Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Са­мо­оп­рав­да­ние зак­ры­ва­ет ду­хов­ные очи, и тог­да че­ло­век ви­дит не то, что есть на са­мом де­ле.

прписп. Никон

На­до сми­рен­но о се­бе ду­мать и сми­ре­ни­ем раст­во­рить вся­кое свое де­ла­ние, но лож­ное сми­ре­ние, выс­тав­ля­е­мое в из­ви­не­ние сво­е­го не­же­ла­ния и ле­нос­ти под­ви­зать­ся, да­ле­че отог­нать: „Где уже нам, греш­ным, это де­лать. То бы­ли лю­ди свя­тые..." Так при­хо­дит­ся слы­шать тех, кто не хо­чет тру­дить­ся для сво­е­го спа­се­ния. Мож­но им от­ве­тить: да, это вер­но, но и свя­тые, очень час­то, преж­де бы­ли ве­ли­кие греш­ни­ки, ста­ли свя­ты­ми, под­ви­за­ясь, по­э­то­му греш­ни­ком се­бя счи­тать – счи­тай, а на доб­ро се­бя по­нуж­дай. Бу­дет поль­за. Са­мо­оп­рав­да­ние – ко­рень зла.

прписп. Никон

По­дыс­ки­ва­ние оп­рав­да­ний се­бе не мо­жет ус­по­ко­ить со­вес­ти, оно толь­ко боль­ше расстра­и­ва­ет че­ло­ве­ка.

прписп. Никон

Субботу сырной седмицы Память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами вспоминаем память всех преподобных отцев, в подвиге просиявших, то есть весь монашеский чин, который был за всю историю нашего человечества. И сегодня мы слышали слова Священного Писания, которые говорили о двух вещах очень важных в жизни человека. Это о милосердии, о милостыне и молитве. Так вот это как раз та черта, то, что объединяет всех монахов всех времен. Они этому учатся, и они обучают этому всех людей, которые приходят. Они являются примером, умеют это делать или учатся это делать и преподают это людям. А почему же это так важно людям? Потому что именно добрые дела, милостыня и молитва являются сердцем жизни человека. То есть это основной критерий жизни человека вообще. Из-за того как человек умеет делать эти вещи – творить милостыню и молитву, зависит вся его будущая жизнь не только здесь, но и в вечной жизни.

И вот в этой притче Господь нам дает понять, что будет являться предметом суда Божия, и от чего в земной жизни нашей будет зависеть образ нашей вечности. Да, конечно имеет большое значение милость Божия, но это уже независимо от наших дел. И как будет проистекать милость Божия над каждым человеком, это не знает никто, кроме самого Господа, потому что здесь много-много разных причин. Люди удивляются, почему этот человек благоденствует, а другой человек страдает. Но мы все же знаем Евангелие и слова Священного Писания. А там четко написано: живешь ты благочестивой жизнью, семь поколений твоих детей под благословением. Живешь плохо – четыре поколения твоих детей под проклятием живут. И это никуда не уберешь. То есть, сегодня ты сделал один плохой поступок, четыре поколения детей будут отвечать за твой сегодняшний плохой поступок. Священники говорят об этом, много раз говорят, но почему-то люди их не слушают и думают, что все это пустая бравада, пустые слова. А потом, конечно, когда это их касается, ответ за все, начинают бежать в храм, просить помощи и спрашивать у священника: за что мне все это? куда смотрел Бог и почему Он все это допустил. Начинаем разбираться, и выясняется, что никто не виноват кроме самого человека.

Все знают эту притчу. Собрались люди всей земли, пришли на поляну и обратились к Богу: Господи, почему это у нас на земле войны, нестроения, ссоры, обиды, проклятия и все остальное. Он им отвечает: так это ж вы сами делаете, Я-то причем. Я вам дал свободную волю, а вы все делаете так, как хотите. Вы эту свободную волю творите почему-то вот на все эти злые вещи. Вместо того чтобы творить на добро, вы творите на зло.

Многие ошибаются в понятиях добра и зла. Но что же такое добро и зло? Господь создал мир, и Господь создал все. Написано в Библии: создал Бог все, и все было «добро зело» (Быт. 1, 31). Нет там слова зла, нет. «Зело» это много, чтобы не ошибались. То есть создал Господь добро, и его очень много. А зла Господь не создавал. Так что же такое зло? Так вот зло это неделание добра. Самого зла, как такового, не существует. А вот мы можем сделать доброе дело и не делаем, вот это принято называть злом. А то говорят, что это сатанизм, как говорится, зло борется с добром, добро борется со злом. Как получается, что Бог создает и добро и зло? Нет. И в Библии нигде об этом не сказано. Господь только создал все доброе, но почему-то человек своим грехом, своим падением претворяет вот это доброе. Но Бог по Своей великой милости так делает, что наше злое претворяет во благое. Сколько слышишь таких парадоксальных рассказов: батюшка, я была у ведьмы или колдуньи, и она меня направила в церковь, и благодаря ей я вот здесь. Слушаешь, взрослый человек перед тобой стоит и говорит такую вещь. Как это она? Это Господь не дал погибнуть человеку, который обратился к этим злым силам, который продал душу этим злым силам. Это Господь Своей великой милостью за чьи-то святые молитвы, за молитвы, может быть, за благословение какого-то дальнего родственника спас эту душу и дал ей возможность прийти покаяться в храм. А ведьма тут не причем или колдун, которых у нас очень много сейчас.

