Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На лю­дей ни­ког­да не на­дей­ся и не сму­щай­ся, не ви­дя в них со­чу­в­ствия, не су­ди их. Се­бе вни­май.

преп. Никон

Ког­да бу­дешь за­ме­чать чу­жие не­мо­щи и гор­дить­ся пе­ред дру­ги­ми мыс­лен­но, на­до от­ве­чать по­мыс­лу бе­со­вс­ко­му: „Я ху­же всех",– и хо­тя не про­чу­в­ство­ван­но, а все-та­ки ска­зать.

преп. Варсонофий

Хо­ро­шо, кто за­бо­тит­ся о внут­рен­ней со­зер­ца­тель­ной жиз­ни, ибо она да­ет ему все.

преп. Варсонофий

Радоница Поминовение усопших. Вторник 2-ой седмицы по Пасхе

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, прошла Светлая седмица, во время которой весь мир и мы вместе с миром воспевали благодатные счастливые слова: «Христос воскресе!». И все люди друг другу отвечали: «Воистину воскресе!» Была возвещена великая весть во весь мир, что Христос воскрес.

А сегодня наступил другой великий день. Сегодня Церковь святая призывает всех нас вспомнить всех тех, кто уже ушел в ту, иную, вечную жизнь, и им всем сказать: «Христос воскресе!» И если у нас был бы такой же слух, такие же чувства, такое же сердце, как и у них там, видящих уже вечную жизнь, мы бы услышали их слова: «Воистину воскресе!» К большому сожалению это бывает очень редко, но бывает. Все, наверное, помнят случай, когда зашел монах в Киево-Печерской Лавре в пещерах вместе с пономарем и сказал: «Братья, Христос воскресе!». И они вдвоем услышали громогласный хор всех усопших монахов Киево-Печерской Лавры, который воскликнул: «Воистину воскресе!»

Дай Бог и нам слышать эти слова. Вои сегодня после Божественной Литургии, после причастия многие из вас пойдут на кладбище. Причем, смотрите какая вещь, даже слово «кладбище» так и называется от слова «класть». Там не просто что-то сделали, а пришли и положили мощи наших родственников, святые останки. То есть их положили, это место, где что-то кладут. А все понимают нормальные люди, что то, что можно положить куда-то, можно оттуда же и забрать. Потому что даже в этом слове заложен весь смысл. Кладбище не имеет другого названия, а имеет то, которое имеет, вот даже как слово «Радоница». А слово «Радоница» от слова «радость». Весь мир и мы радуемся тому, что кто-то уже прошел жизненный путь, который на самом деле является пылью, мигом вечности. Он даже незаметен там.

Это нам кажется, что все время идет очень медленно, тянется, когда же наступит этот долгожданный переход в вечную жизнь. Но это только касается верующих людей. К большому сожалению весь мир, большинство мира живет страхом перед смертью. Для них смерть это конец всем мечтам, это конец всем удовольствиям и радостям жизни. И только для православного человека это конец испытания и наконец-то наступление настоящей жизни.

Один человек рассказывал, как умерли его родственники, то ли мама, то ли бабушка, и он вообще не испытывал вообще никакого сожаления об этом. И все рядом стоящие взрослые упрекали: что же ты такой бесчувственный, ведь твоя же мама умерла, а ты такой бесчувственный. И маленький мальчик отвечал: а мама не умерла, она жива, я вот чувствую, что она вот здесь рядом с нами. Вот маленький нюанс. Из всей этой толпы, которая была на похоронах, только этот мальчик был верующим православным человеком, которого мама воспитала в вере православной. А все остальные не причащались, не исповедовались, ничего не знали, да и не хотели знать, оправдываясь строем, который существует, оправдываясь всякими законами, которые запрещают делать то-то и то-то. Но в советские годы многие из вас знают, люди ходили в храм и не боялись ничего, как будто бы для них этих законов не существовало.

Христос пришел на землю к нам не для того, чтобы судить мир. Он пришел сюда, чтобы нас спасти. И поэтому мы не имеем никакого права осуждать друг друга за то, что мы видим, что мы якобы совершаемые какие-то грехи. Постоянно с этим сталкиваешься. Говорят: батюшка, вот я вижу, как тот согрешает, как этот … Преподобный Силуан Афонский учил: если вы видите грехи другого человека, это не повод осудить его; это повод за него помолиться. И если бы мы все так жили, меньше бы было осуждения и больше бы было благодати. И нам гораздо легче было бы жить на земле. А когда человек начинает осуждать, он влезает в это болото осуждения, и он сам себя осуждает. Все мы помним слова: Не судите, да не судимы будете. Но никто не обращает внимание на следующие слова, следующие после этой фразы. Они еще более страшны. Они говорят: Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 01). То есть все, за что вы осуждаете Патриарха, Президента, власти, друга, мать, отца, детей, за тоже самое будут судить вас.

Наступит Страшный Суд, вы приходите на Суд покаявшиеся, раскаявшиеся раб или раба Божия, а вам говорят: вы виноваты еще в тот, том и том. Вы говорите: я этого не делал. Но вам предъявят слова Священного Писания и скажут: ты же это говорил, а раз ты говорил, то вот написано: каким судом судишь ты… Ты осудил за воровство, и тебя будут судить за воровство. Ты осудил его за то, что он кого-то убил, и тебя будут судить за то, что ты кого-то убил, хотя ты не убивал. Вот как страшно.

Древний мудрец сказал такую вещь, такую фразу: маленький мальчик с Евангелием сейчас идет туда, куда все мудрецы мира не могли прийти.

И какое же отношение было у наших предков, даже у язычников, у всех народов мира. Одна царица завещала положить себе в гроб много несметных сокровищ, и оставила такое завещание: когда я умру, этим сокровищем воспользоваться может только тот царь или царица, которые будут после меня, если будут такие и настанут тяжелые времена и не будет другой возможности. И вот проходили годы, проходили столетия, и никто не прикасался к этим сокровищам. И наступил такой день, год и час, когда царю правящему так стало тяжело, и он решил воспользоваться этими несметными сокровищами, приказал вскрыть эту гробницу и обнаружил там вместо несметных сокровищ надпись: какой же ты негодный человек, что ты дерзнул тронуть память усопших (то есть место упокоения).

Только Бог имеет право трогать усопших. Это только Его право, больше никто. Это Господь нас укладывает в гробы и Он же из этих гробов нас извлекает для вечной жизни. Поэтому дорогие братья и сестры, от всей души поздравляю вас с этим праздником. Сегодня весь рай ликует, весь ад обращает к вам руки и просит молитв за них, кто по каким-то нераскаянным грехам оказался в этих обителях. И они просят ваших молитв. Они нуждаются в этих молитвах. И многие из них надеются, что по вашим святым молитвам и по молитвам Церкви они тоже окажутся в Царстве Небесном. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)