Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

прп. Макарий

Ко­рень все­му злу – са­мость и уп­ря­мость, рас­тво­ря­е­мые за­вис­тию и зап­рав­ля­е­мые оболь­ще­ни­ем вра­жи­им, по­э­то­му и нуж­но вся­чес­ки пос­та­рать­ся выр­вать этот злой ко­рень: сми­ре­ни­ем и пос­лу­ша­ни­ем, под­ра­жая Са­мо­му Гос­по­ду, Ко­то­рый сми­рил­ся до ра­бия зра­ка и пос­луш­лив был до смер­ти крест­ной и рас­пя­тия.

прп. Амвросий

Ста­рай­ся стя­жать во всем са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, то и вни­ма­ние бу­дешь иметь, и стра­жу за сво­и­ми сер­деч­ны­ми дви­же­ни­я­ми.

прп. Макарий

Суббота пред Рождеством Христовым

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали два апостольских и два евангельских чтения. Первое из них было посвящено субботе перед Рождеством Христовым; второе это было рядовое чтение. И вот нужно сейчас несколько слов сказать о слышимых нами сегодня на Божественной Литургии Евангелий.

Господь Царство Небесное сравнивает сперва с горчичным зерном, которое сначала бывает меньше всех семян, а потом вырастает в такое огромное древо, которое больше всех злаков, и даже птицы могут в нем витать. Также Господь сравнивает Царство Небесное с закваской, которую положила жена в тесто, пока все не вскисло. Вот из этих слов мы уже можем понять, что Царство Божие, которое по слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа внутри нас созидается постепенно божественной благодатью. Вот это Царство Божие, приобретение его это дело постепенное, и дело, не только зависящее от Бога, но и зависящее от самого человека. Конечно, жена вложила закваску в тесто, а не само тесто в себя вложило закваску, но жена вложила. Но ведь в этом же чтении мы слышим такие слова, такую заповедь Господа: Подвизайтеся внити сквозе тесные врата (Лк. 13 ,24). Что это означает? Мы из других чтений евангельских тоже знаем, что Царствие Божие нудится, и применяющие усилия, те его восхищают. Конечно, все Евангелие имеет единый, великий, глубокий, божественный смысл. И ничего удивительного, что такое вот созвучие во всех заповедях, единство смысла.

Господь нам заповедует идти тесным путем. Но сказать современному человеку просто, вот такие слова без объяснения их, конечно, не совсем достаточно. Потому что тесный путь многие понимают, как нечто великое, нечто недостижимое, что очень много молиться, сильно постническую жизнь вести и вообще совершать многие великие подвиги, которые, если о них многие из современных люди подумают, уже их пугают и вообще отталкивают от всякой духовной жизни. И вот в этом большая беда. Всегда надо браться за малое доброделание, ибо малый труд, малое усилие, хотя бы для начала, это великое для нас дело.

И вот, что от современного человека требуется в первую очередь, чтобы идти вот этим тесным путем, который ведет в жизнь вечную, совершая который человек приобретает в себе Царствие Божие, то есть приобретает божественную благодать, которая, вселяясь в него, делает его сосудом Духа Святаго и наследником вечного Небесного Царства и сынов Божиих. Ибо сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9). А миротворцы это те, кто созидает в себе божественную благодать. Конечно, они не сами созидают, но Бог созидает, но которые к этому усиливаются и усердствуются.

Что же нам в первую очередь необходимо, чтобы идти тесным путем? Конечно, мы знаем, что монахи должны быть примером для всех людей, живущих в миру, живущих в лучших условиях. Но главное, первое в монашеских обетах, что обещает монах и отвечает на вопрос игумена: что пришел еси, братие? Он отвечает: желаю постнического жития, святый отче. И ни в коем случае здесь не надо думать, что речь идет первоочередно о воздержании в пище. Ничего подобного. Постническое житие это житие, воздержанное во всем: быть сдержанным в слове, в поведении, в наших отношениях к ближним, в своих внутренних порывах. Вот это очень важное и узкое скорбное делание, за которое мы должны браться первоочередно.

Мы никогда не должны спешить, отвечая нашим ближним, должны обуздывать свой язык от пустословия, должны обуздывать вот эти свои мирские нравы, чтобы не развлекаться, не приобретать лишних вещей, не смотреть часами в интернете, что сейчас нового в магазинах, и не желать все это иметь. Не тратить время впустую, стараться не иметь многих лишних новых комфортных вещей, потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», — говорит Господь (Мф. 6, 21). И невозможно работать Богу и мамоне одновременно (Мф. 6, 24). Это одно.

