Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ску­ка уны­нию вну­ка, а ле­ни дочь. Что­бы про­г­нать ее прочь, в де­ле пот­ру­дись, в мо­лит­ве не ле­нись, тог­да и ску­ка прой­дет, и усер­дие при­дет. А ес­ли к се­му тер­пе­ния и сми­ре­ния при­ба­вишь, то от мно­гих зол се­бя из­ба­вишь.

преп. Амвросий

Со­ве­тую обод­рять се­бя мо­лит­вою, хо­тя крат­кою, и упо­ва­ни­ем, что как пос­ле зи­мы и су­ро­вой не­по­го­ды при­хо­дит при­ят­ная вес­на, так и пос­ле ску­ки не за­мед­лит по­ка­зать­ся при­ят­ная от­ра­да, а по­се­му этою на­деж­дою и уте­шай­те се­бя.

преп. Антоний

Ску­ка – не гля­дел бы ни на что. А от­че­го? От­то­го, что внут­ри гни­ло. Чем же ле­чить­ся? По­тер­петь. Вон и бе­рез­ки мо­ло­дые: как им бы­ло жут­ко в осен­ние вет­ры и зим­ние вь­ю­ги, а те­перь гля­ди, как бу­тон­чи­ки выс­тав­ля­ют – точ­но хва­лят­ся. Так и с на­ми: нас­коль­ко по­тер­пим, нас­толь­ко воз­ра­ду­ем­ся.

преп. Анатолий

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...»

Сегодня звонко слышны гулкие шаги спекулатора, спускающегося в темницу Предтечи... Ирод уже пообещал полцарства легкомысленной, безумной танцовщице, но что эти полцарства - бес устами коварной, кровожадной Иродиады просит светоносную главу невинного Пророка. Диаволу нужно, чтобы замолчали златословесные, правдивые уста, чтобы пролилась живая кровь Крестителя Христова, чтобы потешалось нечестивое собрание зрелищем смерти «друга Жениха»!

... Трагедия и Правда тесно слились в судьбе Предтечи. Вот она - голова «величайшего из рожденных женами» на золотом блюде перед ногами блудливой, бесстыдной женщины. Казалось, весь хмельной хоровод «порождений ехидниных» рукоплескал случившемуся!

Но Промыслу Божию было угодно, чтобы Предтеча благовестил и сущим во аде душам ветхозаветных праведников Бога, явльшагося плотию и вземлющаго грехи мира!

... Глас вопиющего в пустыни. Прозорливое сердце пророка. Нежная, любящая душа, недостойная, по его словам, развязать ремень обуви Христовой. Острое око видевшее «Дух сходящ яко голубь с небесе» на главу Спасителя Мира! Кто он для нас, занимающий свое место в деисусе вместе с Материю Божией? Кто он для нас, молящийся за весь мир в Царствии Небесном?

Не для нас ли звучат его огненные, не толерантные  слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»? К чьему сердцу обращается он: «У кого две одежды - тот отдай неимущему. И у кого есть пища - делай то же. Ничего не требуйте более определенного вам. Никого не обижайте. Не клевещите. Довольствуйтесь своим жалованием»?

Или, может быть, мы скажем, что сейчас время уже другое? Никому не помогай! Если увидишь голодного, обойди стороной! Если тебе выгодно - обижай! Если необходимо - клевещи! Ропщи на свое жалование! А покаяние - что это вообще такое?

Преп. Макарий Великий говорит: «Горе душе, если останавливается она на своей природе и уповает только на свои дела, не имея общения с Божественным духом». Такое ощущение сейчас, что человечество уповает только на свои дела и не ищет общения с Богом. И даже более того - стремится разрушить в себе то, что заложено в него Создателем! Антропологическая катастрофа. Мысленное сальто в пустоту. Но без Бога нет ни настоящей красоты, ни подлинности, ни смысла. В лучшем случае это ложная красота - грим, иллюзия, пудра. В худшем - пафос саморазрушения!

Мир - это не гигантское шоу, не надрывающийся от смеха и похоти карнавал Ирода, не безумное пространство коварства, ненависти и зла. Мир - это трепетный и светлый плод Божественной любви. Мир - это тайна, открывающаяся только смиренному и кающемуся сердцу. Не нужно микроскопа, чтобы каждому рассмотреть, сколько Божественной милости разлито вокруг нас, сколько знаков Небесной Любви рассыпано...

Нужно только, чтобы наше сердце не замыливалось, будни не превращались в рутину, чтобы ближний не был для нас чужим и далеким, чтобы, как говорил преп. Иустин Сербский «наш земной мир не становился похожим на темницу, выстроенную из ужасов и снов...»

Мир преображается только любовью! И человеческое сердце очищается искренним покаянием, о котором нам напоминает Святый Предтеча. Нужно раскрыть свою душу доверием Богу, желанием жить в Его благом Промысле. Старица Гавриила говорит: «Каждое утро, на открывающейся новой странице, поставим нашу подпись, как на пустом бланке. Все, что хочет Господь, пусть пишет!»

Бог не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного радостного, вдохновенного ответа на Его нескончаемую Любовь. Любовь - это движение. И это движение должно быть взаимным!

Мир сейчас просто вгрызается в душу человека. Дьяволу нравится тотальное слабоумие, апология цинизма. Он все человечество жаждет видеть веселящимся, танцующим и безумствующим на пиру Ирода. Обещает до полцарства, лишь бы только человек жил без Бога, без веры, без Христа, без Церкви!

А нам, как говорит святитель Игнатий, «надо искать покаяния, а не земных сиятельств». Нам нужно стараться не быть пленниками земли, а подарить свою душу Вечности. «Не скучать делать добро!» - как прекрасно говорит святитель Климент Римский. Маленькое, посильное, может быть, почти невидимое миру, но очень важное простое искреннее добро.

«Цветок розы не издает голоса, а благоухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам». Будем же стараться стать этим цветком розы. «Господь - садовник, а мы цветы в Его прекрасном саду!»

... Сегодня звонко и очень явственно слышны шаги спекулатора, торопливо спускающегося в темницу Предтечи. Пир Ирода продолжается. Мы же должны помнить и знать только одно:

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».