Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли бы приш­лось ко­му и претк­нуть­ся, пасть не­на­ме­рен­но, не­доб­ро­воль­но, он ув­ра­чу­ет­ся по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, соз­на­ни­ем сво­ей не­мо­щи, ес­ли не от­ка­жет­ся впредь бо­роть­ся с со­бой, с бо­рю­щим нас гре­хом. Та­ко­вый, аще и па­дет,– восс­та­нет и ус­то­ит в сво­ем ос­нов­ном нап­рав­ле­нии, не про­да­вая се­бя гре­ху.

преп. Никон

Бо­гу при­ят­нее греш­ник ка­ю­щий­ся, чем че­ло­век не сог­ре­шив­ший, но пре­воз­но­ся­щий­ся. Луч­ше, со­гре­шив­ши, по­ка­ять­ся, не­же­ли, не сог­ре­шая, гор­дить­ся этим. Фа­ри­сей удер­жал­ся от гре­ха, но за воз­но­ше­ние и осуж­де­ние мы­та­ря ли­шил­ся пред Бо­гом сво­ей пра­вед­нос­ти, а мы­тарь, и мно­го сог­ре­шив­ший, чрез сми­рен­ное соз­на­ние и по­не­се­ние уко­риз­ны от фа­ри­сея по­лу­чил не толь­ко про­ще­ние гре­хов, но и вос­хи­тил оп­рав­да­ние фа­ри­сея.

преп. Амвросий

Всем не толь­ко мож­но, но и долж­но за­бо­тить­ся о бла­го­у­гож­де­нии Гос­по­ду. Но чем бла­го­у­гож­дать Ему? Преж­де все­го по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

преп. Амвросий

Суббота 16-ой седмицы по Пятидесятнице Память святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всякая вера человека основана на реальных событиях, которые в его жизни происходят. То есть мы верим в то, что видим, что мы чувствуем, что можно осязать руками и глазами и слышать. В это мы верим. И вот, исходя из этого, и происходят все события в нашей жизни.

И как же часто приходится слышать, когда в это верим, хотя вроде бы в Австралии не были, но верим; Тихий Океан не видели, но в него верим. Про Африку мы слышали, но не видели, и тоже верим. Сейчас правда телевизоры есть. Нам показали картинку какую-то. А кто скажет, что это правда, а не картинка чья-то, на Мосфильме сфабрикованная? Верим. А в то, что Бог есть, не верим...

Когда человек живет, начиная с детства, у него бывают всякие обстоятельства жизни тяжелые, трудные, скорбные. И он тогда по совету родителей просит что-то у Бога. И бывает, что ребенок тут же получает то, что просит у Бога, как его учат добрые хорошие родители. И у него появляется этот самый опыт. Он знает, что есть Тот, Который может дать все. Вот почему не надо откладывать крещение детей на потом. Крестить детей с детства, давая им прямой опыт общения с Богом, а не так как у католиков, которые ждут до 14-ти лет, а потом крестят и совершают другие обряды. Потому что как раз вся его дальнейшая жизнь будет основана на этом реальном опыте жизни.

Был такой случай. Маленькая девочка упала … Не знаю, как себя вела бы неверующая девочка, а верующая девочка сразу же начинает плакать и говорит такие слова: Ангел-хранитель мой, прости меня за то, что я не послушала маму; ты от меня отошел и не смог меня защитить от беса, который подставил мне подножку. Но ты не имел на это права, потому что я сама тебя отогнала. И это говорит девочка, которой три годика. Вот такое воспитание у ребенка. Дай Бог, чтобы у всех детей было такое воспитание.

Но есть дети, и не такое творят, потому что у них с младенчества появляется вот этот самый опыт общения с Богом. И они живут такой чистой непринужденной детской верой всю свою счастливую долгую жизнь в отличие от многих миллионов и миллиардов людей, которые рядом живут и не понятно, зачем живут и чем живут.

Вот вчера сообщение было, что умерла самая богатая женщина мира. Ее состояние 44 миллиарда. И спрашивается, ради чего ты жила? Ради того, чтобы копить изо дня в день, из года в год по миллиарду? И куда все эти деньги? Их сейчас все или разворуют, или получат наследники, такие добрые порядочные, честные, хорошие, молитвенные, и будут тратить их на добрые дела. С трудом в это верится. Куда человек все копит? И спросит ее Господь: ну и кому ты все это копила? и у кого ты все это брала? Мы все прекрасно с вами понимаем, мы взрослые люди — у кого-то что-то появляется, значит, где-то это убыло. Никто не отменял закон сохранения энергии. Где-то что-то появляется, значит, где-то что-то пропало. Значит, кто-то где-то недоел, недопил, не получил и так далее, и так далее.  И вот ради чего мы живем? Ради чего жила эта женщина, самая богатая женщина? Умерла она, пройдет несколько дней, и про нее все забудут.