Второе, что мы должны делать, это носить тяготы друг друга, потому что этим исполняется весь закон Христов. И многие люди не понимают, и мирские большей частью и некоторые монашествующие, что терпеть друг друга это самое главное наше послушание, чтобы не иметь никакого зла в сердце, чтобы быть со всеми в мирных и добрых отношениях и всегда ко всем иметь доброе расположение. Вот в этом надо потрудиться особенно. И нет ничего важнее этого, ни одного другого дела. Чтобы в семье, был мир и послушание друг другу. Ведь недаром Апостол сказал, что вы же друг другу повинующеся, смиренномудрие стяжите (1 Пет. 5, 5), зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6), и честью друг друга смиренномудрием больша творяще (Фил. 2, 3).

Вот это самый основной и тесный путь, который мы, конечно, должны совершать. Ну и, конечно, о смирении необходимо сказать, потому что это самое главное. Ведь недаром наши Оптинские старцы заповедовали, что есть смирение — все есть, а нет смирения — ничего нет.

И вот Господь в сегодняшнем втором чтении заповедует об этом тоже. Ведь Он как говорит: когда придешь куда-то на пир, сядь на последнем месте, потому что смиряяйся вознесется, а возносяйся смирится (Лк. 14, 10 -11). Смирит Его Господь. И мы к этому всегда должны прилагать тоже максимальные усилия. Но это делается не только, когда приходишь к кому-то на пир. Это делается всегда. Мы должны, во-первых, всегда иметь смиренные помыслы, смиренное мудрование.

Почему это очень важно? Чтобы если у нас что-то получается в наших мирских делах или в молитвах или в отношении с нашими ближними удается поступить по-доброму, или удается отказаться когда-то от того, чтобы развлечься, а вместо этого выбираем храм Божий. Все это прекрасно, но не надо приписывать это себе. Иначе вред будет. Поэтому всегда надо размышлять, что если что-то у нас получается, то это, конечно, в этом нам Господь помог. С Божьей помощью мы это делаем. И кроме этого мы должны, конечно, все принимать от Бога с покорностью.

Вот в этом тоже есть очень важный и глубокий смысл. Ведь недаром в монастыре …. , а монастырь, если брать его как назидание, он должен быть примером всей жизни. Так вот в монастыре основным доброделанием является послушание. Послушание это не только то, что монахи, живущие в обители, занимаются тем трудом, которым их благословил настоятель, а не таким, каким им хочется. Не только в этом, а в том, чтобы учиться всегда принимать волю Божью. Ведь не всегда бывает, что получаются те труды, которые нам запланированы. Бывает что-то неожиданное. Бывает, что кто-то неожиданно попросит что-то сделать. Бывает это тяжело, неприятно и не желательно, но в этом заключается послушание Богу со смирением принять тот труд, который кто-то на тебя возлагает. Еще раз повторю сейчас уже сказанные слова: вы же друг другу повинующиеся, смиренномудрие стяжите. Потому что повиновение друг другу особенно тогда, когда это не хочется, есть послушание Богу, есть смирение перед Богом, приобретение смирения. И конечно если нам Господь по нашей немощи к добродетелям посылает другое, спасительное — разные скорби, болезни, это, конечно, по любви Божьей. Потому что кого Господь любит, того наказует, биеши всякого сына, его же приемлет.

И вот если Господь нам посылает что-то скорбное, болезненное, что-то противное нашей воле, это, конечно, только для нашего спасения, и от человека зависит, как это принять. А принять можно двояко: принять это, как разбойник неблагоразумный, который говорил: если ты Господь, да снидем со креста. А можно принять, как разбойник благоразумный, то есть он не просил себе ни какого облегчения, а просил только одного: Помяни мя, Господи во Царствии Твоем. Он понимал, что терпение того, что Господь ему дал за его разбойническую жизнь, а ведь все мы с вами разбойники, если взять по совести, как мы с вами живем. И вот он понимал, что если это потерпеть, как врачество для души, это будет ему спасительно, и Господь его примет. И действительно бывает очень часто, что человек долго тяжело болеет. Ему все время хочется: хоть бы Господь меня поскорее забрал бы. Но забрать-то забрал бы, но куда? Куда забирать, если вот это терпение этой болезни является подготовкой. Забрать не подготовленным, что из этого хорошего может получиться. Ведь речь идет не о чем-то, а о вечности. И вот мы с вами не должны забывать, что нас, а не мы, Господь здесь постепенно, не как тесто вскисает быстро, а в течение всей жизни — годы и десятилетия готовит к вечной блаженной жизни. И мы с вами должны со всем усердием принимать эту подготовку, которую нам по Своей любви дарует нам Господь. Принимать, терпеть, благодарить, не роптать.

И тогда обязательно по милости Божьей мы сподобимся вечного небесного желанного Царства по молитве Пресвятой Богородицы, преподобных Оптинских старцев и всех святых. Аминь.

 

Иеромонах Нил (Парнас)