Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но нам глуб­же вник­нуть в са­мих се­бя, и тща­тель­но прос­ле­дить за сво­и­ми по­мыс­ла­ми, чувства­ми, и пла­кать об име­ю­щих­ся в нас стра­ст­ных, гре­хов­ных чувствах, же­ла­ни­ях, по­мыш­ле­ни­ях, их долж­ны мы неп­ре­мен­но изг­нать, как Бо­гу не­у­год­ные, и, изг­нав, уже от­нюдь не до­пус­кать в свое серд­це, ибо не мо­жем мы в стра­ст­ном сос­то­я­нии петь песнь Гос­под­ню.

преп. Никон

На лю­дей ни­ког­да не на­дей­ся и не сму­щай­ся, не ви­дя в них со­чу­в­ствия, не су­ди их. Се­бе вни­май.

преп. Никон

Ког­да бу­дешь за­ме­чать чу­жие не­мо­щи и гор­дить­ся пе­ред дру­ги­ми мыс­лен­но, на­до от­ве­чать по­мыс­лу бе­со­вс­ко­му: „Я ху­же всех",– и хо­тя не про­чу­в­ство­ван­но, а все-та­ки ска­зать.

преп. Варсонофий

Явился если днесь вселенней... Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сегодня Господь смиренно приходит на Иорданские берега. Вместе с теми, кто услышал проповедь Иоанна Крестителя о покаянии, приходит Он, не нуждающийся в покаянии. Вместе с толпами грешников, уязвленных страстями и пороками, крещается Он, безгрешный.

Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, «но ради взятия на Себя нашего очищения», подобно тому, как Он принимает на Себя ради нас мучения. И в эти удивительные праздничные дни всё верующее человечество является свидетелем Богоявления — «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...»

Праздничное богослужение, насыщенное атмосферой Небесной тайны, наполненное вдохновением Вселенского Торжества, открывает нам и Христа, погружающегося в воды Иордана и «Родителев глас» и «Духа в виде голубине»! В литургических текстах, которые являются сокровищами нашей Церкви, подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды: «Земля освятися Рождеством Твоим, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещщуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию».

Господь создал воду как вдохновенную стихию жизни. При сотворении мира «Дух Божий носился над водою», наполняя её Своей творческой, животворящей энергией. Но при умножении на земле греха человеческого вода жизни становится водою смерти — в водах великого потопа погибает ветхое человечество.

Господь погружается в Иорданские струи не для очищения от греха, но чтобы освятить их, преобразить и наполнить жизнью. Вода смерти становится источником жизни — Сам Бог Своей человеческой плотию входит в неё и наполняет Своим Божеством.

У святителя Иоанна Златоуста есть замечательный образ. Он говорит, что Иордан — это образ человеческого рода. Он берет начало при слиянии двух речушек — Иор и Дан и впадает в Мертвое море. Весь род человеческий произошел из двух источников — Адама и Евы — и грехом был приведен к мертвому морю нашей жизни, где царствует смерть и тление. В воды этого Иордана, то есть человеческого рода, вочеловечившись, вошел Христос и тем самым победил смерть — Крестом и Воскресением!

В лоне Святой Церкви, в этой «мастерской обожения», как говорят святые отцы, происходит встреча Бога и человека. Верующий человек всегда живет внутри Встречи. «Вверьтесь Господу, — говорит преп. Иоанн Карпафский, — и Он вверится вам».

Церковь хочет нам показать и явить настоящую живую, вдохновенную, творческую красоту мироощущения. Не внешнюю броскую, сиюминутную, одноразовую быстрорастворимую «красоту» мира. Не чувственные искусственные раскрашенные гирлянды. Все мы видим перед собой жалкие конвульсии этой ложной сладострастной «красоты»... Церковь помогает каждому из нас раскрыть в себе смиренную, тихую и глубокую красоту образа Божия, красоту искренности, благодарения, жертвенности, любви!

Человек — не микромир, а макромир — «великое в малом». В нем любовию Божией сконцентрирована и сфокусирована вся тайна Божьего творения. Он несет в себе нечто большее, высшее, нечто более глубокое, чем всё творение в целом. Поэтому блаженный Августин и напоминает нам: «Человек! Возвратись в себя — истина обитает во внутреннем человеке!»

Возвратиться в себя — это значит вырваться из «просто бытия», где человеком руководят биологические инстинкты и земные ценности, где царит самолюбование и соблазн.... Но этого оказывается мало. Мало погружения в себя; человеку необходимо нащупать пульс Вечности, ощутить дыхание Вселенной. «Превзойди самого себя!» — призывает блаженный Августин. Это и есть таинственный, узкий путь из просто бытия в благобытие! «Невозможно быть человеком, — восклицает прп. Иустин Сербский, — и не стремиться к Вечности!»

Человек — это творческое существо. Творческая жилка заложена в каждом из нас. Кто-то становится художником, кто-то поэтом, кто-то с любовью воспитывает своих детей — и это тоже творчество. Кто-то строит здание и в него вкладывает свою душу. Но раскрытие в себе образа Божия, обожение, уподобление Христу — это самое светлое, самое чистое, самое глубокое, что может творчески человек принести своему Творцу!

Но мы должны приготовиться к тому, что процесс этот будет очень долгим, длинною во всю нашу жизнь. Благодатная филигранная работа над своей душой не прекратиться до гроба. Как-то однажды, уже будучи всемирно известным ученым, Альберт Эйнштейн был приглашен на ужин. Рядом оказалась молоденькая девушка. Завязался разговор, и девушка спросила лауреата Нобелевской премии: «А чем вы занимаетесь?» «Физикой...» — скромно ответил гений. «И сколько времени?» «Всю жизнь...» — сказал он. «Всю жизнь?! — искренно удивилась собеседница, — Бедняжка! А мы в колледже прошли ее за полтора года!»

Нам не хватит и всей нашей жизни, чтобы пройти эту трудную, но благодатную науку кротости, смирения, великодушия, любви и молитвы. И науку эту мы изучаем не за школьными партами, не в университетских аудиториях.... Науку самопознания, борьбы со своим эгоизмом, со своими страстями и пороками мы проходим в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми. И когда Господь нас вызывает на экзамен к доске, то часто мы пишем ответ не мелом, а своей собственной кровью!

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что кто-то считает, что лучший монашеский путь — это отшельничество, кто-то — скитское житие, кто-то уверен, что только общежитие приносит настоящие плоды. А для кого-то, может быть, путь брака, семьи — наиболее подходящий.... «Для меня же, — рассуждает преподобный, — есть единственный триблаженный путь — тот, который согласен с Законом Божиим и с любовью Божией!»

В древней Церкви праздник Богоявления называли «днём светов». «Явися ecu днесь вселенней, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел ecu и явился ecu, Свет неприступный». Сегодня этот неприступный Свет смиренно приходит на Иорданские берега. Вместе с теми, кто услышал проповедь Иоанна Крестителя о покаянии, приходит Он, не имеющий нужды в покаянии! Вместе с толпами грешников, крещается Он, безгрешный!