А святые жены, память которых мы сегодня поминаем, святые Минодора, Митродора и Нимфодора, уже сколько прошло времени с их блаженной кончины — 1600 лет, помнит вся вселенная и будет помнить до конца времен. Почему? Потому что тот живой опыт общения с Богом, который они получили от своих родителей, привел их к такому решению, которое они приняли.

Они, будучи еще совершенно юными отроковицами, решили посвятить себя полностью Богу, отказаться от миллиардов, отказаться от благовоний, отказаться от красивых одежд, от красивых мужей, от красивых детей только ради того, чтобы встретиться когда-нибудь с Господом Иисусом Христом. Они посвятили себя Богу, стали монахинями. Они бросили все, оставили все только ради того, чтобы быть с Богом. Да, они обрекли себя на тяжелые страдания.

Сначала они жили в пустынях, стяжали благодать Божию, начали исцелять людей. К ним начали все стекаться. То есть, какие это были трудности, лишения, потому что в пустыне только источник воды. Нет там никаких яств, как у нас, на столах стоят, ни первого, ни второго, ни компота, а только то, что пошлет Господь Бог. И потом когда они были призваны к правителю той страны, который потребовал у них, у молодых девиц, отречься от Христа.

Наверняка был опыт у этих правителей, что можно с помощью мучений заставить человека отказаться от Христа. Они как говорили? ты скажи, что отрекаешься от Христа, а сам в душе не отрекайся. Только внешне скажи нам, и этого будет достаточно, чтобы я тебя отпустил. И то же самое они сказали этим девушкам. Но те сказали: нет, мы любим Христа. И были замучены сначала старшая, потом средняя, а затем и младшая сестра. И вот младшая, самая юная отроковица видела смерть своих ближайших родных — старшей и средней сестры. И младшая сестра показала всем нам пример беспримерного мужества, отваги и любви к Богу.

Что вся эта жизнь? Пыль, туман, который рассеивается. И потом появляется лик Христа. Все. И спрашивается, ради чего? Кто навел этот туман перед нашими глазами? И почему мы не заметили в этом тумане там вдалеке Господа? Мы знаем ответ на этот вопрос. Поэтому будем надеяться на то, что этот туман обязательно рассеется. Обязательно, обязательно. И мы увидим Христа. Но как мы Его встретим? в каком чине? В чине предателя, в чине убийцы, в чине вора, или в чине кающегося грешника? Это все зависит только от нас самих.

Не надо никого винить, ни маму, ни папу. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всякая душа после семи лет не имеет оправдания в том, что не узнала Господа. То есть до семи лет с нас не спрашивается так строго. Но после семи лет душа начинает задавать человеку вопросы: почему это так, а почему это так? почему нельзя убивать? почему нельзя брать 50 копеек, которые лежат на полу, нельзя брать вещь, которую не я положил? Она прекрасно все это понимает и начинает сама отвечать на вопросы или начинает сама себя забалтывать и обманывать, что этого никто не увидит, это не так страшно, не так важно. А на самом деле нет мелочей. Все важно, потому что все имеет отношение к спасению нашей души. И даже каждое маленькое плохое обидное вроде бы незаметное слово может привести человека другого, которому вы это слово сказали, к большой беде.

Поэтому как важно следить за собой. И все Священное Писание этому и посвящено. Оно дало нам кучу законов, кучу постановлений, которые нам помогают как раз исполнять эти требования, жить спокойно и счастливо без греха и иметь оправдание пред Господом. Да, Господи, было то, было это, но я каялся, я старался этого не делать. Да, верю, сын Мой, или дочь Моя, ты действительно все это делал, и поэтому приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). То есть, Господь упокоит всех тех, которые труждались и были обременены всякими тяжестями и трудностями, скорбями, но прошли их достойно. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). То есть, нет в нашей вере такого, что терпел, терпел, и все мое терпение кончилось. Нет. Надо терпеть до самого последнего конца. Нет терпения, просите у Господа: Господи, нет у меня терпения, кончилось, дай еще немножко Своей великой милости и благости.

И вот этот пример этих мучениц пусть будет для нас примером, что молодые отроковицы не побоялись ни мучителей, ни мучений. И именно их вера, которая была у них с детства благодаря их родителям, дала им ту силу, ту надежду и то мужество, с которым они встретили все эти страшные мучения, и легко с именем Иисуса Христа на устах были приняты в Обитель Небесную, чего и вам всем желаю. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)