Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

прп. Амвросий

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

прп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

прп. Моисей

День Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляем с днем сошествия Святаго Духа по празднстве Пятидесятницы. День этот есть торжество Церкви, ее основания, когда Дух Святый снизошел на апостолов, излился на учеников Христовых, чаявших Его пришествия, еще не вполне осознававших, что принесет Он им. Но, тем не менее, этот день есть день зарождения благодатной новозаветной Церкви Христовой, когда полнота божественных даров через Святаго Духа — третьего Лица Святой Троицы, излилась на Церковь с тем, чтобы научить, дать разум ученикам Христовым проповедать по всему миру, утверждать истину. Они, казалось бы совсем не книжные люди, совсем простецы, абсолютно неученые в большинстве своем, стали мудрейшими богословами, риторами, которые уловляли красноречием, а прежде всего силой своих словес а на самом деле не своих, а божественных слов, которые изливались через их уста, многие тысячи и тысячи людей. И спустя не очень продолжительное время уже вся тогдашняя поднебесная Римская империя, все прилежащие страны, уже были просвещены светом Христовой веры. И все это благодаря тому, что Дух Святой даровал эту могучую силу бесстрашно дерзновенно проповедовать истину учения Христова.

Казалось бы по-человечески это очень странно. Но, тем не менее, там где действует Дух Святой, там невозможное становится возможным. И, конечно же, это еще и установление таинств, действующих в Церкви, через которые освящается человек, через которые просвещается душа человека, преображается и соделывается подобной ее Творцу.

Собственно ошибка очень многих христиан и современных в том числе, и об это писал святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорил о том, что очень бедственное зрелище представляют современные христиане, не знающие, в чем состоит суть христианства. И вот и ныне по сию пору люди ходят в церковь, люди приобщаются святых Христовых таинств, но не до конца понимают, в чем же назначение Церкви. Многие называющие себя православными, а таковых у нас большинство в стране, говорят, что им посредники не нужны, что им не нужны какие-то ходатаи о них перед Богом. Сами напрямую они общаются с Ним.

Но тем не менее, благодатная природа Церкви сокрыта от их сердечных очей веры. Потому что природа Церкви, она божественна. Конечно, она имеет и человеческую сторону, то, что составляем мы с вами. Но по мере нашего приращения ко Христу собственно мы и становимся членами Церкви Христовой. И наоборот, насколько мы проникаем в жизнь Церкви, именно в ее внутреннюю таинственную жизнь, тогда Церковь становится нашим домом, нашим земным отечеством, тем местом, где мы встречаемся с Богом, тем местом, которое является небом на земле.

В эту меру мы и становимся Христовыми и становимся причастниками Его божественной благодати. И ни каким иным способом невозможно не соединиться со Христом, не уподобиться Христу, потому что собственно дело спасения человека, тайна домостроительства спасения Христова она и завершается тем, что Господь основал Свою Церковь, чтобы в ней всякий человек мог унаследовать тот идеал, который Господь человеку дарует, вкусить тех плодов, насладиться и приобщиться им, этих спасительных плодов искупительного подвига крестной смерти и живоносного воскресения. Никаким иным способом это невозможно. Как говорят некоторые богословы, и смысл боговоплощения есть не только смерть и воскресение, но и основание Церкви, без чего спасение человека не было бы окончательно совершено.

И вот мы с вами уже живем в этом благодатном веке Церкви Христовой, когда всякий ищущий спасения, может этого спасения приобщиться, это Царство Божие наследовать, которое Господь уготовал любящим Его. Поэтому и мы с вами в этот спасительный день Пятидесятницы, празднующие сошествие Святаго Духа Утешителя, будем не только осознавать смысл его пришествия, но приобщаться его божественных благодатных даров, которые подаются только в Церкви Христовой, которых никаким иным способом человек не может получить.

Но и как велика наша ответственность. Ведь каждый из нас призванный Богом несет колоссальную ответственность перед Богом за то, как мы этим даром распорядились, насколько мы его осознали, насколько наша жизнь смогла стать той благодатной жизнью, которую собственно Господь от нас ожидает. Дай Бог, чтобы мы этими спасительными плодами Христова подвига воспользовались, восчувствовали эту радость жизни во Христе Иисусе, и чтобы Церковь подлинно стала нашим домом. Не тем домом в том смысле по земному, где мы можем встретить знакомых нам людей и попразднословить в течение всего богослужения, перемывая кому-то косточки и делясь очередными сплетнями. Безусловно, это не должно быть так.

Церковь — это то место, где мы уже предвкушаем небесное отечество и где мы ищем и обретаем нашего Небесного Отца, где мы подлинно ощущаем себя чадами Божьими. К чему Христос нас и призывает, чего мы да возжелаем всеусердно, чтобы молитва «Отче наш» была нашим сознательным обращением к Богу, этим воплем и дерзновенным предстоянием, когда мы говорим: Отче наш, называя Бога своим отцом. Будем и жить так, как чада Божии, чтобы нам не получить тот страшный голос, которым Господь говорит: отойдите от Меня все делающие неправду, Я никогда не знал вас.

Да не будет так. Аминь. Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)