьба, свидетельство Истины, это горение сердечной свечи, это пламенная любовь к Тому, у Которого, как он сам говорил, он был «недостоин развязать ремень обуви»!

Святой Иоанн Креститель«Не бойся, Захария, — восклицал Архангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом!»

Он стал сыном слез, плодом покаянных сердечных молитв, детищем суровой безжизненной пустыни. И в пустыни жизни, населенной «порождениями ехидными», «ревнителями буквы закона», «праведниками», величающимися своей эфемерной праведностью, в этой пустыни жизни, населенной нами, на этом «праздничном хороводе жизни», тихо и смиренно звучал и звучит его ревностный, как острие ветра, голос: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

Чему нас учит «друг Жениха»! Какие грани духовной жизни приоткрывает современному человеку «величайший из рожденных женами»! О чем напоминает утомленному пыльному путнику XXI супертехнологического века «глас вопиющего в пустыни»?

«У кого две одежды — тот отдай неимущему! И у кого есть пища — делай то же! Ничего не требуйте более определенного вам! Никого не обижайте! Не клевещите! Довольствуйтесь своим жалованием!»

Отец Софроний Сахаров замечательно говорит: «Я заметил странное явление: люди боятся открыто взглянуть на величие человека». Что означают эти слова? В чем заключается величие человека? И почему многие люди боятся взглянуть, понять, вместить в своем сердце это величие?

Величие и достоинство человека в том, что он призван быть чадом Божиим, реализовать в себе подобие Божие, как св.отцы говорят «обожиться». Стать богом по благодати. «Будьте святы, потому что Я — Свят». Как говорит афонский старец Маркелл Каракальский: «личностью становится тот, кто поднялся от образа к подобию».

В человеке сокрыта бездна, благодатная бездна способностей и возможностей. В человеке заключена удивительнейшая красота и глубина, о которой он порою сам даже не догадывается и ее не подразумевает. И не пытается раскрыть в себе эту Богом данную красоту и глубину. В этом и заключается драма человеческой жизни.

Телевизор. Пиво. Диван. Ругань. Ночные клубы. Шальные деньги. Бешеный ритм. Суета, издерганность, нервы, ненависть, пробки... Побег от возвышенного. Побег от Бога. Побег от самого себя...

Как старец Фаддей Витовницкий удивительно замечает: «Наши плохие мысли и злые желания разоряют красоту мира». А Господь хочет, чтобы мы прожили свою жизнь трепетно и пронзительно, как Тайну! Чтобы не разоряли красоту. Чтобы вся наша жизнь — от роддомовских пеленок и до последней погребальной пелены — вся наша жизнь была светлым, радостным, вдохновенным аккордом хвалы Богу! Чтобы мы увидели не помойку, а Небо в душе нашего ближнего, каждого человека, встречающегося на нашем пути. Чтобы мы не оказались деревом, не приносящим доброго плода. Чтобы душа наша, по словам старца Иосифа-Исихаста, превратилась из «стекляшки в бриллиант»!

А как все это возможно? «Как воспоминания об огне не согревают тела, — говорит преподобный Максим Исповедник, — так вера без любви не производит в душе света ведения». Сбыться можно только через любовь и покаяние, «радуясь вкупе и трепеща...». Свет ведения тайн Божиих загорается только в любящей душе.

Ирод и сейчас жадно ждет и ищет неповинной крови. И мир также заворожено кружится в своем безумном хороводе. А через сумасшедшую скорость нанотехнологических будней, через боль наших ежедневных потерь, через ужасы новостных сводок, сквозь непонимание и слезы, мы каждый день, каждое мгновение нашей страшно сложной и многотрудной жизни слышим слова любви, рвущиеся из живого, ревностного сердца Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!»