Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не до­ве­рять се­бе и не сле­до­вать сво­е­му ра­зу­му и во­ле есть путь ко сми­ре­нию; без не­го же, хо­тя бы и доб­рое что бы­ло на­ми сде­ла­но, — Бо­гу не­при­ят­но.

преп. Макарий

Вот так-то бу­дет луч­ше — по­ви­но­вать­ся и от­вер­гать свою во­лю. Бу­дешь так пос­ту­пать, и впредь во всем бу­дет хо­ро­шо и ра­до­ст­но.

преп. Исаакий

Не бес­по­кой­ся мно­го об уст­рой­стве судь­бы. Имей толь­ко не­ук­лон­ное же­ла­ние спа­се­ния и, пре­дос­та­вив Бо­гу, жди Его по­мо­щи, по­ка не при­дет вре­мя.

преп. Амвросий

Бог есть свет

Сегодня света неприступного бездна! — восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, — Сегодня беспредельный поток Божественного осияния озаряет Апостолов на Фаворе! О, чудо, превосходящее всякий ум! О, ликование, дарованное нам превыше всякой меры разумения!»

Преображение Господне — это чудо «превыше всякой меры разумения». Поэтому святая Церковь и каждый из нас, частичка этой Апостольской Церкви, стоим, пронизанные этим потоком Божественного Света, и не можем ничего вымолвить кроме одного: «Господи, добро есть нам зде быти!»

Для нас — эти блистающие как снег одежды Спасителя, такие, как ни один белильщик на земле выбелить не может! Для нас — глас из облака, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Для нас — пророки Моисей и Илия, которые «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Сегодня вся Церковь, и воинствующая и торжествующая, восходит на Фавор, чтобы лицезреть «Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна». Сегодня Господь хочет убелить каждого из нас, пока еще одетых в одежду «яко несть брачна». Сегодня, как никогда «Свет Христов просвещает всех!»

Преображение — это залог, начаток, предощущение будущего блаженства, когда спасенные будут ликовать и радоваться в Горнем Иерусалиме, не имея нужды ни в солнце, ни в луне, ни в каких-либо светильниках. Там будет светить солнце правды — Христос Бог наш! «Слава Божия осветила его, — говорит в своем Откровении ап. Иоанн Богослов, — и светильник его Агнец» (Откр. 21:22)

Преображение — это праздник Божественного Света. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1,5). И как говорит святитель Григорий Палама: «Преобразившись на Фаворе, Христос не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотью сияние Божественного естества; так что тот Свет является Светом Божества и не есть созданный...»

На Фаворе произошло преображение не только Христа, но и учеников-апостолов. Апостолы удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Спасителя потому, что они сами преобразились! «Они сами изменились, — восклицает святитель Григорий, — и таким образом, увидели изменение». И этого изменения, обожения, преображения Господь жаждет от каждой человеческой души!

Жизнь во Христе — это не просто нравственное улучшение человека, а обожение, которое означает приобщение славе Божией человеческого естества. Это путь личного восхождения каждого из нас к Богу. Это преображение человеческой души энергией Божественной благодати.

Подлинное величие человека заключается не в том, что он является наивысшим биологическим существом, а в том, что он, по словам святителя Василия Великого, «тварь, которая получила повеление стать богом». Главное достоинство человека не в том, что он способен создать сверхтехнологичную орбитальную станцию, а в том, что он призван быть чадом Божиим!

И суть не в том, сколько мы поклонов сделали, какое количество акафистов прочитали, или сколько служб выстояли, а в том, успеем ли мы наполнить любовью нашу жизнь или нет. Сможем ли зажечь покаянный огонь в своем сердце? Сумеем ли стяжать в душе помысл александрийского сапожника?

Как-то преподобный Антоний услышал в сердце Божественные слова, что, несмотря на все подвиги, он еще не вошел в меру сапожника из Александрии. Придя к сапожнику, преподобный стал умолять его рассказать о своей жизни. Тот поведал старцу, что треть заработка отдает на храм, треть — нищим, а треть оставляет себе. Авву это не удивило, и он настаивал: «Скажи, все-таки, как ты живешь?» «Ничего не делаю, — смиренно отвечал сапожник, — а лишь, работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: «Все спасутся. Один я погибну!»

Христианин — это свидетель любви на земле, сотканной из болезней и страхов. «Вы -свет мира». Верующий человек — это маленький лучик, отражающий Вечный Божественный Свет. В быстроменяющемся глобальном мире, где беспощадно стираются грани между добром и злом, между ложью и Истиной, только Евангельское Вечное Слово является настоящим компасом, ориентиром, маяком для истерзанного человеческого сердца. «Никто не видит, где рвы греха, а где ровные стези правды, — говорит преп. Симеон Новый Богослов, — если не воссияет ему умное Солнце!»

Восхождение в гору — это всегда гигантский труд, неимоверные усилия. Это всегда -сбитые ноги, порванная одежда, пот, кровь, мозоли... Но святым апостолам, ученикам Христа пришлось употреблять усилие не только во время восхождения на Фавор. Им настолько хорошо, благодатно, светло, радостно было во время Преображения — «Господи, добро есть нам зде быти», — что они заставляли себя спускаться!

Божественный Свет Преображения должен озарять не только вершину Фавора. Он должен проникнуть во все уголки нашей простой, обычной, ежедневной жизни. Этот свет даст верующему человеку силу разделять трагическую судьбу мира, иметь сострадательное сердце, творческую созидательную любовь, блаженное смирение. Старец Порфирий говорит: «Душа, влюбленная во Христа, всегда радостна и счастлива, скольких бы трудов и жертв не выпало ей».

Преображение — праздник Божественного Света. И Церковь ликует, пронизанная этим святым небесным потоком. Пусть этот тихий, смиренный свет укрепит нас в несении нашего жизненного креста. Ведь Фавор всегда рядом с Голгофой! Пусть колена наших сердец опустятся сегодня на Божественную вершину! И пусть каждый унесет сегодня в своей душе созвездие радостных, ярких Фаворских лучей!