Аудио-трансляция

Бо­гом, спа­са­ю­щим нас, уст­ро­е­но так, что ни­кто не обой­дет­ся без скор­бей, по­то­му что Гос­по­ду всех хо­чет­ся спас­ти, а без скор­бей спас­ти­ся не­воз­мож­но. В скор­бях сок­ро­ве­на есть ми­лость Бо­жия! Так учат свя­тые от­цы. Тер­пи, и спа­сешь­ся.

преп. Анатолий

Суббота 1-ой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали евангельское чтение, которое читают в первую субботу Великого поста. Напомним, что в нем повествовалось о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос со Своими учениками-апостолами шел как-то в субботний день по полю. И поскольку они были голодны, ученики начали брать колосья, растирать их и кушать, подкрепляя свои силы. И видя это, фарисеи, которых Господь в Евангелии постоянно укорял, называя их безумными, слепыми, начали, как обычно, укорять их за это, потому что в субботу по иудейскому законодательству нельзя совершать никакой работы. И вот Господь сказал такие им слова, что не человек ради субботы, а суббота человека ради (Мк. 2, 27).

Но конечно в этих словах подразумевается под субботой более глубокий смысл. Здесь имеется в виду эти законные постановления, которыми руководствовался иудейский народ, начиная еще с того времени, когда святому пророку Моисею был дан закон на скрижалях. И насчет закона, Господь никогда его не опровергал, а наоборот говорил, что ни единая йота и не единая черта не прейдет от закона, пока все не исполнится (Мф. 5, 18). И еще говорил, что пришел не разорить закон, но исполнить (Мф. 5, 17). Но, тем не менее, эти слова Господа, что не человек ради субботы, а суббота человека ради, имеют огромное значение для нашей жизни. Это не просто определение какого-то духовного закона. Любой духовный закон, который выражает наш Спаситель, он одновременно является и заповедью всем нам. Зачем нам говорить закон духовный, если мы не собираемся его осознавать и жить согласно этому духовному закону. Ну, к примеру, Господь говорит: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). Он не Своими устами, а через премудрого Соломона говорил, через апостолов. Но неужели это сказано просто так, чтобы мы не старались через услышание этого закона приобретать смирение. Ясно, что это нам заповедь.

И вот что означает, что суббота ради человека. Мы как знаем, что ветхозаветный закон дан был еврейскому народу для приуготовления принятия Спасителя и новой благодати. И тем людям, которые только-только вступили в духовную жизнь, в церковь, это конечно говорится не только о новокрещеных, а вообще о всех новообращенных. Потому что многие из нас крестились когда-то в детстве, а по-настоящему осмыслили веру и пришли в церковь только в сознательном возрасте. И это первоначальное постановление, правила церковной жизни, которые нам даны, это какие церковные правила? Что каждому верующему необходимо, если это мирской человек, а в монастыре каждый день, если мирской человек, он должен еженедельно посещать воскресные Богослужения в обязательном порядке. Если, скажем, он три Литургии воскресных пропустил, то по канонам отлучается. Но здесь и одной нельзя пропустить, потому что если мы не сходили по каким-то житейским суетным причинам в церковь в воскресенье, это значит, что мы лишаемся того освящения, которое нам необходимо для духовной жизни. И без последствий для духовной жизни и вообще для нашего состояния это непосещение не обойдется. И одно из постановлений, что нам необходимо мирским людям каждый воскресный день посещать Богослужения. Кроме этого, необходимо исповедоваться и причащаться. Исповедоваться, но тоже желательно, это не узаконено, но желательно за прошедшую неделю каждый воскресный день, и причащаться не реже одного раза в месяц. Это современные нормы, так сказать, негласное правило для верующих людей. Потому что раз в год причащаться – это не разговор, а исповедоваться тем более.

Еще церковные правила повелевают совершать нам дома в домашних условиях какие-то молитвословия утром и вечером. Должно быть хотя бы какое-то небольшое, но строго исполняемое правило с душой. Далее мы в течение дня должны пребывать в молитве, обязаны изучать Евангелие. Потому что, не изучая Евангелия, не знакомясь с теми духовными законами и заповедями, которые Христос дал нам для спасения, этим самым человек лишает себя возможности духовного развития, не интересуясь, как ему надо спасаться. То есть, мы обязаны читать Евангелие, необходимо изучить Закон Божий, знать хот бы самые элементарные церковные понятия. А то часто на исповеди показываешь епитрахиль и спрашиваешь, как это называется. И почти никто не отвечает. Но разве так можно. И другие духовные книги мы тоже обязаны читать. Мы обязаны соблюдать посты, потому что это постановление Церкви, хотя бы ради послушания Церкви, не думая ни о каких других пользах поста. Мы обязаны по церковным правилам, безусловно, избегать недопустимых вещей, не только страшных грехов, но даже пустого времяпровождения. Смотреть фильм мирской верующий человек не имеет никакого права, даже по правилам, потому что это есть пустое времяпровождение греховное. Но и много чего к этому можно еще добавить из постоянных церковных правил.

