Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дых Сам Бог ис­це­ля­ет. Это зна­чит, что внут­рен­ние скор­би (ко­то­ры­ми вра­чу­ет­ся гор­дость) по­сы­ла­ют­ся от Бо­га, а от лю­дей гор­дый не по­не­сет. А сми­рен­ный от лю­дей все не­сет, и все бу­дет го­во­рить: дос­то­ин се­го.

преп. Амвросий

Гор­дость страш­на тог­да, ког­да не за­ме­ча­ем ее, а ес­ли за­ме­ча­ем и ка­ем­ся и сок­ру­ша­ем­ся, то Гос­подь не пос­та­вит в грех.

преп. Анатолий

Не вдруг лезь­те на не­бо, но сми­рен­но пос­ту­пай­те, а то ху­же всех гре­хов, ког­да гор­дость и мне­ние об­ла­да­ют ва­ми.

преп. Макарий

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами празднуем день Сретения Господня. Святым Духом было обещано Симеону Богоприимцу не видеть смерти, доколе он не встретит Христа Господня. Удивительным образом кульминацией его жизни оказался ее конец.

Если сравнить нашу обычную человеческую жизнь часто даже и христианскую, то ее можно поделить на две части. В одной части человек думает, что все самое лучшее, значительное, все его достижения, быть может, подвиги они впереди. Он полон надеждами и ожиданиями, светлыми чувствами о своей будущности. Во второй части, которая, конечно же, не всегда оказывается равной первой, все прямо противоположное. Человек чувствует, что самое значительное все уже совершилось, что он уже не молод, что здоровье уже не позволяет ему надеяться на какие-то великие свершения, что молодые оказываются и успешнее и быстрее и умнее. Часто человек даже впадает в уныние. Ему кажется, что впереди только страдания, болезни, а в конце концов – смерть.

 Это мироощущение совершенно не христианское. Для христианина не имеет значения возраст. Каждое время благоприятно для его спасения. Его духовный рост не прекращается и до самой смерти. Христианин должен помнить, что самая главная встреча со Христом его ожидает в конце. Правда это будет уже не встреча, а суд, на котором Господь будет судить наши помышления, дела, намерения, чувства. Но святые отцы призывают нас к тому, чтобы встреча со Христом произошла еще в этой жизни. Чем раньше, тем лучше. Они призывают нас к тому, чтобы мы искали этой встречи. Очень часто мы встречаемся со Христом только в начале обретения нашей веры, встречаемся, когда Божья благодать посещает нас. И в это время действительно и любится и верится легко, и слезы текут из глаз. Человек переоценивает все, что было раньше и находит смысл в тех обстоятельствах и скорбях, которые раньше казались ему трагичными. А сейчас они предстоят в истинном свете. Человек понимает, что так Господь привел его к Себе. Человек часто меняет свою жизнь, часто меняет круг общения, даже работу, но потом снова погружается в привычную окружающую его жизнь, суету. И часто за встречей следует разлука. Даже у святых наступают моменты умаления Христовой благодати, и они снова погружаются искать Христа, искать Бога. Один из древних святых как-то восклицал словами апостола Павла: кто меня разлучит от любви Божьей: скорбь, теснота, гонения, глад, беда или меч? (см. Рим. 8, 35) И сам же с горечью отвечал: да все нас отлучает от любви Божьей: скорбь и теснота, гонения и глад. А в наше время это можно дополнить: нас отлучает и интернет, и кино, и телевидение, и искусство, и карьера и бизнес. Нас разлучает даже любовь к нашим родным или к нашей стране, если она больше нашей любви ко Христу.

