Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­го­муд­рые от­цы на­у­ча­ют нас всег­да и во всем луч­ше се­бя уко­рять и во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае на се­бя воз­ла­гать ви­ну, а не на дру­гих.– Тог­да и об­ря­щем по­кой и мир ду­шев­ный и удер­жим­ся на ис­тин­ном пу­ти спа­се­ния.

преп. Амвросий

Ра­дость бы­ва­ет в нас от час­то­го па­мя­то­ва­ния о Бо­ге, по пи­сан­но­му: по­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

преп. Антоний

На­чи­нать долж­но с бла­го­да­ре­ния за все. На­ча­ло ра­дос­ти – быть до­воль­ным сво­им по­ло­же­ни­ем.

преп. Амвросий

Священномученика Харалампия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь вспоминает память священномученика Харлампия. Что же это был за человек, и почему Церковь спустя почти 2000 лет помнит о жизни этого человека, помнит о подвиге этого человека, о словах этого человека?

Он родился всего лишь спустя 22 года после честных страданий святого апостола Павла. И в то тяжелое время, когда гнали святую Церковь, не побоялся принять на свои плечи священнический сан, а затем и епископский. То есть он был поставлен Господом пасти Церковь Христову. Время это было очень тяжелое. Ну, как не нам известно, что это такое, когда вслух даже произносить имя Христа было страшно, потому что за это сразу же могли посадить в тюрьму, лишить всех привилегий и детям испортить всю жизнь. Вот в такое время тяжелое жил священномученик Харлампий. Но посмотрите, как он закончил свою жизнь.

Именно конец жизни всякого человека является как бы примером, венцом всей его жизни. Когда он умирал после всех этих мучений, которым он был подвержен, он говорил такие слова перед самой смертью: «Господи, дай славу Твоему имени. Пусть в том месте, где будет похоронено мое тело и где будут меня поминать, не будет ни голода, ни мора, ни вредного воздуха, погубляющего плоды земные. Пусть будет в том месте мир, здравие телесам, спасение душам, изобилие пшеницы и вина. Господи Боже, Ты знаешь, что люди плоть и кровь. Оставь же им грехи, подай изобилие плодов земных, чтобы за труды свои они достаточно насыщались и прославляли Тебя, Подателя всех благ. И пусть будет им исцелением исходящая от Тебя роса. Излей на всех благодать Твою».

Много сейчас науки в мире. Мы стали такими научными, все делаем, надеемся на свои силы. Вот даже недавно был такой случай, когда с одного из космодромов ракета не взлетела, обвиняли тех, а потом решили, кого обвинить – священник плохо молился перед взлетом. То есть знают, что все-таки где-то там, шестым или девятым чувством люди, живущие на земле, знают, что без Божьего благословения ничего не происходит. Но так как живут на этой земле, которая отдана князю поднебесному, люди боятся это вслух сказать. Не все, конечно, но многие боятся сказать. Был такой случай, когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Герархе, говорит святитель Димитрий Ростовский, он взял в наем поле у филистимлян и посадил на нем пшеницу. И она дала в сто крат больше, то есть даже на чужом поле у язычников. Но испрашивая благословение Божие на это дело доброе, он получил это благословение и получил в сто крат больший урожай, который был на этом поле, хотя была большая засуха, и никто ничего не получил.

Опять же вернемся в наши времена. В одно из засушливых лет, которое было недавно, священник пришел на поле по просьбе хозяина этого поля и попросил. Появилась тучка, оросила землю. А сосед ходит, смотрит и говорит: вот священник, смотрите, что он там делает, колдует наверное. Вот все они такие, все у них так. А люди простые говорят им: попроси его, он тоже на поле придет, и у тебя то же самое будет, то же придет благодать Божия, и у тебя то же будет все хорошо. Нет, говорит, я на это не пойду, у меня убеждения другие. То есть вот так живут люди со своими убеждениями, и не понятно ради чего, ради кого эти убеждения, хотя у него же будет неурожай, будет огромное количество проблем. Но на самом деле это не убеждение его человеческое. Это его человеческая трусость перед бесами, перед всеми этими дьявольскими всеми силами. А мы, христиане, мы не должны бояться.

