Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли бу­дем при­бе­гать ко Гос­по­ду, то Он по­се­тит нас, вой­дет в на­ше серд­це, за­щи­тит нас, пок­ро­ет от вся­ких ис­ку­ше­ний, бу­дет для нас стол­пом креп­ким от ли­ца вра­жия и при­ве­дет нас не­заб­луд­но к край­не­му пре­де­лу на­ших же­ла­ний и стрем­ле­ний, к веч­но­му бла­же­н­ству, в Царство Не­бес­ное.

преп. Никон

Ка­кая бу­дет вы­го­да во­и­ну без бра­ни? — Он не­ис­ку­сен и не­му­же­ст­вен. И мо­на­ху без борь­бы нель­зя стя­жать ду­ши в тер­пе­нии и увен­ча­ну быть от Под­ви­го­по­лож­ни­ка. Не из­не­мо­гай ду­хом и не уны­вай в про­тив­нос­тях, но об­ра­щай­ся ко Гос­по­ду с сми­рен­ным мо­ле­ни­ем и ве­руй, что при­идет к те­бе по­мощь.

преп. Моисей

Уте­ше­ни­ям или пред­ва­ря­ет, или пос­ле­ду­ет мя­теж, а се­му при­чи­ною на­ше стра­ст­ное уст­ро­е­ние; страс­ти на­ши суть дверь, зат­во­ря­ю­щая пред на­ми сию ду­хов­ную ра­дость.

преп. Макарий

ХРИСТИАНИН — ЭТО ЧАСОВОЙ ВЕЧНОСТИ

Человек бежит, торопится, суетится, строит планы, возводит Вавилонскую башню современной технотронной цивилизации, а посреди Вселенной стоит Крест Христов!

Человек ищет для себя смысл в чем-то помимо Бога: в искусстве, науке, философии, в гедонизме, судорожно ищет какое-то основание, какой-то внутренний стержень, центр, и не понимает, что в центре всего мира — Крест Христов!

Люди ненавидят друг друга, убивают, воюют, устраивают теракты; люди ищут выхода из кризисных ситуаций и не слышат кроткого голоса Спасителя: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной»...

Человеку стремительного сверхскоростного жестокого XXI века очень трудно правильно воспользоваться свободой. Он или неправильно понимает свободу, делая ее чем-то самоценным без Бога, превращая ее в сияющего идола, или взяв в руки эту бесценную жемчужину и приняв ее за простую стекляшку, морщась, выбрасывает на помойку. Если свобода превращается в самоцель, без Христа и без Креста, то это — тот же концлагерь, только украшенный мертвыми искусственными цветами вседозволенности.

На нашем пути к Пасхе стоит Крест. На нашем пути ко спасению возвышается Голгофа. И ее не обойдешь, от нее не отвернешься, не пройдешь мимо с закрытыми глазами. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».

Крестная Жертва — это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя, от Воплощения, от Вифлеемских яслей и до Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому, что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности!

Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 8). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13).

И это добровольное принятие смерти Христом — необходимое условие победы над ней. Владимир Лосский очень точно говорит об этом: «Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места». Но Господь хочет, чтобы ад, смерть, грех, порок и в нас не нашли себе места. Для этого Он распялся и Воскрес.

И где бы ни жил человек, чтобы он ни делал, в какие бы инфернальные глубины он ни уходил — перед ним стоит Крест Христов. Как бы он ни отворачивался от Бога, как бы ни хулил Его, все равно на всю Вселенную слышится кроткое слово: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34).

Как бы человек не уходил на «страну далече», как бы не уродовал в себе образ Божий, — смотрят на него не мертвые, пустые, слезящие глазницы звезд на ночном небе, не грозные черные дула авианосцев, направленных на него из чужой вражеской страны... На него смотрят смиренные, любящие, теплые глаза Небесного Отца!

