Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

К утрени надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем.

преп. Моисей

Не должно разслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: разсеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя! Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами.

преп. Антоний

Господь Бог глубиною неведомой нам мудрости Своей не всегда зараз исполняет прошения наши и отлагает до времени, но ничего доброго, сделанного во имя Его, не оставляет без награды. Если отца с матерью не наградит, то детей и потомство их щедро наградит, ибо праведен есть Господь наш и несть неправды в Нем.

преп. Антоний

Суббота 1-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии на Божественной Литургии мы слышали очень хорошо нам известное слово, заповедь, как нам спастись от осуждения. Господь говорит нам такие слова: что ты видишь сучек в оке брата своего, а бревна, которое в твоем оке, ты не видишь? (Мф. 7, 3) Как нам правильно и глубоко понять эти слова? Вообще тема осуждения очень глубокая. В полной мере мы сейчас не имеем возможность ее полностью раскрыть, но хотя бы сказать что-то в рамках церковной проповеди, в рамках данного нам времени.

Когда мы видим, что кто-то из наших ближних делает нечто неправильное, что мы считаем недостатком, мы видим лишь только какое-то внешнее проявление и не более того. Это внешнее проявление у людей неверующих бывает по причине неосознанности, потому что у неверующих людей вообще нет этих духовных понятий о божественной нравственности, которая есть у верующих. И осуждать неверующих неправильно потому, что, как мы знаем из Евангелия, к примеру в притче о работниках и винограде, Господь Сам призывает поработать у Него в винограднике, то есть поработать во спасение своей души, — призывает человека в тот час, который Он по Своему божественному ведению считает лучшим. Поэтому некоторые из нынешних неверующих через какое-то время будут призваны Господом, и будут верующими, и возможно будут на много более преуспевающими, чем мы. Поэтому осуждать неверующих это вообще дело неправое. Не нашего это ума дело. Господь над всеми нами, и Он когда знает, того и призывает. И если мы видим, что кто-то из верующих совершает те или иные недостатки, то опять же, видя что-то внешнее, мы не должны под этим подразумевать нечто, что человек делает плохое. Потому что бывает совершенно по-другому.

Одному паломнику, приехавшему на Афон и желающему увидеть самого смиренного монаха на Афоне. Почему именно самого смиренного? Потому что смирение это главная добродетель. Как говорили Оптинские старцы: есть смирение – все есть; нет смирения – ничего нет. И поэтому он хотел найти самого смиренного, самого преуспевающего монаха. И что оказалось? Этим монахом оказался самым сварливым на всем Афоне, то есть он беспрестанно раздражался, ворчал, вел себя самым неподобающим образом. И Сам Господь указал на него как на самого смиренного, потому что люди видели внешнее, что он не мог себя сдержать, а внутренне он глубоко чувствовал всем сердцем свою испорченность, свою никчемность, и благодаря этому он был самый негордый сердцем. Поэтому наш суд человеческий весьма и весьма недостаточный, он ложный. Мы видим внешнее и осуждаем. А на самом деле это Бог учит смирению человека верующего. Это мнение наше всегда бывает неправое, тем более мы видим сучок. А бревна, которое у нас есть, мы чуем. Как это понимать?

Когда человек идет правильным духовным путем, то он по слову Петра Дамаскина преподобного видит свои грехи и начинает видеть их пачками песка морского. То есть постепенно правильно идущему путем духовной жизни смиряющемуся человеку Господь по благодати начинает открывать все больше и больше недостатков, своих пороков, своих сердечных вот этих страстностей, проявляющихся буквально во всем. И это есть несомненно признак преуспеяния в духовной жизни. Архимандрит Христодул Афонский прямо так и говорит, что видимость своих грехов соответствует присутствию благодати Божьей, благодати Святаго Духа в человеке. То есть чем больше благодати, тем больше человек видит свою испорченность. Это совершенно железная формула. И вот когда мы кого-то осуждаем, то это по той причине, что мы гордые, поэтому малоблагодатные, и поэтому не видим своей греховности. А если бы видели свою прокаженную душу такой, какая она у нас есть. Этот пример Пимена Великого приходится постоянно напоминать, что он, будучи великим чудотворцем, не просто исцеляющим, а воскрешающим даже мертвых, он все время находился в плаче о грехах. У него было настолько глубокое благодатное видение своей прокаженности, что он говорил братьям, что поверьте, я после смерти буду там, где сатана. Вот такое у него было чувство. Когда человек сердцем так чувствует так свое состояние, может ли он кого-то осуждать за какие-то малые внешние недостатки? Конечно же нет, Это ясно. Он видит какие-то немощи своих окружающих, и он может просто не обратить на них даже малого внимания, потому что он занят своим ужасным внутренним состоянием. Хотя на самом деле это состояние здравия души. Вот так Господь строит наше спасение.

