Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до быть ко всем поч­ти­тель­ной. Будь лас­ко­ва, но не лас­ка­тель­на. Пок­ло­нись, да ско­рее ми­мо про­хо­ди.

преп. Амвросий

Ес­ли меж­ду на­ми про­и­зой­дет ка­кое-ли­бо не­до­ра­зу­ме­ние или нам по­ка­жет­ся, что нам де­ла­ют что-ни­будь пло­хое на­роч­но, на­до сей­час же поп­рос­ту объ­яс­нить­ся, и тог­да вся­кое не­до­ра­зу­ме­ние ис­чез­нет.

преп. Никон

Мол­чи пред все­ми, и те­бя бу­дут все лю­бить.

преп. Амвросий

Святителя Афанасия исповедника, еп. Ковровского Четверг 22-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы чествуем святого нашей русской Церкви, практически нашего современника. Скончался он в 1962-м году. Это святитель Афанасий, епископ Ковровский. Удивительный святой, потому что он разделил горечь той эпохи, все невзгоды, выпавшие на долю русского народа, особенно народа верующего, православного христианского народа.

Архиереем он стал в 34 года, но через год с небольшим он уже был арестован в 1922-м году вскоре после своей хиротинии. А освободили его уже в 1955-м году. Через тридцать три года фактически он с небольшими совсем коротенькими перерывами оказался на свободе уже совсем пожилым старцем. Фактически ему было уже почти 70 лет к тому времени. Но эту страшную горькую долю, которая выпала в его жизни, он принимал не только безропотно, но считал, что страдания за Христа есть величайшая милость Божия. И всякий раз он не только сам благодарил все эти долгие-долгие годы, почти всю свою сознательную христианскую и человеческую жизнь, не только сам приносил славословие Творцу каждый день, каждый миг своей жизни христианской, но и других своих соузников призывал благодарить Бога за то, что Господь сподобил пострадать за Его имя, считая это величайшей милостью Божьей и сознавая, что он недостоин этого дара но Господь так сподобляет пронести свой крест человеческий.

В этом есть некоторая параллель с сегодняшним Евангелием, когда Господь спал в лодке с учениками Своими, и вдруг началась буря среди этих вод Галилейского озера, готовая потопить лодку. Ученики в страхе, не ведая силы Творца еще окончательно, не до конца уверовав в Него как Создателя вселенной, не сознавая до конца Его всемогущество, в страхе возопили, говоря, что, Наставниче, мы погибаем. И Господь, ведавший все, приказал буре, и она улеглась. Установилась великая тишина. И Своим ученикам Он сказал: зачем вы усомнились, маловеры (Мф. 8, 23-26).

Так бывает в жизни каждого из нас. Те бури, которые воздымаются в нашей жизни, кажется, что они готовы нас вот-вот потопить, все это происходит с ведома Божия. Господь знает что и сколько Он попускает каждому из нас, давая нам, в самом деле, и закалиться в вере и укрепится в смирении, проявить мужество в своей душе, стойкость, верность, научится благодарности Богу, доверию Ему, безропотному крестоношению. Все эти дары Господь посылает нам щедро, но мы , к сожалению, очень часто малодушествуем.

В жизни святителя Афанасия этих горестей и невзгод, ссылок и пересыльных тюрем и лагерей было огромное множество. И страшно тяжелые работы, и бесчеловечные какие-то отношения персонала этих тюрем и лагерей, и нечеловеческие условия жизни, и тяжкие и горькие работы, в которых он провел многие-многие годы. Но все это закалило его душу, выплавило из него подлинного светоча Христова. Хотя он и любил богослужения, и написал много служб. Особенно известна его служба «Всем русским святым». Он был знаток устава церковного, очень любил богослужения, находя в них не только утешение, но глубины богословской мудрости в текстах богослужений. И вот он среди всех этих горестей никогда не унывал.

Нам по-человечески кажется, что с нами какие-то беды случаются, что это погубленное время, что это несправедливо, что все это так плохо для нас, и что жизнь должна быть радостной, безскорбной, светлой счастливой и беззаботной. Но как это ни парадоксально, именно за эти страдания мы сейчас изумляемся его подвигу, изумляемся его мужеству души, его стойкости, его непрестанной благодарности, верности и благоговению перед Богом. Именно это восхищает нас с вами, именно за это мы его прославляем за то, что он стяжал так много в этих скорбях. И, казалось бы, тех, кто жил беззаветно совсем рядом с ним в те же самые годы, где их имена, где память этих людей? Она совершенно бесследно исчезла. Мы не знаем, ни как они жили, ни как их звали даже.

И это удивительно для нас. Удивительно и поучительно одновременно, чтобы нам не унывать, чтобы наши скорби, страдания и беды, наши несчастья, как мы их называем и какими они нам кажутся, не поражали нас, не сотрясали наши человеческие глубины в том смысле, чтобы нам не противиться Богу. Но будем стараться, чтобы сотрясая нас, мы наконец-то оторвались от земли, пригвоздились к небесному, чтобы Небо стало целью, смыслом нашей жизни, чтобы мысль о Творце, непрестанное хождение перед Ним наконец-то укоренилось в наших с вами сердцах.

Поэтому взирая на жизнь этого великого удивительного святого нашей русской Церкви, будем и молиться ему одновременно, и чтобы он дал нам такую же крепость, такое же мужество, такую же благодарность и смирение перед Творцом, но и научаться из самой его жизни, не малодушествовать, не унывать, не роптать, не быть беспечными, но стараться все случающееся с нами принимать с благодарностью. Принимать как врачующую десницу Господню, как то, что Господь хочет даровать нам, видеть действительно подлинность Своей милости, милующий нас, желающий выжечь из нас скверну греха, все пороки наших страстей, очистить нас, соделать чистыми святыми, чтобы мы действительно могли войти в Его Царствие, куда ничто нечистое войти не сможет.

Поэтому именно так будем относиться к своим скорбям, прося подвигоположника Христа укрепить нас, утвердить, очистить так, как Он считает это нужным и возможным. И молить этого святого, которого мы так благочестно чтим, святого Афанасия, епископа Ковровского, дать и нам хотя бы малую часть того мужества, той же благодарности того же смирения, как он имел.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)