Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

преп. Иосиф

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

преп. Варсонофий

Скор­би ве­дут на не­бо: так уст­ро­е­но Бо­гом для очи­ще­ния гре­хов, и не­до­пу­ще­ния до боль­ших про­с­туп­ков и для по­лу­че­ния веч­но­ра­до­ст­ной бла­жен­ной жиз­ни на не­бе.

преп. Иосиф

Суббота 26-ой седмицы по Пятидесятнице Вмц. Варвары и мц. Иулиании

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе, братья и сестры, мы сегодня на Божественной Литургии слышали Евангельское чтение, в котором Господь, Иисус Христос нам повелевает, дает конкретную заповедь, Он говорит: «Продадите имение ваше и дадите нищим, потому что, где сокровище наше, там и сердце наше будет» (Лк. 12, 33 – 34). Евангелие, вообще, каждому верующему человеку нужно знать как следует. Ведь Господь ясно сказал: «Кто Меня любит, тот заповеди Моя соблюдет» (Ин. 14, 21).

Если человек не желает изучать самую главную науку, а какая это самая главная наука? По спасении! Как достигнуть нам той цели, для которой мы созданы? Какой это цели? Вечного блаженства в соединении с Богом! И вот, чтобы мы достигли этой вожделенной цели, мы должны хорошо, глубоко, полно знать Священное Писание, и, в особенности, Евангелие. И не только знать, но понимать и исполнять.

И вот, Господь нам сегодня дает заповедь: «Продадите имение ваше и дадите нищим; и будете иметь сокровище на Небе, сокровище неоскудеваемое» (Лк. 12, 33 – 34). Каждый из здесь стоящих может сказать: «Ну как я могу это сделать? И чего этот священник нас учит? А сами, эти священники, что, они продали свои имения и странствуют, не имея ничего?»

Вот, давайте, братья и сестры, вдумаемся в смысл слышанных нами слов. Когда юноша подошел ко Господу (это из другого места Евангелия) и спросил: «Что мне надо делать, чтобы спастись?» Господь ему отвечает: «Соблюди заповеди» «Какие?» И Господь сперва перечислил обычные заповеди, которые были даны в Ветхом Завете: не убей, не прелюбодействуй, чти отца и мать. Он сказал: «Я это все сделал» и Господь ему ответил: «Если хочешь совершенным быти, иди, продай свое имение и следуй за Мной, взем крест» (Мф. 19, 16 – 21).

Господь вот такой заповедью, все-таки, говорит о некоторой степени совершенства нам с вами. А когда этот юноша отошел в скорби, ученики-апостолы сказали Господу: «Так кто тогда может вообще быть спасен?» Ведь «неудобно богатому внити в Царство Божие», как Господь сказал, а Господь им отвечает: «Невозможное от человеков, вся возможно суть от Бога» (Мф. 19, 23 – 26).

Вот мы с вами сейчас стоим здесь, слышим все это и понимаем, что для нас сейчас, в нынешнем нашем состоянии души невозможно сейчас нам раздать все свое имение нищим и остаться без всего, у нас нет на это сил. Но если человек относится к заповедям безрассудно, у него ничего доброго и мудрого в деле его спасения не выйдет. В чем безрассудство? Потому что есть заповеди, которые даны для уже высокого духовного уровня. Это совсем не значит, что эти заповеди даны не для нас. Конечно же нет, для нас! Просто не с самого начала, не с самых первых лет церковной жизни, жизни верующего человека, мы можем, в состоянии исполнять все высокие заповеди, для нас сперва есть заповеди более простые: всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, за все благодарите (1 Фес.5, 16 - 18).

Вот, давайте приведем такую заповедь из Священного Писания. Господь говорит, что «Невозможно работать двум господам — Богу и маммоне, потому что человек одного будет любить господина, а другого ненавидеть» (Мф. 6, 24). Это сказано, эти слова, как раз к этой нашей сегодняшней теме. И для чего они сказаны? А для того, что мы, будучи пока что привязаны к нашим земным благам, к нашему вот этому имению, хотя оно и не богатство, богатством-то не назовешь, однако, вот эти все суетные мелочи, которые наш обиход обставляют — теплый дом, мягкая постель, различные приспособления для приготовления пищи и всего прочего, одежда та или иная, удобная, теплая. Вот это все — наше богатство, к нему прилежит наше сердце. И кто думает, что это не так, ну давайте попытайтесь все это раздать соседям, кто нуждается и останетесь без всего и вы поймете, что да, сердце, к этому, действительно, прилежит, мы без этого обойтись не можем и, более того, работаем вот этому господину — маммоне, все более и более приобретая нужных, удобных вещей и все более привязываясь к земному.

А к чему вот эта сейчас прозвучала заповедь — всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите? К тому, что Господь, видя наше несовершенство, нам помогает избавиться от этих привязанностей. А как помогает? Посылает различные скорби, болезни, лишения. Ну лишения это понятно там: что-то порвалось, сломалось, жалко, конечно, но....А бывает и скорбями, вот, к примеру, случается какая-то беда и уже мы чувствуем, что все это для нас не так уж и важно. То, что мы там имеем или не имеем, это все уходит на второй план. Мы, если имели какие-то житейские намерения вот это купить, то приобрести, а случается какая беда и человек об этом даже забывает, не до этого.

И вот, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Нам это Господь дает для того, чтобы мы промысел Божий то, что нам посылает, принимали с радостью и благодарностью — болезни, скорбь. Конечно это тяжело, но это нам необходимо, чтобы не с таким усердием работать этому господину маммоне, чтобы охладеть постепенно к нему и прилепиться к Единому Богу Спасителю нашему.

И вот, святая великомученица Варвара очень ясно показала этот нам пример. Что, будучи богатой, знатной, она, тем не менее, Богу, которого еще не с самого начала знала, однако Его не предпочла ничему земному, а когда стала христианкой даже и на смерть с радостью пошла ради Вечного Нетленного Жениха — Христа.

Но пойти на смерть это красиво звучит в житиях, а кто из нас с вами реально может решиться пойти на смерть? Вот мы должны понимать, что мы немощны, но невозможное от человеков, вся возможна суть от Бога (Мф. 19, 26). И постепенно, в течение многих лет нашей жизни, которые нам Господь дает, чтобы постепенно нас научить духовной мудрости и привести ко спасению, в течение вот этих лет, если мы будем с радостью, благодарностью принимать те уроки, которые нам посылает наш Божественный Спаситель, то мы обязательно научимся духовному искусству и с этим духовным искусством, с мудростью духовной мы обязательно спасемся по милости и благодати Божией, по молитвам Пречистой Его Матери, святой великомученицы Варвары, преподобного Иоанна Дамаскина, который для нас тоже сделал огромнейшее дело: написал для нас службы к Двунадесятым праздникам, воскресные службы, которыми мы пользуемся с великим восхищением, с великим поучением и с великой благодарностью Богу за все Его бесчисленные милости к нам грешным. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)