Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое ны­не нас­та­ло вре­мя! Бы­ва­ло, ес­ли кто иск­рен­но рас­ка­ет­ся в гре­хах, то уже и пе­ре­ме­ня­ет свою гре­хов­ную жизнь на доб­рую, а те­перь час­то бы­ва­ет так: че­ло­век и расс­ка­жет на ис­по­ве­ди все свои гре­хи в под­роб­нос­ти, но за­тем опять за свое при­ни­ма­ет­ся.

преп. Амвросий

Гре­хи как грец­кие оре­хи – скор­лу­пу рас­ко­лешь, а зер­но вы­ко­вы­рять труд­но.

преп. Амвросий

Ес­ли бы приш­лось ко­му и претк­нуть­ся, пасть не­на­ме­рен­но, не­доб­ро­воль­но, он ув­ра­чу­ет­ся по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, соз­на­ни­ем сво­ей не­мо­щи, ес­ли не от­ка­жет­ся впредь бо­роть­ся с со­бой, с бо­рю­щим нас гре­хом. Та­ко­вый, аще и па­дет,– восс­та­нет и ус­то­ит в сво­ем ос­нов­ном нап­рав­ле­нии, не про­да­вая се­бя гре­ху.

преп. Никон

Святителя Никиты, затворника Печерского  Суббота 6-ой седмицы по Пасхе 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем человека, который своей жизнью показал всему миру величие славы, благодати и помощи Божьей для всех тех, кто сомневается в существовании Бога, в существовании сил бесовских, которых вроде бы нет. Ведь первый обман бесов, который они внушают человеку, это — нас нет. А раз нас нет, нет и Бога, Который нас создал. И многие, поверьте, очень многие люди в это верят, но почему-то потом начинают служить сознательно именно бесам, а не Богу.

И вот жизнь святого Никиты Новгородского как раз и показывает вот эту нашу предрасположенность ко злу, то есть нашу слабость души, нашу немощь — на сколько она слабая без помощи Божьей. Он родился в 1051-ом году в Киеве, и был одним из первых пострижеников Киево-Печерской Лавры. Но такая была ревность по Богу у этого человека, молодого юноши, что он сразу же обратился к игумену своего монастыря Никону с просьбой дать ему уединенную келию и уйти в затвор. Хотя старец ему говорит, что ни в коем случае этого нельзя делать, так как ты не искусен, ты неопытен, ты не прошел еще никакого искуса. Ты не знаешь, как сражаться, потому что здесь в духовной борьбе существуют свои определенные навыки, которые должен знать человек, даже уходя в затвор. Мало одной ревности.

Сколько встречается людей, которые приходят в храм даже в нынешнее время, очень рьяно и ревностно приступают к исполнению христианских обязанностей. И иногда обнаруживается такая вещь, что, в конце концов, в течение короткого промежутка времени они полностью отпадают от веры, потому что они начинают фанатично исповедовать православие, но в какой-то его извращенной форме. Говоришь человеку: не торопись, остепенись, не бери такой большой подвиг на себя, такое большое молитвенное правило. Лучше мало, но постоянно. Человек не слушает, говорит: нет, у меня горение, у меня желание. То есть, я столько лет жил без Бога и вот сейчас хочу наверстать упущенное. Не надо этого делать. И вот пример святого этого показывает.

Он все равно пошел по своей собственной воле, и вопреки благословению настоятеля игумена, ушел в затвор. Закрылся в келии, и все … . И к чему это привело? Буквально в течение нескольких дней он услышал голос, который начал говорить ему всякие слова. Он подумал, что это благодаря молитве его, благодаря его юности, чистоте и невинности явился ему Господь. Но тот, кто под видом Господа с ним разговаривал, говорит: я не могу тебе явиться, я пошлю тебе своего ангела; слушайся во всем его, и он будет за тебя молиться. Явился ангел, и он видел его рядом с собой молящегося постоянно, каждый день. Он постоянно день и ночь за него молился. У него вид был такой. И он говорит: а ты не молись, ты читай книги Ветхого Завета. Именно Ветхого, а не Нового Завета, и отвечай людям, которые будут приходить к тебе. Так он и поступал. И действительно ему открылся, как все думали, дар прозорливости и пророчества. К нему приходили люди, он давал советы, но все из Священного Писания Ветхого Завета. Из Нового Завета он категорически ничего не говорил. Простых людей это не трогало, а зато для монахов, которые молились всем монастырем за душу погибающего брата, это было знаком бесовской прелести.

Что такое бесовская прелесть? Это когда человек живет в особом состоянии. Ну, выйдя на улицу за монастырь, можно посмотреть, как весь мир живет в таком состоянии, что каждый прав, а мой сосед не прав; я все делаю правильно, а все вокруг неправильно. И отсюда идет и осуждение Патриарха и всех других начальствующих и так далее.