«Он грехи наши, — восклицает ап. Петр, — вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились» (1 Петр. 2, 24). Вот она удивительная, глубокая, истинная цель человека — «жить для правды». Жить не для казино, не для шмоток, не для наших бесконечных интриг, не для эгоистичного соперничества, а жить для Вечной правды, для Христа, для ближнего, для Вечности и Любви!

И если в какой-то момент, в какой-то отрезок времени жизнь откроется нам не как бесконечное стояние в очереди за эфемерным скоропортящимся земным счастьем, не как жестокий слалом по чьим-то чужим головам и судьбам, не как безумный поиск новых доз адреналина, а как тихое радостное веяние благодати Божией, как чудо христианского миросозерцания, как приобщение к великому таинственному древу Церкви, то мы поймем — да, мы стали по-настоящему счастливыми людьми! И это дорогого стоит!

Подлинное величие человека не в том, что он открыл бозон Хиггса, не в том, что новейшим телескопом он достает до всё новых далеких галактик... Величие, красота, величайшее достоинство человека заключается в том, как говорит святитель Василий Великий, что «он — тварь, которая получила повеление быть богом». Поэтому мы и восклицаем вместе с блаженным Августином: «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!»

Христианин — это часовой Вечности! Христианин — это не только человек радости, но и человек слез, потому, что он знает тайну страданий, приобщаясь к Тайне Креста! «Дереву, — говорит один старец, — его корням нужно очень много воды в жаркую погоду. Так же и нам должно плачем глубоко укореняться в вечности!»

И хотя мы имеем богатый опыт святых отцов и опираемся на него, все же жизнь для каждого из нас — это не готовый рецепт, не мертвая стертая замыленная схема... Жизнь — это живой трепетный пульсирующий духовный поиск! Жизнь — это дыхание благодати и новизны! Это переплавка мрачного свинца наших грехов через горнило покаяния — в блистательное ожерелье добра и любви! Константин Леонтьев замечательно называл это «самоваянием человека при помощи Божией».

Бывает так, что человек хочет нарисовать сюжет, а холста и красок под рукой нет. Или хочет сфотографировать пейзаж, а камеру забыл дома... Но у каждого из нас всегда «под рукой» есть прекрасный материал для творчества, нежный, податливый, теплый, из которого мы можем ваять — это наша собственная душа. И если тело наше стареет, и это естественно, то нужно употребить все усилия, чтобы душа наша не старела. А возможно это только с помощью благодати Божией, через молитву, через смирение, через любовь!

Авва Емилиан Афонский говорит: «Нужно молитвой позволить Богу действовать внутри нас. Будем как крестьяне, которые сеют и затем ждут, когда Господь пошлет дождь. Сердце без молитвы похоже на целлофановый пакет, который от своего груза быстро рвется и вскоре выкидывается».

Богу нужно не наше благочестивое, тщеславное пожертвование на храм. Не парафиновая копеечная свечка. Не редька и фасоль вместо курицы и кефира. Богу нужны мы сами! Наши сердца. Наши истерзанные, израненные, истрепанные души. Богу нужно наше желание быть с Ним! Нужна наша любовь к Нему!

Однажды к старцу прибежал согрешивший ученик и в отчаянии причитал: «Как же я после этого буду людям смотреть в глаза?!» А авва отвечал ему: «Когда мы падаем, то мы должны думать о том — а как я после этого буду Богу смотреть в глаза?»

Крест — это всегда наш выбор. С Богом или без Него. Но, хочет человек этого или не хочет, Крест стоит посреди Вселенной! И вертикаль его — от Небес до ада через сердца человеческие, а горизонталь — время от сотворения мира и до Судного дня!

Мир хвалится многим. Спортом — быстрее, выше, сильнее! Успехом — солиднее, богаче, блистательнее! Мир хвалится даже грехом — изощреннее, лукавее, ниже...

А верующее сердце повторяет вслед за апостолом только одно: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»...