Аудио-трансляция

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

преп. Иосиф

Суббота 33-ей седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слушали две евангельские притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме (см. Лук. 15, 4-10). Этими притчами Господь объясняет слушающим Его и всем нам, что Он всячески печется о кающемся. И в Своем земном поприще Господь был, как все это видели, друг мытарям и грешникам.

Но Евангелие всегда имеет очень глубокий смысл. И если мы поразмышляем над этой притчей, то поймем, что совершенно в простом смысле, конечно, понять ее смысл нельзя, потому что если овца заблудшая, то она существо неразумное. Драхма тем более. Это предмет неодушевленный. Господу Вседержителю совершенно нисколько не стоит усилия найти какую-либо потерянную вещь. Но тут речь идет не о самом нахождении и о физическом перемещении овцы или драхмы в какое-то для нее обычное положенное место. Речь идет о покаянии. В чем заключается смысл покаяния? Первое, что то в отличие от предметов неодушевленных, неразумных, это разумное сознательное действие самого человека. И не только разумное сознательное. Покаяние это желание новой жизни, это желание новых качеств души. А перед этим покаянием предшествует осознание своей греховности, что тоже является даром Божьим.

И вот Господь как бы Себя сравнивает с этим добрым пастырем, который оставляет 99 незаблудших овец и ищет одну заблудшую. А как Он ее ищет? Но мы с вами прекрасно понимаем, что в нашем современном мире таких людей, которые живут не правомерно, греховно, не думая о спасении, не то, что там одна овца. Это огромное количество, большая часть людей. Но не все являются овцами. Овца — это видимо тот человек, который по предусмотрению Божьему имеет желание покаяться. Господь, ведущий все – и прошлое, и настоящее, и будущее, Он заранее знает, кто имеет желание покаяться, кто будет иметь желание покаяться. И вот Господь такового человека ищет. Но как его искать? Ведь ясно, что мы все ходим, как говорит апостол, силою Божьей. То есть не то, что Бог о ком-то из нас может забыть. Не то, что забыть: мы все существуем действующей в нас божественной силой, которая нам и дат все в жизни, дает нам силы на все. Ведь недаром мы в утренних молитвах читаем: «от одра и сна воздвигнул еси, Господи». Любого человека от одра - верующего, неверующего, Господь воздвигает. Сам даже с постели встать никто не может. Ведь недаром Господь говорит: «без Мене не можете творить ничесоже» (Ин. 15, 5). И вообще никто не может ничего творить без божественной помощи.

То есть здесь, конечно, речь идет не о каком-то розыске, а о том, что божественный промысел всепремудро воздействует на человека, воздействует и внешними и внутренними обстоятельствами, влияет на человека, влияет на его здоровье, на его чувства и сердце. Он, тем не менее, не принуждая воли человека, привлекает его со всем божественным искусством доброй свободной волей осознать свое падение, свою испорченность и возжелать лучшего нового состояния и лучшей новой жизни. Это две не совсем одинаковые вещи – состояние души и жизнь. И то и другое необходимо. Если мы читаем внимательно молитвы, которые нам положено читать, в том числе и ко святому причащению, мы ясно видим, что смысл прошения этих молитв бывает как об освещении нашего естества, наших чувств, нашей воли, нашего сердца, нашей души и даже тела, мы об этом в молитвах просим. Также и просим об укреплении нас в нашем аскетическом подвиге, чтобы мы исполняли заповеди Божии, чтобы ми стремились жить добродетельной жизнью. То есть и состояние души и наша деятельность она зависит от помощи Божьей и должна быть укрепляема благодатью Божьей, потому что без Бога, как мы сами это уже знаем, поняли, мы ничего сделать не можем. И вот когда человек осознает свое бедственное состояние и свое опасное положение, у него возникает желание и новой жизни. И если это желание сопровождается сокрушением сердец личном о своих грехах, это прекрасно. Но даже если просто есть желание, чтобы измениться, начать жить по заповедям Божьим, это уже есть покаяние, это есть желание лучшего, нового и божественного. Господь это только и ждет от нас, и не просто ждет, а как сказано в слышаных притчах, что и эта женщина, которая потеряла драхму, она все подмела в доме, лишь бы ее найти. И пастырь добрый берет на плечи овцу и несет. Все это говорится о трудах, которые Бог и Его святые ангелы, наш ангел хранитель предпринимают для того, чтобы человека привести к осознанию своей греховности и покаянию, желанию лучшей новой жизни.

И каким образом осуществляется это несение во двор овчий? Что это за двор овчий? Все, что мы от Бога получаем, осветительное, благодатное – это в первую очередь дается в церкви, потому что без церкви самостоятельно вне церковных таинств не может быть никакой духовной жизни, о чем ясно говорит Христос: кто не есть Моей плоти и не пьет Моей крови, тот жизни не имеет в себе. И таинство исповеди, которое еще называют вторым причащением, тоже обновляет человека. Человека, который как это часто бывает в нашей современной жизни, крестился когда-то в детстве неосмысленно, а после крещения прожил жизнь невнимательную греховную, совершенно не размышляя о своем положении и не думая о спасении. И вот, когда Господь его находит, обращает, но опять же это делается с волей самого человека, насилие здесь никакого смысла не имеет, необходимо ему прийти в этот двор овчий. И никто пусть не думает, что мы воцерковились сами. Когда послушники, Николай Беляев, наш будущий старец Никон, и его брат Иван пришли в скит Оптиной Пустыни, наш преподобный старец Варсанофий им сказал вот эти самые слова: Ни на минуту не подумайте, что вы сами сюда пришли, это Бог вас взял за руку и привел, чтобы здесь освящаться и спасаться.

Не все, конечно, приходят в монастырь, но все кающиеся должны прийти в церковь, чтобы в церкви получать божественное освящение. Это освящение преподается каждому человеку во время божественной службы. Если мы пришли на службу, это мы делаем не потому, чтобы формально ее отстоять, потому что так положено. А это мы делаем по той причине, что на Богослужении душа каждого человека, пришедшего с усердием и благоговением, просвещается невидимыми и живоносными лучами божественной благодати. Церковные таинства, особенно таинство исповеди, которое, как говорить святитель Игнатий Брянчанинов, является для новоначального основным, едва ли не единственным оружием духовной жизни, является самым важным получением Божьей благодати, преображающей человека даром без всякого на то труда. Ну, конечно, маленький труд нужен. Надо осознать свои грехи, да еще прийти и рассказать. Но это труд, конечно, не соразмерен ни в коей мере с той пользой, которую получает человек, исповедующийся в своих грехах, когда Божья благодать его многолетние мерзости, многолетние греховные последствия исцеляет в миг, преображает и укрепляет человека. Это не значит, что он совершенно очищается от всех грехов. Конечно, повседневные грехи мелкие еще останутся на многие годы, но это только ради смирения, чтобы не гордиться человеку. Чтобы смириться, нужно время.

И вот мы с вами должны в результате сегодняшнего евангельского чтения осознать до самой глубины души, как любит нас Господь, как Он всячески рачительно и непрестанно трудится о том, чтобы мы пришли к Нему, чтобы освятились и сподобились вечной блаженной жизни, которой не только мы с вами будем радоваться, а будут радоваться и все и все Небо, все святые и все святые ангелы.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)