Звонят во мне человек и говорит: батюшка, готовится революция. Спрашиваю: кто, где? У нас в Козельском районе не готовится никакой революции, у нас люди работают и служат в армии. Может быть, у вас в Москве от безделья большого, или в Питере или в другом большом городе вы не знаете, куда деть свое время? Вам хочется походить по улицам с транспарантами? Так почитайте историю, чем заканчивается любая революция. К чему это безделье приводит. Вот житие святого царя Николая. Та же самая картина. Царь радеет обо всем, тихо проводит реформы все. Все тихо гладко проходит, а народ находится в революционном состоянии. Что, царь виноват? Во время советской власти нас всех обучали, что царь виноват, что он слабый, немощный, трусливый. То сделал не так, здесь не настоял на своем. А чего настаивать, если народ не хочет. Он умный человек, мудрый человек. Все его реформы были не как коса по сердцу, а очень тихо и незаметно. Сколько он сделал для державы. Столько же, если не больше, чем великий царь Иоанн Грозный. И вот это наше безделье к чему приводит? Мы стремимся непонятно к чему. То есть мы хотим жить по своей собственной воле.

И вот к чему эта жизнь привела? Что, слава Богу, монахи нашли, настолько была святость у них, сила и вера в Божью помощь, что они своими молитвами, смотрите, что они сделали. Они не смогли сначала его спасти. Они сначала отогнали беса от него своими святыми молитвами. Представьте и наш народ. Сколько надо бесов от нашего народа отогнать. Почему священники просят: идите в храм Божий, идите на исповедь и святое причастие для того, чтобы как можно больше отогнать от нашей великой страны бесов. Потому что не люди грешат друг перед другом, а люди, слушая бесов, которые им прислуживают, выполняют их бесовские злые пожелания. Они все нам вредят. Людей злых не существует. Есть только добрые люди, но которые, к большому сожалению, своему по своей слабости или по своему слабоволию и неверию допустили близко к своим душам бесов, которые их уничтожают. Уничтожают не только их, но и все вокруг них.

И вот, отогнав беса от молодого инока Никиты (будущего святителя), они потом вывели его. И когда начали с ним разговаривать, то обнаружилось, что он вообще-то и читать-то не умеет. Его заново пришлось учить грамоте, потому что он даже читать не умел. Но благодаря тому, что человек имеет вот это ревностное желание жить по Богу, и Господь видит чистоту его сердца, да, он проявил неосторожность, невнимательность, быстроту в каких-то своих действиях, непослушание. Но Господь, видя его чистоту в его сердце, очень быстро его исправил. И в дальнейшем за его великие раскаяние в своем поступке он даже удостоился от Бога быть святителем Новгородской кафедры. Бывает такое, что часто слышишь: батюшка, я в храм пришел, потому что был у ведьмы или у знахарки; и вот она мне помогла. Господи, помилуй! Слушаешь такие страшные вещи и удивляешься. Неужели человек не понимает, не слышит, что он говорит. Господь все злое переводит в добро, но никак не наоборот. Поэтому даже вот этот поступок, который с ним произошел, Господь перевел в доброе.

И теперь даже всей своей будущей жизнью святитель Никита показывал, что как велик грех павшего человека, так и велико покаяние и велика слава, которой удостаивает Господь человека, который стоит на пути жизни любви к Богу. И вот за свою любовь и хранение всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада. И даже в своей жизни святитель удостоился дара чудотворения. То есть он низводил дождь во время сухой погоды, спас город Новгород от великого пожара, который произошел там. Он был прославлен во время нашего царя Ивана Васильевича Грозного. И уже во времена после прославления случилось такое чудо.

Засомневались новгородские люди в том, что действительно его мощи нетленные, хотя мощи его почивают до сих пор в Новгороде в соборе в нетленном виде. И тогда священник для удостоверения этого пригласил всех главных людей города, открыл мощи, приподнял лежащего святителя Никиту и посадил его. Показав, вот смотрите, раз вы не верите. Вот, то есть насколько люди верующие, а что про нас говорить. А тогда люди вроде бы церковные, богобоязненные, и те не поверили, потому что тогда была ересь Феодосия Косого, который отвергал поклонение святым мощам, поклонение иконам, святым образам и так далее. И вот на глазах у всех он посадил святителя. То есть он показал — вот перед вами человек, который почил четыреста лет назад, смотрите, что с ним. Да, все удостоверились, что действительно святой. Но поверьте, нам не нужно такого свидетельства о святости Божьей, о святости Божьих угодников. Мы должны во все это верить. И поэтому сподобимся святыми молитвами святителя Никиты Новгородского, благодатью Господа и Спаса нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом и Святым Благим Животворящим Духом, честь хвала и слава подобает Господу и всем святым угодникам Божьим ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)