Если мы откроем Священное Писание и хорошо будем его изучать, самое частое, что мы будем встречать из слов Божьих: не бойся (см. Лук. 12, 32). Господь постоянно говорит людям, что не надо бояться. И надо именно этим руководствоваться в нашей жизни. Многое мы хотим сделать, но почему-то начинаем бояться. Вспоминаем слова Божии, что не надо нам бояться. У нас на Руси говорят: Если с нами Бог, то кто против нас? Надо всегда помнить, что благодать Божия находится там, где ее призывают. Почему мы говорим много. Священники на проповедях и здесь всюду, потому что наша главная задача не просто вам донести слово Божие, не просто что-то вам рассказать, а для того чтобы вас подвигнуть к тому, чтобы вы приняли решение, свое собственное решение. Надо изменить свою жизнь. И в первую очередь это можно сделать, если только вы сами начнете молиться. Много мы можем говорить с амвона в церкви, но если вы ничего не делаете в своей жизни, то тщетна наша проповедь и тщетны наши слова. Не имеют они силы. И не имеем мы оправдания перед Богом. Скажет Господь: Ну и что, что ты там говорил, и никто ничего не выполнил, что ты там сказал, и даже не понял то, что ты говорил.

Молитва, вот что преображает жизнь человека, обращение к Богу. Господь говорит в Священном Писании: Почему не получаете ничего? Потому что не просите. А почему просите и не получаете? Потому что просите не то, что вам полезно. Вот, человек умирает. А перед смертью просит благословение на то место, где будет похоронено его тело. На самом деле это не так просто, это невыносимо тяжело, что тебе тяжело, в тебя колья втыкают, кожу сдирают заживо, а он молится за людей, чтобы им Господь послал благодать. Это возможно только, если у человека есть любовь к Богу и понимание того, ради чего все это происходит. У всех бывают разные мучения. У кого сейчас ничего не изменилось, у кого больные дети, у кого больной муж, у кого больная жена, у кого больные родители. Это тоже мучение определенной степени, потому что человеку хочется покоя, чтобы его никто не трогал. А тут целая куча обстоятельств заставляет его испытывать много противоречивых чувств: зачем мне это надо, почему это послано мне, а не кому-то другому, за что это, почему я должен страдать за грехи других людей, и многое и многое другое. Но все это поглощает в себе любовь Божия, если она есть.

А любовь Божия не приходит просто так. Она дается молящемуся. Так вот именно молитве мы должны посвятить свою жизнь. И Господь дал нам заповедь в Священном Писании: «Непрестанно молитесь» (1Сол. 5, 17). Для чего дана нам эта заповедь? Потому что Господь знает, что если человек не будет непрестанно молиться, то он погрязнет в пучине огромного количества помыслов, посылаемых нам слева – что это не то, и то, это не то. И человек погружается в эту суету и мирскую, и бесовскую, и забывает о своем главном предназначении – о молитве. Потому что молитва преображает все, преображает и нивы, преображает технику, преображает все, всю жизнь человеческую. Поэтому не будем забывать о примерах, которые оставили нам святые угодники Божии, не будем забывать их трудов, не будем забывать их мучений в их жизни, потому что нет у нас оправданий. Если Господь спросит, мы скажем: Да, Господи, мы знали об этом, но не делали, потому что мы подумали, что нас это не касается, или мы этого не сможем сделать. Нет, дорогие мои, у всех у нас есть силы, потому что у нас есть Податель всех сил – Господь. Поэтому все, чего у нас не хватает, мы всегда со смирением и кротостью можем испросить у Подателя всех благо – Господа.

Господи, молитвами всех святых угодников Божиих, всех мучеников и мучеников и исповедников Российских в 20-м веке пострадавшим за веру православную и за имя Господне, Господи, спаси и сохрани нас, грешных.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)