Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Ежед­нев­но пе­ред сном на­до вспом­нить гре­хи, со­де­лан­ные за день, и по­ка­ять­ся в них пред Гос­по­дом.

преп. Никон

Суббота 26-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, мы сегодня на Божественной Литургии с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос исцелил единственного сына одного человека, пришедшего к Нему за помощью, который страдал страшным беснованием (Лук. 9, 37-42). Настолько сильным беснованием, что он бросался то в огонь, то в воду, испускал пену. И когда перед этим этот человек обратился за помощью к ученикам Господа, апостолам, они не смогли исцелить этого отрока.

Это повествование мы видим и у других евангелистов – Матфея (Мф. 17, 14-21) и Марка (Мк. 9, 17-29). В особенности подробно описывает этот случай евангелист Марк. У других евангелистов мы можем дочитать еще некоторые подробности этого эпизода. И вот Господь объяснил причину того, почему ученики не смогли исцелить этого отрока. Он им сказал: «за неверствие ваше» (Мф. 17, 20). И по отношению к отцу этого болящего отрока Он тоже сказал, что тебе нужно иметь веру. И отец со слезами воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).

Вот мы сейчас, братья и сестры, должны поразмыслить о том, почему необходима для человека вера, и почему она одним дается, а другим не дается. Этот вопрос не просто теоретический. Это есть чуть ли не самый главный вопрос нашей с вами практической духовной жизни. Господь в этом же эпизоде (у Марка, кажется) сказал: имейте веру Божию, «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20). Давайте с вами сейчас углубимся мыслью. Вот как вы мыслите, почему нужно человеку, чтобы двигать гору, иметь веру не просто в уме. Умом мы все теоретически понимаем. Понимаем, что есть Бог Вседержитель, Который Своей божественной силой все может сделать. Наше сердце, однако же, ведь Господь подчеркивает, не усомнится не в уме своем, а в сердце своем. Наше сердце, однако же, почему-то всегда усомняется в тот момент, когда в сердце нужна вера. К примеру, можем вспомнить: когда-то во время шторма апостол Петр и спросил у Господа благословение и пошел навстречу Ему по морю, по волнам, но увидев шторм и поглядев по сторонам, усомнился сердцем и начал утопать. И Господь ему сказал: «Маловере, почто усумнелся еси» (Мф. 14, 31). То есть ему не хватило веры в сердце. Почему? Вот апостол Иаков нам говорит: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). И еще говорит: «От дел совершися вера» (ст. 22).

Вот сейчас, братья и сестры, мы с вами должны глубоко сосредоточиться, потому что мы иначе упустим логику, если сейчас внимательно на всем этом не сосредоточимся. То есть вера созидается в жизни по вере. Простые проявления жизни по вере, это какие? Что мы ходим в церковь в положенные дни, отлагая все заботы, пускай самые нужные, все отлагаем и идем на воскресную Литургию; то, что мы причащаемся, исповедуемся, то, что мы молимся. Ведь могли бы потратить время на бытовые дела или на развлечения. А мы молимся. Это дело веры. Но не только это. Мы обуздываем язык, не говорим то, что нам хочется, а говорим только благое и спасительное. Мы не позволяем себе фантазировать и мечтать, потому что мысленные способности не нам принадлежат, а Богу. И мы обязаны наш дар Божий мышления использовать не как нам хочется по нашим похотям, а должны использовать во славу Божию. То есть наша мысль должна пребывать в богомыслии, молитве или необходимых размышлениях о текущих делах, которые тоже бывают нужны.

Вот это только лишь некоторые примеры жизни по вере. Но в еще большей степени жизнь по вере это когда человек с благодарностью принимает все скорбное, что Господь ему посылает. И вот теперь давайте особо тщательно помыслим, что легче иметь веру маленькую с зерно горушное и двигать горы? А точнее сказать, что не легче, а что нужнее и что спасительнее. Или иметь такую же веру, но вместо того, чтобы двигать горы, терпеть те скорби, болезни и несправедливости с благодарностью по Богу с сознанием благоразумного разбойника: «Достойное по делам моим приемлю» (см. Лук. 23, 41), и за все Бога благодарить, смиряться пред Богом, пред Божьей волей. Что нам полезнее – первое или второе? Естественно – несение креста. Двигать горы, это дело неизвестно для практики верующих людей, кроме отдельных исключительных случаев. Для чего их двигать? Для чего своей верою делать что-то такое внешнее? А терпеть крест – это показал нам Сам Господь, Который не столько двигал горы, сколько Своему Отцу совершил послушание, и послушание даже до смерти.

И вот когда человек следует за Господом, взяв свой крест, который Господь на него возлагает, Сам Господь говорит, что и власы ваши сочтены суть, то есть ни один волос без воли Божьей не падает, то, конечно скорбное нам посылается от Бога. Это делается только ради нашего спасения по любви Божьей к нам, как сказано в Священном Писании: «Его же Бог любит, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» (Евр. 12, 6). Всякого сына! То есть любовь Божия выражается не в том, что Господь дарует нам веру, чтобы горы двигать, а в том, что Господь дарует нам веру, чтобы терпеть с благодарностью биение от Него, как претерпели все святые, как Он Сам претерпел от Своего Отца, чтобы нам через это терпение и смирение перед Богом совершить ту цель, ради который мы здесь на земле.

Вот сейчас об этой цели мы в двух словах скажем. Она как раз касается вопроса веры. Веру дает Бог. Как-то получается для поверхностного взгляда непонятно. Как же так? Господь Сам дает веру, Сам заповедует: имейте веру Божию, и Сам укоряет, почему вы маловеры. Но маловерие не зависит от того, что Бог не дает. Бог хочет дать веру. А от того, что человек по своей в первую очередь гордыне и страстности не хочет следовать воле Божьей и жить по вере. И следование воле Божьей – вот тут опять же надо этот момент понять каждому из нас раз и навсегда – это не только делать добрые дела, молиться, поститься, трудиться, милость оказывать. Потому что это всегда доброму человеку хочется. Оно прекрасно, но хочется по воле доброго человека. А в еще большей степени терпеть от Бога все находящие беды, скорби. От Его руки это посылается. Неприятности, несправедливости, утраты, страшные страдания – все это надо терпеть, потому что это не хочется. Это в еще большей степени есть отсечение своей воли, послушание Богу в намного большей степени, и жизнь по вере. В этом в основном проявляется наша вера, чтобы всегда за все сказать: Слава Богу за все!

И как яркий пример, как уже многократно говорилось, это слова Паисия Афонского, который утверждает, что вся его большая подвижническая святая жизнь, связанная в служении людям, ему принесла меньше пользы и благодати, нежели его краткая тяжелая предсмертная болезнь. Вот это мы с вами положим на сердце и будем жить по вере в первую очередь тем, что за все благодарить. Пусть слова: Слава Богу, слава Богу, слава Богу, всегда будут на наших устах при всех не желаемых для нас обстоятельствах жизни. И тогда мы всегда с Богом будем во веки.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)