Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Суд пра­вед­ный дол­жен от­но­сить­ся к нам са­мим, а не к дру­гим, и не по на­руж­ным де­я­ни­ям долж­но се­бя су­дить, а по внут­рен­не­му сос­то­я­нию или ощу­ще­нию.

прп. Амвросий

На­до твер­до пом­нить этот за­кон ду­хов­ной жиз­ни: ес­ли в чем ко­го осу­дишь или сму­тишь­ся чем-ни­будь у дру­го­го че­ло­ве­ка, то те­бя это же са­мое пос­тиг­нет, ты сде­ла­ешь сам то, в чем осу­дил дру­го­го, или бу­дешь стра­дать этим са­мым не­дос­тат­ком.

прписп. Никон

Вез­де пот­реб­но и сми­ре­ние, и тер­пе­ние, и не­­осуж­де­ние дру­гих. Толь­ко эти­ми ду­хов­ны­ми сред­ства­ми при­об­ре­та­ет­ся мир­ное уст­ро­е­ние ду­ши, со­раз­мер­но то­му, нас­коль­ко мы бу­дем прос­ти­рать­ся к сми­ре­нию, и дол­го­тер­пе­нию, и не­о­суж­де­нию дру­гих.

прп. Амвросий

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Сретение. Церковь празднует Сретение. Сретение означает встречу — встречу, которая случилась 2000 лет назад в Иерусалимском храме, когда святой Симеон после долгого ожидания был Духом Святым приведен в храм. Ему было обещано, что он не увидит смерти, покуда не встретит Христа Господня. Святой Симеон, движимы Духом Святым, пришел в храм и принял на руки Богомладенца. Это было самым главным событием в его жизни. Это то, чего он ожидал. Интересно, в Евангелии сказано, что святой Симеон был праведным, «и Дух бе Свят в нем» (Лук. 2, 25). В русском переводе «Дух Святой был в нем».

Мы часто полагаем, что время до пришествия Христова было темным, что грех дьявола владычествовал над каждой душой. Святой Диадох в свое время говорил, что до крещения дьявол живет в сердце человека, а после крещения изгоняется вон. На самом деле это скорее метафора, чем полноценная истина, потому что мы знаем из Священного Писания о множестве пророков, святых, которые делали правду, творили добро, исповедовали Бога, избегали грехов, насколько это было возможно для них.

Так и Симеон Богоприимец свою жизнь прожил праведно. Он знал Бога, насколько для него это было возможно. Однако главнейшим событием его жизни явилась эта встреча с Богочеловеком. Он не мог никаким образом постичь по каким-то внешним признакам, узнать в этом ребенке Христа. Только Святой Дух мог сообщить ему об этом. Мы знаем, что Христос по своему человечеству подобен нам, единосущен нам по человечеству, единосущен Богу-Отцу по божеству. Святой Симеон, приняв Богомладенца на руки, пророчествовал о том, что Сей лежит на падение и восстание многим и в «знамение пререкаемо» (ст. 34).

И что же это за «знамение пререкаемо»? А вот та самая истина, что Бог явился во плоти, что наш Бог – не абстрактный бог философов. Наш Бог – это не некий бог вообще, Бог Всеблагой, Всеправедный, Бог Всемогущий. Это именно Бог, Который воплотился, ибо Сам Иисус Христос сказал про себя: «Аз есмь дверь. Мною аще кто внидет — спасется; и внидет, и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10, 9). Нет другого пути к Богу, только как через Иисуса Христа, через признание того, что Он истинно воплотился, что Он не соединился с человеком, как говорили некоторые еретики. Божество не поглотило человека в Нем, но Он именно совершенный Бог и совершенный человек.

Эта истина предлагается всем христианам, для того, чтобы усвоили ее для начала умом, для того чтобы мы исповедали именно Богочеловечество Христа, не только то, что Он воплотился, но и что Он страдал за нас, был распят, умер и воскрес. Но кроме того Он со Своим телом взошел на небеса, не оставил Свое человечество, не оставил его как изношенную одежду, но именно со Своим человечеством взошел на небеса и сидит одесную Бога и Отца. Он навсегда пребудет в таком положении, ибо Церковь исповедует, что соединились два естества во Христе неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно. Иными словами Христос навсегда пребудет теперь и как человек, и как Бог, и навсегда останется в двух естествах. Это великая истина. Она возвышает нас с вами, ибо Христос оказывается одним из нашего народа, который зовется человечеством.

Святой Иоанн Богослов показывает, что вот это «знамение пререкаемо», именно этот краеугольный камень христианской веры, догмат о Боговоплощении, является центральным для всех нас. Он говорил о том, что всяк дух, который исповедует Христа во плоти пришедша, от Бога есть, а который не исповедует Христа во плоти пришедша, есть дух антихриста, который грядет и уже есть в мiре (1Ин. 4, 2-3). Вот мы с вами судим людей, разделяем их на добрых и злых, на порядочных и непорядочных, а Иоанн Богослов разделил на тех, кто исповедует Иисуса Христа Бога, пришедшего во плоти, вочеловечшегося, воплотившегося, и тех, кто не признает этого.

И с самого начала Церковь на Соборах Вселенских, на поместных Соборах постоянно боролась за то, чтобы правильно изложить учение о лице Богочеловека. И нам всем может быть кажутся чем-то далеким догматические споры, находящиеся где-то в стороне от нашей христианской жизни. И, однако же, мы теряем, когда не понимаем и не пытаемся постичь нашу веру не только своей жизнью, но и разумом, когда мы не начертываем в нашем сердце и в нашей душе именно этих догматических истин о Богочеловеке Христе, когда мы постепенно сползаем к какому-то общему верованию просто в Бога, и не держим этой мысли, утвердившейся в начале в нашем разуме. И однако недостаточно только того, чтобы исповедовать Христа «во плоти пришедша», недостаточно веровать вместе со всей Церковью, ибо эта вера пока что рассудочная в нас.

Например, Анна пророчица, о которой также сегодня идет речь в Евангелии, она всю свою долгую жизнь пребывала рядом с храмом, не отходила от него, пребывая в постах и молитвах, чтобы встретить Христа (Лук. 2, 36-38). И вот каждый христианин в своей жизни, принимая веру сначала умом и рассудком, призывается к тому, чтобы эти истины стали для него сердечной реальностью, повседневным крестоношением, чтобы то что он просто исповедует умом, стало жизнью сердца, чтобы сама жизнь его во Христе исполнением заповедей, терпением скорбей, страданий, трудностей этой жизни, чтобы все это напечатлело вот эти божественные истины, чтобы они усвоились его сердцем, и произошла встреча со Христом.

Для многих из нас, я думаю для большинства, она только еще предстоит. Эта та встреча, о которой говорил преподобный Серафим Саровский, когда говорил, что главная цель христианской жизни заключается в стяжании благодати Святаго Духа. Именно благодать Святаго Духа, придя в сердце человека, делает эти истины божественных догматов живой верой, верой сердца. И святые отцы, когда говорили об откровениях божественных, которые давались им, они говорили, что ничего нового они в этих откровениях не постигли и не узнали. Просто эти самые истины, которым Церковь учит и преподает христианам, они вдруг ожили, зажили своей полнокровной жизнью в их сердце, усвоились и стали верой непоколебимой, ведущей человека в жизнь вечную.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)