Еще Господь сегодня в Евангелии, как мы сегодня слышали, сказал: какою мерою мерите, такой и вам возмерится, такой нам будут мерить; каким судом судите, таким и нас будут судить (см. Мф. 7, 1-2). Вот здесь тоже надо говорить не о внешнем, а понять, почему это происходит именно так. Причина здесь такая. Если мы кого-то судим, осуждаем или на кого-то за какие-то их плохие дела, как нам кажется по отношению к нам, таим злобу и хотим отомстить, это есть указатель того, что мы очень горды, очень безблагодатны, не понимаем ни промысла Божия и вообще почти ничего в духовной жизни не понимаем. Почему? Потому что если даже кто-то из нас окружающих сделал что-то, что нам не нравится, или как-то нас задел, задел наше самолюбие, то что, во-первых, мы должны из всего этого заключить, чтобы поступить по-Божески в том, что это, безусловно, попущение промысла Божия, чтобы показать нам нашу испорченность. Это чрезвычайно важно, и со стороны Бога великая милость к нам то, что благодаря нашим ближним открывается нам наша гордыня, самолюбие, вся наша перед Богом испорченность. Вот эти наши качества, которые показует нам Господь, и дает их нам почувствовать в их действии, в их проявлении, чрезвычайно важно нам увидеть, понять и осудить себя за эти качества и смириться перед Богом.

Если мы этот так будем делать, то как мы будем ближних осуждать и ненавидеть, когда они практически просто являются орудием промысла Божия, нашими благодетелями. То, что они нас задели, мы не можем утверждать, что задели потому, что имеют на нас какое-то зло или они просто злые люди. Ничего подобного. Это может быть попущено просто по немощи человека. Выводов таких сделать нельзя. Мы это только что доказали. Зато по отношению к нам это уж точно явное действие Божие. Мы в их лице должны принять Бога. Вот как царь Давид говорит: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою; и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя» (Пс. 39, 2). «Терпящии же Господа, тии наследят землю», тоже говорит Давид (Пс. 36, 9). Когда мы терпим Господа, мы тем самым смиряемся перед Ним. Этим самым «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лук. 21, 19), как сказал Господь. Как понять «стяжите»? Сам человек стяжать не может душу. Это делается по благодати. Терпя и смиряясь перед Господом, мы этим действием, этим трудом духовным обретаем божественную благодать, которая в нас вселяясь, дает нам силу в духовной жизни. Этим самым благодатью Божьей мы обретаем нашу душу, обретаем ее не своими силами, а силами Божьими, силами благодати, которая своим действием направляет нашу душу следовать Христу, следовать Его святым заповедям.

Вот сегодняшнее такое кратенькое Евангелие мы больше сейчас долго не можем объяснять, говорить. При всей своей краткости и простоте оно очень глубокое и дает нам много таких важнейших уроков духовной жизни, над которыми мы должны сами самостоятельно работать, читать святых отцов, чтобы глубже и глубже понимать одну из этих самых важных заповедей, самых важных духовных законов, потому что ясно сказано: не судите, и не судимы будете. Это большая работа над собой, изучение божественных святоотеческих учений, которые мы должны совершать.

С Божьей помощью будем этому труду следовать, и, будучи неосужденны, воспримем от Господа милость, благодать в вечной небесной жизни. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)