Какой же встречи ожидает от нас Христос? Какой встречи Он ищет? Ибо как сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Он стучит у врат нашего сердца. Но Господь деликатен, не насилует нашу волю, терпеливо ждет, когда мы отворим врата нашего сердца, очистим его, для того чтобы Он мог вселиться в него. «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидема, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Встреча Христа должна быть благодатной. Христос должен вселиться в наше сердце, в нашу душу. Это единственная встреча, которая имеет значение. Даже само наше пребывание в церкви, участие в таинствах еще не гарантирует, что эта благодатная встреча совершилась. Господь вселяется в нашу душу и вносит с Собой мир Христов. Мир Христов свидетельствуется тихостью, особой благодатной тишиной в нашей душе. В этой тишине произрастает любовь, благодарение Богу, смирение, милосердие, долготерпение. Человек очень часто легко забывает это благодатное состояние, потому что оно от Бога. Человек не может по своему желанию воспроизвести то благодатное состояние, которое было с ним, ибо его дарует Господь. Приобретя сначала вот этот опыт благодатного общения со Христом, человек часто в своих повседневных делах очень быстро забывает об этом. Он помнит, что что-то было с ним хорошее и чудесное, но что именно, он не может также чувствовать, не может он воспринять. И постепенно, если он не совершает усилие над собой, еще раз снова не ищет Христа, то его жизнь превращается в следование внешним обрядам. Даже таинства могут стать всего лишь обрядом. Человек живет в этом самообмане и не понимает, что встреча если и была со Христом, то она ушла в прошлое. И снова надо Бога искать, снова надо понуждать свой эгоизм, свое высокомерие, свою лень и снова стремиться угодить Богу, очистить и исправить свою жизнь, сделать ее соответствующей Евангелию Христову.

Господь в Евангелии уподобил Небесное Царствие купцу, который ищет добрых жемчужин. И когда находит одну драгоценную жемчужину, он идет и продает все, что имеет, и покупает ее одну. Царство Божие есть Сам Христос. «Царство Божие внутрь нас есть» (Лук. 17, 21). Встреча это не начало христианской жизни, не начало пути. Ибо многие полагают, что они пришли к Богу, теперь будем жить вместе с Богом, будем достигать каких-то целей, планов, будем где-то преуспевать. Но все это мы будем делать с Богом, с Его помощью, с Его поддержкой. Казалось бы, в этой мысли нет ничего не правильного. Казалось бы, конечно, как же жить, как не с Богом. Но дело в том, что встреча не является началом пути. Встреча и есть сам путь. Встреча с Богом — это начало и конец, альфа и омега. Святые, приобретя опыт благодатного общения, почувствовав, как Господь благодатью Своею входит в их сердца, оставляли эту жизнь, уходили в вертепы, затворы, становились монахами. И вся дальнейшая их жизнь заключалась в том, чтобы удержать, сохранить эту Божью благодать. Все остальное оставалось для них малозначащим.

Человек встречается со Христом, и время его обычной жизни должно остановиться. Часто так и происходит, потому что в этом свете Фаворской встречи все остальное становится незначительным, все остальное становится малоценным, по крайней мере, приобретает другую стоимость и вес. Но человек подобен как раз не тому купцу, который продает все и покупает одну драгоценную жемчужину, а подобен купцу, который случайно приобрел эту жемчужину, а потом идет и продает ее и покупает на нее себе что-то мирское. Приходит в церковь, обретает Христа, начинает усиленно молиться или просить у Бога чего-то мирского – счастья в личной жизни, найти работу, преуспеть в социальном плане. Казалось бы, все это нужно. Мы с вами не бесплотные духи. Нам нужно питаться, нужна одежда и крыша над головой. Но, однако же, все это каким-то незаметным образом закрывает от нас вот эту самую встречу, этот опыт благодати. И мы легко размениваем ее на что-то более кажущееся вещественным нам, значимое для нас в этой жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в своей жизни учил людей в этом поиске благодати, и считал это самым главным. Он говорил: не так человек имеет опыта благодатной жизни, не имеет благодати, познаваемой умно присущей в его душе, тот напрасно носит имя христианина. Он одинаков с неверными. В другом месте он говорил о том, что аще Господь не вселиться в наше сердце, то мы не имеем надежды на спасение. Вся жизнь христианина должна быть именно в этом искании Христа, в обретении Его в сокровенной глубине клети нашего сердца и удержании его нашими поступками и делами.

