Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не долж­ны при­пи­сы­вать мо­лит­ве сво­ей чу­до­дей­ствен­ную си­лу, не долж­ны ду­мать, что про­си­мое на­ми всег­да Гос­по­дом ис­пол­нит­ся. Это мне­ние ис­хо­дит от гор­дос­ти и ве­дет в пре­лесть.

преп. Иларион

Во вся­кое вре­мя, что бы вы ни де­ла­ли: си­ди­те ли, иде­те ли, ра­бо­та­е­те ли, чи­тай­те с серд­цем: „Гос­по­ди, по­ми­луй!"

преп. Нектарий

Мо­лись, что­бы Гос­подь во­ца­рил­ся в серд­це тво­ем, тог­да пре­ис­пол­нит­ся оно ве­ли­ким ли­ко­ва­ни­ем и ра­достью, и ни­ка­кая пе­чаль не в си­лах бу­дет пот­ре­во­жить его.

преп. Нектарий

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня дорогие отцы, братья и сестры, день попразднствования Богоявления. На следующий день Церковь празднует Собор святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, того, благодаря которому событие это и произошло, чьей рукой был крещен Христос Спаситель, кто в благоговейном трепете своей великой души возложил руку на Того, Кто был безгрешен и вземлющего грех мира, несущего очищение всему человечеству. Он, сознавая свою собственную нечистоту, свое недостоинство, по повелению Божию в дерзновении совершил то, что необходимо было совершить, чтобы явить Христа миру. Чтобы Дух Святый в виде голубя и глас Отца Небесного засвидетельствовали о том, что Сей Христос, пришедший на Иордан, есть Возлюбленный Сын Божий, грядущий Мессия спасти мир, спасти всего человека.

В прообразе Крещения Христова заключается образ и нашего крещения. Но крещение всякого человека совершается либо в далеком детстве, либо в забытой юности, редко кто приходит в зрелом возрасте. Но и то мало кто совершает это вполне осознано с желанием по-настоящему начать христианскую жизнь. Чаще всего лишь потом, спустя годы, человек по-настоящему обращается ко Христу. Лишь со временем он начинает понимать, ради чего Господь привел его в Церковь, начинает словно прорастать в Царствие Божие. И вот эта проблема стоит для каждого из нас, как исполнить обеты крещения, как выявить в себе ту благодать, которая дана нам в этой святой купели, потому что человек вроде бы рожден, освещен, очищен благодатью Христовой, Его искупительным подвигом.

В крещенских водах каждый человек перерождается, но не всегда это можно увидеть в жизни самого христианина. Оказывается, что нужно эту благодать выявить в себе. И как говорит Григорий Синаит, что молитва есть обнаружение крещения в человеке. Не что иное, как молитвенное предстояние пред Богом, хождение пред очами Бога, постоянное понуждение себя в хранении своего сердца, к тщательному исполнению заповедей Божиих, которые невозможно исполнить, если человек не будет молиться, если его ум не будет постоянно обращен к Богу, если его сердце не будет погружено в созерцание Бога, в памятование о Нем. Если мы не молимся Богу, то как мы можем быть в страхе Божьем, в благоговении пред Ним.

Именно это чувство нашей души и сердца необходимо нам с вами, потому что в этом молитвенном хождении пред Богом человек наконец-то становится христианином. Только в этом, как говорил преподобный святой преподобный Григорий, и обнаруживается в нас, что мы по-настоящему крещены, что мы не какие-то иные, но христиане. И конечная цель духовной жизни человека, безусловно, это обретение любви к Богу, любви к ближнему. И, казалось бы, вот грядет Христос на Иордан спасти мир. Ветхозаветный Израиль приходит к предтече Иоанну креститься от него, к этому величайшему пророку, в которого израильский народ, безусловно, уверовал, как посланника Божия. Все люди почитали его как пророка. И он совершенно явно, как мы слышали сегодня в евангельском чтении, засвидетельствовал, что Сей есть хотяй спасти Израиля, Он есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира.

И многие слышали это, и Христос засвидетельствовал Свою жизнь величайшими чудесами, необыкновенным учением Своим, Самим образом, который Он явил миру, образом необыкновенного смирения, величайшей кротости. Но люди, потерявшие этот смысл человеческой жизни обретения любви к Богу, не смогли в Нем Бога распознать. Хотя, казалось бы, они как никто знали Священное Писание, изучали весь ветхозаветный корпус имевшихся книг, знали все пришествия Христа досконально, подробно исследовали их, обсуждали друг с другом. Но когда Сам Мессия явился наконец-то, они Его сознательно отвергли, потому что эта сухая схоластика, внешнее знание внешние без духа, без подлинного искания Бога выхолащивают все, вытравливают в человеке саму жизнь, потому что жизнь наша есть Христос. Если мы не ищем Его, не причастны к Ему, то все наши внешние знания, вся наша внешняя жизнь, они становятся совершенно пусты и бессмысленны. И вот к этому нас с вами призывает сегодняшний праздник: узнать Бога, рассмотреть Его в наших путях. Потому что очень часто такой соблазн существует, когда люди, ревнуя о благочестии, стремятся все изучить, узнать, но не ищут самой сути христианской жизни.

Почему так происходило и происходит сейчас. Казалось бы, такие великие ревнители, мы боимся почему-то, что мы будем обольщены, обмануты антихристом. Но если Господь любит человека, как это может произойти? Это слова человека, не знающего, что христианский Бог есть Бог Милующий, Бог, возлюбивший этот мир до креста, до самопожертвования. То неужели тот, кто так стремится и ищет познать Бога, полюбить Его всем свои сердцем, всей своею душою, будет так безжалостно обманут и оставлен Богом на произвол души. Это может произойти только с человеком, не знающим Бога, который живет лишь какими-то внешними фарисейскими истинами, который ищет всего лишь какой-то борьбы с кем угодно и с чем угодно, только не с самим собой и не со своим грехом, не со своими страстями. Мы готовы бороться с любыми внешними врагами, но так сложно победить самого себя, свою лень, свое тщеславие, свое корыстолюбие, свою похоть, свой эгоизм бесконечный, который так омрачает нашу жизнь.

И вот этот праздник Богоявления должен помочь нам увидеть в этом явившемся Боге, в нашем Спасителе Бога, Который пришел отдать Себя ради спасения человека. В этих водах крещения уже видна и Гефсиманская ночь и Голгофская жертва. В этих помутневших водах Иордана виднеется уже весь ужас богооставленности. И Господь, обнаженный, входя в эти воды крещенские, освещая их Своим естеством, уже посвящает Себя на крестную жертву. Уже здесь Его умаление видится, то умаление смертью исхождения во ад.

И мы с вами, спогребаясь со Христом в водах купели крещенской, имеем надежду совосстать с Ним. Чему да будет помощником нам празднуемый ныне Иоанн Предтеча, который так дерзновенно проповедовал Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)