Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Му­жай­тесь в под­ви­ге, не отс­ту­пай­те от не­го, хо­тя бы ад вос­стал на вас и весь мир ки­пел на вас зло­бой и пре­ще­ни­ем, и ве­руй­те: „Близ Гос­подь всем при­зы­ва­ю­щим Его во ис­ти­не".

преп. Варсонофий

При вся­ком бла­гом про­из­во­ле­нии к доб­ру на­доб­но ожи­дать ис­ку­ше­ния от про­тив­ной си­лы, не­на­ви­дя­щей се­го. Вы это зна­е­те до­воль­но и зна­е­те, что нуж­но к от­ра­же­нию оной и по­беж­де­нию: по­зна­ние сво­ей не­мо­щи, са­мо­у­ко­ре­ние, сми­ре­ние и к Бо­гу взы­ва­ние.

 

преп. Макарий

Есть сле­по­та и глу­хо­та те­лес­ная – труд­но пе­ре­носить их, но ду­хов­ная глу­хо­та и сле­по­та го­раз­до ужас­нее. Да из­ба­вит нас от это­го Гос­подь.

преп. Варсонофий

Суббота 4-ой седмицы по Пятидесятнице  Боголюбской иконы Божией Матери 

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали евангельское чтение, в котором повествовалось о том, как Господь наш Иисус Христос на вопрос — просьбу одного из людей, чтобы за ним следовать, дал вот такой ответ, что лисы имеют норы, птицы имеют гнёзда, Сын же Человеческий не имеет, где главу приклонить (Мф. 8, 20). А другой человек, который хотел быть с Господом, но сначала собирался исполнить свой сыновний долг — пойти и похоронить своего отца, а Господь ему на это говорит: пускай мертвые погребают своих мертвецов.

Мы должны с вами знать, что Господь — Сердцеведец. И в этой краткой евангельской истории скрывается для нас огромное духовное назидание. Мы должны помнить, что у человека есть устроение сердца, а есть настроение души. Это совершенно разные вещи. И вот первый человек, который видя Господа, восхищаясь Его проповедью, много видимо о Нем слышав, он поддается настроению следовать за Господом, быть одним из Его учеников. А Господь видит, что его сердце еще не готово для того, чтобы все оставить и последовать за Ним, взяв свой крест, что он не готов быть странником, не иметь «где главы приклонити», не иметь регулярного питания, терпеть многочисленные трудности вот этого евангельского проповеднического служения. И вот Господь ему кротко объясняет трудности, которые его ожидают. Это объяснение охлаждает пыл этого человека. Он сразу переменяет настроение и понимает, что во истину Господь лучше знает, когда кого призвать.

А вот другой человек, он тоже поддается этой благочестивой скорби о своем отце и сознанию того, что есть человеческий долг его похоронить. Это не грех какой-то, это есть обязанность. Но воля Божия, бывает, все рассматривает иначе. Это мы знаем. Очень яркий пример нам Господь подает, будучи еще в двенадцатилетнем возрасте, когда Он остался в Иерусалиме во время Его паломничества с семьей, ничего не сказав ни своей Матери, ни названному отцу Иосифу, и этим им доставил огромное беспокойство. Божья Матерь Сама сказала, что мы Тебя, «боля», искали три дня. Вот Господь это сделал, ведь Он был Богочеловек, имеющий любящее сердце. И любовь Господа она не сравнима с нашей любовью, какой бы духовной высоты человек не достигал.

Однако же Господь обладал любовью божественной, а божественная любовь не всегда щадит чувства человека. И конечно по человеческой воле, по человеческому естеству Отрок Иисус очень скорбел о том, что огорчает свою Мать и названного отца, но нужно было совершить волю Божию. И такой пример не единственный в Евангелии. Но Господь Сам показал пример самоотвержения, когда добровольно по послушанию Богу отце склонил Свою человеческую волю пред волей Божьей и пошел на крестные страдания ради нашего спасения.

И вот мы должны очень глубоко усвоить, что человека к служению, к жизни по Боге, к последованию за Христом все-таки призывает Господь. И если кто-то из наших близких, или далеких, или любых знаемых еще не призваны Богом, мы за это никого осуждать не должны, не должны роптать на промысел Божий, потому что помним из Евангелия, что одних Господь призывает в первый час, других в третий, третьих в шестой, кого-то в девятый, а кого-то даже в одиннадцатый. Призывает Сердцеведец Господь в тот момент, когда человеку наиболее благоприятно совершить свой спасительный труд, хотя бы и малый, но необходимый для спасения.

И мы, будучи человеками немощными, ничего не имеющими, кроме милости Божьей, должны понимать, что наш вклад в духовный рост наших ближних только один. Вот как четко сформулировал Серафим Саровский: Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Стяжать дух мирен — это значит быть миротворцем, то есть хранить свой душевный мир, ради него, ни чем не пренебрегая, а всегда самым тщательным образом стараясь, чтобы в душе был мир.