Про преподобного Нектария Оптинского рассказывали, что все его движения, то, как он шел, показывали великое благоговение. Он словно бы был человеком, несущим наполненную до краев драгоценною влагою чашу, которую боялся расплескать. Святые ходят пред Богом, боясь делом, словом, поступком, мыслью, чувством оскорбить Бога, боясь того, что Он покинет внутреннюю храмину души. Поэтому их жизнь превращается вот в такое ношение Царствия Божия внутри себя. Это является главным в жизни христианина. Все остальное должно происходить как бы незаметно. Работа, дела, все его бытие, оно становится как бы приложением вот к этому ношению Царствия Небесного. Оно должно из него проистекать, а не быть самоценным. Многие приходят к Богу, в церковь, приезжают в монастырь. Многие из них довольно преуспевают в своей жизни. И обретя веру, они полагают, что теперь вот, если они раньше преуспевали, то теперь тем более они с Богом будут преуспевать, и все у них наладится. Те страсти, которые терзали их, уйдут в прошлое. Часто бывает так, но не со всеми, но очень многими, что напротив неожиданно в их жизнь приходит скорбь. Они лишаются чего-то значимого в своей жизни. Их надежды на то, что теперь станет лучше, оказываются сплошным разочарованием. Кто-то говорит, что Господь таким образом их спасает.

Быть может Господь, наоборот, знает о грядущих на них искушениях, дарует им этот камень веры, эту драгоценную жемчужину. Испытывает их, дает им Себя и говорит: живи со Мной. Все, что предстоит тебе потерять, не стоит того, что ты получил. Но человек разочаровывается и, бывает, отходит от церкви в сторону, тем самым показывая, что он в общем-то жил в состоянии иудея, который, ожидая Христа, который победит врагов израильского народа, прогонит римлян, позволит основать новое могущественное Иудейское царство. Поэтому и сказал Симеон Богоприимец: «Се лежит Сей на падение, и на восстание многим в Израиле» (Лук. 2, 34). Одни восприняли сердцем это Христово учение. Другие, напротив, испытав его, нашли неподходящим для своей жизни, не позволяющим им преуспевать, и отвергли его.

То же самое происходит и сейчас. Первое дело, которое мы всегда должны в сердце своем помнить, все время мы должны искать и задавать себе вопросы: а с нами ли Христос? действительно ли мы ощущаем в своем сердце благодать? действительно ли посещает нас любовь, мир, долготерпение, кротость, милосердие? Или эти вещи совершенно не знакомы для нас, мы их не чувствуем, а в душе круговерть помыслов, желании мирские, надежды. Если у нас этого нет, то не все потеряно. Ибо часто человек приходит в церковь для того, чтобы найти там Христа, быть может. Найти через много лет, даже в конце жизни. Этот труд никогда не будет напрасным. Надо начинать собственно с того, чтобы начать молиться об этом. Ведь молиться своими словами, каясь перед Богом, говоря себе, что да, Господи, на самом деле я не знаю Тебя, я давно отвергся Тебе. Эти слова должно говорить в своем сердце, обращаться к Богу, снова по-детски, младенчески ища Его в себе, прося хотя бы несколько раз в течение дня о том, чтобы Господь снова сумел преодолеть вот этот самообман, который поселился в нас, то лукавство, за которым мы не видим Христа.

И Господь, несомненно, услышит нас. Несомненно, и этот небольшой труд припадания ко Христу отметит, и однажды исполнится Его обетование. И мы, быть может, отворим эти двери, крепко запертые изнутри. И Господь войдет и будет вечерять с нами.

Спаси всех Господь. С праздником Сретения.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)