Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мир ду­шев­ный имей, а тер­петь – тер­пи, и за се­бя, и за дру­гих. Тер­пе­ние, по сло­ву свя­то­го Гри­го­рия Си­на­и­та, и в бу­ре ти­ши­на.

преп. Амвросий

Че­рез неп­ри­ят­ные слу­чаи мы поз­на­ем, что мы не­тер­пе­ли­вы, а ес­ли не­тер­пе­ли­вы, зна­чит, са­мо­лю­би­вы. А поз­на­ние это долж­но рас­по­ло­жить нас к са­мо­у­ко­ре­нию и по­ка­я­нию, и мо­лит­вен­но про­сить у Гос­по­да по­ми­ло­ва­ния,– без неп­ри­ят­ных же слу­ча­ев че­ло­век скло­нен к са­мом­не­нию.

преп. Иосиф

Из Свя­то­го Пи­са­ния ви­дим, что скор­би при­бли­жа­ют лю­дей ко спа­се­нию, ес­ли кто не ма­ло­ду­ше­ст­ву­ет и не от­ча­и­ва­ет­ся, а во­ору­жа­ет­ся тер­пе­ни­ем со сми­ре­ни­ем и пре­дан­нос­тию во­ле Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня собрала нас в Свой храм Пречистая и Преблагословенная Богородица Мария, Та, рождество Которой мы сегодня так светло и радостно празднуем, Та, Которая стала благословенным плодом благословенных родителей.

Богоотцы Иоаким и Анна были престарелыми родителями. И рождество Той, Которая возвестила радость всей вселенной, не сразу пришло в этот мир и в их семью. Нам сложно представить, но необходимо задуматься, как эти люди, которые были беспорочны, которые исполняли закон Господень, совесть которых не обличала их в чем-то страшном, в каких-то грехах, пребывали многие и многие годы, десятилетия в поношении от всех, кто знал их. Люди, не имея возможности проникнуть в глубину тайны Божьей, которая совершалась в их жизни, в это домостроительство спасения человека, судили лишь по поверхности.

Раз нет детей, значит, грешны, значит, нет на вас благословения Божия. И соседи, и знаемые, и даже священники в храме не принимали жертвы от таковых людей. Даже пищу нельзя было брать у этих людей в обыкновенной повседневной жизни. Считалось, что это неправильно, потому что раз они не имеют благословения Божия, то все, что проходит через их руки, также не благословлено Богом. И так жить изо дня в день, из года в год, неся терпеливо этот крест, неся терпеливо эти поношения, эту клевету, эту подозрительность, насмешки, а чаще всего, укоризну и какие-то неразумные обличения.

Но в таких скорбях может воспитываться только великая душа. В великом мужестве произрастают великие добродетели. И великий плод может родиться только в великом терпении, в великом смирении. И вот Пречистая Дева Мария, являясь плодом всей поднебесной, Та единственная, Которая должна была родить Спасителя миру, была выношена этим терпением двух престарелых родителей, этой благословенной четы, которую не знали и не понимали ни их сродники, ни их соотечественники и многие и многие другие.

Они научают и нас с вами этому же терпению. Ведь этот мир так нетерпелив. Мы так разучились нести какие-то скорби. Современная цивилизация — цивилизация одного клика, максимум двух, когда мы привыкли, чтобы все по первому щелчку включалось, соединялось, передавалось. Но не так должно быть пред Богом. Мы должны научиться терпеть, научиться не просто терпеть, но долго терпеть, если мы хотим, чтобы в нашей душе зародилось что-то доброе по-настоящему, истинное, подлинное, глубокое. Ведь всякое добро рождается, как и всякая простая матерь рожает, в муках, вынашивая свой плод. Так и всякая добродетель должна быть выношена нами, должна созреть в нас, чтобы мы смогли наслаждаться ею, чтобы могли по-настоящему оценить ее. Ведь то, что без труда достается, дешево стоит, как говорят отцы.

И вот Пречистая Дево Мария стала благословением всей Поднебесной. Мы в Ее праздничном кондаке произносим, что Иоаким и Анна, освободившись от поношения бесчадства, но и Адам и Ева освободились от тли смерти. Казалось бы, какая связь, ведь рождается Дева Мария. Но Церковь уже не видит границы времени, потому что в Ее рождении уже вызревает рождество Христово, пришествие Спасителя Мира. И лишь только человечество смогло дать этот плод, преблагословенный плод, Пречистую Деву. Лишь только Она рождается в этот мир, как приношение всего человеческого рода. Сын Божий уже готов воплотиться и совершить дело спасения человечества.

Поэтому уже и ныне люди веселятся и празднуют, и мы с вами, о том, что не только родилась Пречистая Дева, но воссияла уже заря утренняя, Солнце правды Христа, Того, Кто пришел освободить человека от всего того проклятия, которое человек подъял на себя преслушанием Богу, воссоединить разлученное, восставить падшее, очистить оскверненное, осветит омраченное грехом. До нас уже достигают эти лучи. Каждого из нас с вами касается Солнце Правды, Христос, через Свою Благословенную Пречистую Матерь, рождество Которой мы празднуем. Потому что Она Заступница наша, Она Помощница наша, Она Матерь каждому из нас, если мы с верой обращаемся к Ней.

Неспроста церковный год начинается с этого праздника. И в историческом смысле Рождество Божьей Матери начинает историю Нового Завета. Казалось бы еще ничто не предвещает, но в Ее рождении уже совершается то, что последовало после Рождества Христова — Ее благовещение, Ее ведение во храм и все дальнейшие события в Ее жизни и в жизни Ее Христа Спасителя, божественного Ее Сына. И Ее же празднованием Успения оканчивается земная жизнь Пречистой Девы Марии. И мы обретаем полноту Ее заступничества за нас с вами, когда Она, предстоя уже у престола Божья, является ходатаицей за весь мир, за весь человеческий род в полноте дерзновения матерной молитвы может предстательствовать за каждого из нас, помогать каждому из нас, слышать мольбу и воздыхание каждого.

Но мы с вами должны помнить об этой скорби, которую имели богоотец Иоаким и Анна, помнить о том, что и нам с вами многое должно даваться нелегко. Всякое доброе дело бывает и с трудом, и с терпением, и со смирением и с пожданием. И чтобы по-настоящему стать сынами Пречистой Девы Марии, чтобы стать по благодати Божьей и сынами Божьими, от нас требуется очень много труда, очень много терпеливости, которая постепенно приводит человека к смирению, к самопознанию, видению себя пред Богом такими, какие мы есть на самом деле.

И восхваляя Божью Матерь, будем просить Ее, чтобы Она не отступала от нас, несмотря на все наши грехи. Многократно мы знаем из истории всей новозаветной Церкви и Церкви русской, как заступлением Пречистой Божьей Матери гнев Божий, кара Божия, возмездие Божие очень часто прилагалось на милость. Но, тем не менее, Матерь Божия может очень многое своим дерзновенным молением. Но если мы не вразумимся, если не будем исправлять свою жизнь, если мы не будем каяться, если мы будем все время находиться в суете и беготне, в постоянной болтовне и праздности, если мы не научимся собирать этот плод духовный в своей душе, в своем сердце, то мы можем лишиться Ее покрова, можем лишиться этой милости, если мы будем жить нерадиво.

Да не будет так. Будем умолять Пречистую Деву и жить по тем заповедям, которые нам оставил Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос. Только так мы сможем стать Ее сыновьями и воздать Ей славу и поклонение ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)