Вот для сравнения, чтобы вы знали. У нас 35 тысяч священников православной церкви и около 6-ти миллионов колдунов, ведьм, магов, экстрасенсов, знахарок, биоэнерготерапевтов, шаманов и всякой-всякой нечисти. Даже был такой случай. Пришел к нам один человек: батюшка, у меня же диплом экстрасенса №1. Ну и что ты сюда пришел, что тебе здесь-то делать? Церковь и экстрасенсы это вещи несовместимые, потому что мы пользуемся тем, что Господь нам дает добро, и мы даем его людям. А вы приходите к нам и воруете это добро, говорите, что это ваши силы какие-то, вам помогающие. Но все прекрасно знают, по крайней мере, священники, мы знаем, что они воруют у нас, а дают вам и говорят, что это их. Но это вранье все. На земле все энергии, все божественное. На земле нет сатанинских энергий. На земле только Господь. Хотя и говорится, что сатана называется князем поднебесным. Но он только княжит, и то на час, на столько, на сколько позволит ему Господь, и ни на секунду больше, ни на мгновение больше. И поэтому чтобы он не делал для нашего уничтожения, он ни на йоту не сможет сделать больше, чем ему дозволит Господь. А все что он делает, он делает для нашего испытания.

Господь через пророка Исаию говорит, что Он ожидает от людей: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 6-7). Вот пост, который Господь от нас ждет. Он Сам избрал этот путь. И люди, которые поверили слову Священного Писания, поверили Господу, они убеждаются, что действительно жить такой жизнью ради других людей, это очень счастливая и полная жизнь, когда живешь не ради себя, а ради других, когда ты отнимаешь у себя и даешь другим. А не когда ты все думаешь о себе и о своих близких. А вот как раз, думая о других, Господь дает тебе самому все. Причем дает так, как ни один человек тебя бы не наградил.

И вот в Евангелии сегодня говорится: «смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-6). Постоянно слышны такие слова: батюшка, а почему эти богатые благоденствуют, почему олигархи до сих пор олигархствуют, почему там происходит то-то и то-то. Так они уже получают награду свою. Пожалейте их, они все, что хотели получить, уже получили. Славу, почет, ордена, медали, должности и так далее. А настоящий православный христианин он живет другим царством. Другим, Небесным. А это для него все – дым, пыль, миг. Все один миг.

Вот у нас только наступила Сырная седмица, и ее уже нет. Она уже прошла. Все. У нас уже послезавтра Великий пост. Мы его все дождались, слава Богу. Как время все летит быстро. Представьте себе, какое горе у человека. Он стремится себе что-то создать, построить, а в душе понимает, что все это конечно. И вот этот дискомфорт, который в душе у него есть, он ничем не может преодолеть. Хотя вот вроде бы рядом стоит церквушка, там батюшка стоит и говорит: постись, молись и милостыню давай. И все, никаких трудностей. Люди ищут великого смысла, создают великие учения, а оно все уже есть, оно все простое. Не важно, в каком ты звании – доярка, пастух, ученый, военный, просто твори милостыню, твори добрые дела и научись молиться. Господь как бы обличает фарисеев: не делайте так, как они, не делайте напоказ, делайте все втайне. И молитва. Что такое молитва? Молитва это связь с Богом. Хорошую связь мы с Богом наладили – не оставит Он нас ни при каких обстоятельствах. И даже если в ад попадете, Господь не оставит вас и там по Своей великой милости за ту молитву, которую вы Господу отдавали всю свою сознательную жизнь, и если вы еще этой молитве научили своих детей. За это вам еще больше, сторицей вознаградится, потому что дети на самом деле не ваши и не наши, а Божьи.

И вот чтобы не пытался сделать тот, кто пытается нас уничтожить, кто стоит между нами и Богом, ничего у него не получится. Потому что все равно найдутся люди, которые поверят Священному Писанию, не ложно поверят, и будут делать то, о чем их не требует, а просто просит, настаивает святая Церковь, то есть творить молитву и творить милостыню. Иногда Господь Своей благодатью касается нашего сердца, но касается не по нашим заслугам, а по Своей великой милости, как бы нам напоминает, что Он рядом и не оставляет нас ни на одно мгновение. У всех людей есть такие мимолетные мгновения. Приходит даже человек первый раз в жизни на исповедь и говорит: батюшка, вы знаете, сколько раз в жизни мне Господь помог. Я ему говорю: слава Богу, что у тебя очи еще не закрыты, и ты видишь милость Божию. Значит шанс на прощение, спасение, исправление жизни есть, если человек видит эти посещения Божии. Молитва милосердия приближает к нам эту цель, делает ее реальной не только в перспективе вечной жизни, но и в каждодневном ощущении присутствия Божия в нашей жизни.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)