А это зависит от всего. От того, насколько тщательно мы молимся, от того, насколько обуздываем от пустословия свой язык, когда болтовня сильно опустошает душу, от того насколько мы терпим друг друга, насколько несем тяготы наших ближних, от того, насколько мы удерживаем раздражение. От того, насколько мы, когда хотим настоять на какой-то своей человеческой справедливости, пускай даже совершенно точно справедливости по нашему мнению. И мы, понимая, что есть выше справедливость — справедливость Божия, которая нам повелевает человеческую справедливость не ставить выше справедливости Божьей и молчать ради сохранения мира. Тем более ведь можно все, что нужно, сказать после на следующий день, когда придем в спокойное мирное и кроткое состояние. И тогда вот, к примеру, в кругу своей семьи можно спокойно и кротко с любовью решить вопрос. А когда вопрос горячий с пылу с жару, говорить ничего нельзя.

Все это мы с вами должны усвоить, как самое главное в нашей жизни. И кто начинает идти этим путем, но опять же призывает на него Господь в свое время. Что это за путь? А вот в Евангелии от Луки в первой главе есть такие слова, но они как бы не связаны с другим контекстом, как бы сами по себе: «направити ноги наши на путь мирен» (Лк. 1, 78). А кто это направляет? Ну, конечно же, Бог. В то время, когда человек уже способен принять божественный мир, его осознать, вот тогда он и призывается Богом. Но кто из нас уже чувствует в себе таковое призвание, таковой человек уже должен следовать этому пути. И ведь недаром апостол говорит такие очень важные слова: «плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 18), то есть миротворцам. Плод правды ими сеется. Вот, пожалуйста, и слова Серафима Саровского, что стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Эти слова ясно указывают на то, что когда человек созидает в себе мирный дух, то он этим сеет в окружающих своих плод истинный, а не ложной человеческой, истинной божественной правды, которая и открывает его окружающим истину Божию. То есть самое главное драгоценное сокровище — благодать Святаго Духа, ради приобретения которой мы с вами вообще здесь находимся.

Нужно положить себе на сердце, очень глубоко это усвоить, что цель нашей жизни быть миротворцем. Мы тогда наречемся сынами Божиими. А как вы считаете, сыны Божии будут в вечной жизни с Богом или не будут? Конечно, здесь и вопроса-то никакого нет. И вот чтобы сподобиться быть сынами Божьими, мы должны еще раз поразмыслить, счесть свое имение, на что мы способны, чтобы не положить основание, чтобы потом не закончить, не завершить всего здания. А считав свое имение, мы поймем, что у нас своего ничего нет, а поэтому к строительству мы должны приступить не своею силой, а силою Божию. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». А Господь каким образом созидает дом? Вот пророк говорит такие прекрасные слова: «не изыдеши, Боже, в силах наших», или «вниду в силе Господни», или « О Бозе сотворим силу», или «сила Божия в немощи совершается». Вот когда человек все это осознает, что только божественной силой в нас совершается хоть какая-то добродетель живой действующей божественной силой, только тогда эта сила может действовать.

И нам средства для приобретения этой силы даны, а какие — мы все это знаем. Это Церковь, которую основал Господь и Спаситель Иисус Христос, с ее таинствами. Богослужения — это тоже таинства. Ну, разве Божественная Литургия это не таинство, в которой хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христову действием божественного духа? А остаются ли не причастны к этому чуду, к этой благодати молящиеся на Литургии? Конечно же, нет. Это исповедь, это святое причащение, в котором мы соединяемся воистину с Господом, становимся с Ним сотелесны и получаем благодать Святаго Духа, единую во всех нас. То есть все мы с вами составляем как бы единое тело и в одном Святом Духе, действующим, освящающим, вразумляющим, укрепляющим, направляющим нас на путь мирен, если мы готовы слушаться внушения благодати и не следовать тем нашим выборам, когда мы теряем благодать. И вот таинство исповеди, подчеркиваем, как говорит Игнатий Брянчанинов, это все же основное наше оружие. Основное. Спасаться очень просто, если человек, живущий в миру, каждый день приходит, открывает свою специальную записную книжечку и, поразмыслив над тем, как он провел день, записывает в нее те грехи, которые он по немощи своей согрешил. Потому вздохнет перед Господом и оставит эту книжечку на следующий день. А к концу недели у него будет прекрасная четкая запись грехов за всю неделю. И вот эта греховная тяжесть, вот эта потерянная благодать сделанными грехами, после очередной воскресной исповеди каждое воскресенье будет исцелена благодатью Божьей. Человек снова получит силы, для того, чтобы бороться со грехом, чтобы совершать духовную жизнь, чтобы не погружаться в суету, в житейские попечения, которые не дают последовать за Христом.

Если сразу это не получиться, а сразу все до конца не выйдет, это постепенно степень благодати увеличивается, то унывать не надо. Порядок духовной жизнь — это десятки лет вот такой борьбы. Но разве это тяжело написать свои грехи, а потом вовремя их исповедовать, не пропуская больше недели без исповеди. Если кто скажет, что это нам непосильно, то какие мы тогда верующие.

Вот дорогие о Господе братья и сестры, будем молить Господа, Пресвятую Богородицу, ведь сегодня праздник Её Боголюбской иконы, преподобных старцев Оптинских, чтобы они нас умудрили и укрепили к этой очень легкой и радостной святой духовной жизни, совершив которую с Господом, нет большей радости, мы обязательно сподобимся и вечной неизреченной радости вечной блаженной жизни. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)