И по началу, все эти правила необходимы. Ну как научиться молиться духовно, если человек не имеет никаких ориентиров с чего начинать, за что он будет браться. Хотя, конечно, по-разному бывает. Но все-таки лучше, когда правила известны. И с самого начала мы начинаем жить по этим правилам, но не правил ради, а правила ради научения тому, чтобы научиться осуществлять ту самую цель, ради которой мы здесь на земле находимся – стяжевать благодать Пресвятаго Духа Божия. Вот это цель нашей земной жизни. И чтобы этому научиться, нужно первоначально использовать хотя бы на первых шагах формально, внешне те средства, которыми нас обязывает Церковь. Здесь имеется в виду церковное правило. Если не идти по пути не внешнего лишь только исполнения, но и углубления в этот основной духовный смысл, чтобы не ради правила, а ради благодати все делать, то мы подвергаемся опасности, о которой говорит нам апостол Павел в таких словах: «аще обрезуетеся, (то есть если обрезуетеся, как бы держитесь только за внешние церковные постановления), то Христос вас ничтоже пользует» (Гал. 5, 2). То есть никакой пользы вам нет от Христа, если вы держитесь внешнего фарисейского, безумного и слепого. То есть нужно искать не внешних исполнений правил, а благодати.

А как это сделать, этому научит Сам Господь. И мы эту учебу, если будем внимательны к себе, прекрасно замечаем. Ну, к примеру, взялись мы вычитывать вечерние молитвы и прочитали формально, кое-как. Какой результат в нашей душе? Ясно, что опустошение, никакой духовной пользы, если просто вычитали, лишь бы вычитать. А если настроились на молитву правильно, отнеслись, как должно, со всяким вниманием, с усердием будем читать с душой прошения тех молитв, которые содержаться в нашем правиле, то конечно результатом этой молитвы мы получим некоторую духовную теплоту, чувство такое, что мы что-то приобрели внутреннее. А это «что-то», это ничто иное, как Божья благодать, которую мы, люди верующие, знаем, кто живет не формальной жизнью фарисейской, а кто ищет Бога. И действие такой молитвы тоже будет обязательно совершаться в нашей жизни. Когда мы от души молимся, одно из того, что нам это дает то, чтобы мы, помолившись, осознали. Вот это сознание необходимо растворять в наших молитвах, что я почему прошу, потому что сам не могу. Вот, к примеру, Божьей Матери молимся в утренних молитвах: «Ступати право мя настави, путю Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи …» почему мы просим, потому что сами не можем.

Вот когда это сознание присутствует в наших молитвах, целенаправленно мы это осознаем, это дает плод смирения. «Без Мене не можете творити ничесоже», – говорит Господь (Ин. 15, 5). Что это за слова? Это заповедь. Это не просто, чтоб мы знали, а то, чтобы мы это осознавали, чтобы об этом вспоминали и старались вложить в наше сердце вот это сознание: «без Мене не можете творите ничесоже». Зачем нам это сознание? А затем, что когда мы приобретем смиренное сознание, то действие благодати, которое обязательно смиренному дает Бог. А какое это действие благодати? Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Вот эти все многосторонние действия благодати Святаго Духа в нашей душе обязательно в этом случае будут нами восприниматься как не свои, а как Божий дар, как Божья сила, в нас действующая. А иначе она в нас действовать не будет, Божья сила, если будет это действие, хотя бы в малой степени. Ну, к примеру, помолились внимательно, или милость кому-то оказали, или съели поменьше, или не раздражились. И если это мы будем осознавать, как свое, то у нас это отнимется, потому что Бог гордым противится. И еще сказано: «не изыдеши, Боже, в силах наших», – говорит Давид (см. Пс. 43, 10; 59, 12; 107, 12). То есть когда мы осознаем Божью благодать как свое, благодать отнимается. А как еще сказано: «вниду в силе Господне» (Пс. 70, 16). То есть что значит «вниду в силе Господне»? Те силы, которые в нас действуют добрые, благодатные. Их надо сознавать, как не свое. «О Бозе сотворим силу» (Пс. 59, 14; Пс. 107, 14), то есть сделаем доброе дело, помолимся, милость окажем, потерпим, понесем тяготы друг друга с осознанием того, что это Божья помощь в нас действует, не наша. Вот это дает нам возможность приобретать Божью благодать.

И эти все наши внешние правила, ну не было правила пойти по воскресениям, и человек бы и не ходил. Зачем ходить, если это не обязательно. А вот когда уже не первое время, а много ходим, но не ради правила. А ради чего мы в церковь ходим? В пасхальном каноне об этом прекрасно говорится. Уже недолго, даст Бог, доживем и услышим: «просвещается божественными лучами и живоносными Воскресение Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание». Если человек пришел в церковь, стал членом нашего благочестивого церковного собора, то обязательно в меру своего благоговения и усердия просвещается божественными и живоносными лучами благодати. И мы из церкви выходим уже не такими, как вошли, а освященными Божьей силою, укрепленными в духовной жизни. Но это один из способов освящения.

Вот если мы к этим всем необходимым нашим духовным трудам будем подходить не внешне, а с целью приобретения внутреннего благодатного спасительного состояния, то в этом случае мы обязательно будем руководимы Богом и обязательно приобретем самое драгоценное, для чего мы вообще здесь на земле находимся. Это спасительную божественную благодать, которая нас осветит, вразумит и даст многочисленные плоды духовной жизни.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)