Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­щенья про­сить труд­но то­му, кто горд. Ди­а­вол то­же не уме­ет и не лю­бит про­сить про­щенья.

преп. Анатолий

Ес­ли силь­но про­яв­ля­ют­ся гнев, ро­пот, то это вер­ный приз­нак ду­ши гор­дой. Сми­рись, уко­ри се­бя, и си­лен Гос­подь по­дать ру­ку по­мо­щи и уте­шить.

преп. Анатолий

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

ПАМЯТЬ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Суббота 29-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляем с праздником великого и любимейшего нашего святого Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Вчера на всенощном бдении мы особенным образом пели ему величание. Мы пели: «величаем тя, святителю, отче наш, Николае». Конечно, это не совсем точно по церковному уставу, но церковное сознание выше церковного устава. И именно великая любовь и сознание того, что святитель Николай является для нас одним из самых-самых близких людей, святых, побудило церковный собор петь величание именно таким образом.

Почему в России, хотя святитель Николай не наш соотечественник, он почитается, наверное, более всех других святых. Хотя, конечно, у нас много святых, которых мы любим всей душой. Здесь в Оптиной мы, конечно, любим преподобного Амвросия, старцев Оптинских. Они тоже одни из самых близких нам святых людей. Мы конечно любим Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Предтечу, Иоанна Богослова, Иоанна Кронштадтского, Матрону Московскую, но и многих других, кого мы безмерно любим. Всех их мы перечислить не можем. Но все-таки святитель Николай, хотя он по времени своего жития был очень давно и не является нашим соплеменником и соотечественником, однако мы его любим вот с такой великой силой. Необыкновенно он нам близок. Почему так?

Конечно, без вразумления от Бога, без благодати Святаго Духа вообще никакой любви не бывает божественной. Именно по воле Божьей это происходит, и происходит это не случайно, потому что такой любящий сердобольный отец, как святитель Николай, навряд ли еще такой существует. Возьмем как пример всем известный случай, который буквально описан во всех его жизнеописаниях. Конечно, сейчас издаются все новые и новые тома чудес святителя Николая, которые и сейчас продолжают безмерно и без числа помогать всем людям, верующим и призывающим его на помощь. Но этот случай известен всем. Когда святитель Николай, узнав о том, что отец хочет своих дочерей отдать на скверный блуд, потому что нет у него средств, чтобы выдать их замуж, так как требовалось приданое, он тайком каждой из этих дочерей поочередно подбросил узелки с золотом. Это дало возможность отцу выдать своих дочерей замуж за хороших порядочных людей.

На что нужно особо обратить внимание в этом случае? Если смотреть поверхностно, то вроде бы ничего особенного. Но вот поразмыслите, даже если не архиерей, а какой-то обычный приходской священник, который куда лучше знает свой приход, нежели архиерей знает свою большую паству. И вот кто-то из его духовных чад или членов его прихода попадает в подобную ситуацию и хочет ради жизни земной сделать какое-то скверное дело. И как бы действовал этот священник? Конечно, он, исполняя свой пастырский долг, пошел бы и начал бы на основании учения Священного Писания, святых отцов наставлять и вразумлять человека, что так делать нельзя, что это противно духовному смыслу, это не для спасения. И вообще земная жизнь это не самое главное. Конечно, все это правильно. А как сделал святитель Николай? Он просто молча тайком оказал людям помощь, ни в чем никого не убеждая, не доказывая, сделал реальное дело.

Вот это настолько яркий пример для всех нас, настоящей, божественной, не человеческой, а божественной любви. Ведь Сам Христос сказал, что пришел, чтобы не Ему послужили, но да Он послужит всем. Не только сказать слова проповеди Евангелия Спасения, но и послужить людям, прослужить Своим трудом. И Христос Сам это служение показал в Своей жизни. Мы помним, как Он приходил по приглашению к нуждающимся, страждущим в их дома и исцелял. Он не говорил: вот, сколько Меня окружает народа, Мне надо говорить слово спасения, пусть сами ко Мне приходят. Нет, Он Сам приходил, Сам совершал труд этого путешествия и исцелял тех, кто нуждался в милости Божьей и веровал во Христа.

И вот святитель Николай воистину явился подражателем Христа, а мы должны быть подражателями святых и конечно нашего любимого небесного покровителя святителя Николая. И поэтому по жизни мы должны это подтвердить, запомнить, положить в своих сердцах. Вот бывают подобные случаи, когда человек обращается к нам за помощью. И мы должны не только словом ему помочь, не объяснить ему что-то, а просто молча, ничего не говоря, помочь ему самим делом. Это золото, которое подбрасывал святитель Николай бедному отцу, конечно, не было взято из какого-то хранилища, где это золото просто лежало целыми грудами, и ему его девать было некуда. Он, быть может, сразу подбросил его на всех трех дочерей, если бы оно у него было. Ему даже для того, чтобы приобрести это золото, нужно было наверняка совершить какой-то большой труд.

Вот мы, кстати, знаем, что святитель Спиридон, чтобы выручить одного купца и одолжить ему деньги, превратил змея в золото и одолжил ему. А когда купец вышел из этого затруднения, он обратно это золото обратил в змея и этим показал свою полную нестяжательность, не имел ни гроша за душой. Святитель Николай, конечно же, был таким же. В житии не написано, мы поэтому не знаем, какие труды он предпринял, чтобы раздобыть эти средства, чтобы помочь человеку. Но ясно, что не от избытка имений он их дал, а все свое житие, как вдовица две лепты вверг. И не только то, что у него было, что ему пришлось потрудиться и это достать.

И вот мы с вами должны постараться запомнить и уложить в наше сердце этот прекрасный великий возвышенный пример, что нужно нам также относиться к ближним. Просят нас о помощи — мы должны обязательно человеку помочь. Конечно, мы видим свое жесткое эгоистичное сердце и понимаем, что без Божьей помощи это сделать невозможно по многим примерам нашей жизни. И что мы на исповедь приходим и каемся, в том числе в тех случаях, когда мы не оказываем нашим ближним ни помощь, ни даже снисхождение. Но с Божьей помощью возможно все. Невозможное человеку, возможно суть от Бога, говорится в Священном Писании. И святитель Николай тоже не какой-то своей силою совершает все эти превеликие и бессчетные чудеса, которыми   каждый из нас пользовался и имел в своей жизни.

Нет, вот сегодня в апостольских посланиях, которые прозвучали на литургии, читали прекрасные слова, на которые, к сожалению, мало кто обратил внимание, потому что апостольские послания воспринимаются чаще всего не очень глубоко на слух. Слова эти таковы: «Бог да совершит вы во всяком деле блазе. Сотворите волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним, Иисус Христом» (Евр. 13, 20 — 21). Вдумайтесь, пожалуйста, в эти слова. В них говорится, что не мы, но Бог, дивен Бог во святых Своих, Бог в нас совершает Свою божественную и святую волю не нашей силой. Сказано в Псалтири: «Не изыдеши, Боже, в силах наших». Не нашей силою, но силой благодати с помощью Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Почему в нас не совершается эта божественная сила, как в святителе Николае и в прочих святых? За нашу гордыню, потому что мы не имеем в сердце сознания, что не мы это, но Бог в нас. Только Божьей силою и с Божьей помощью совершается в нас что-то доброе. Умом мы, конечно, от части это понимаем, а сердце наше пока не смиренно. А то, что Бог в полноте мог действовать в святых, в святителе Николае, это о том говорит, что они имели столь глубокое смирение, что совершая столь великие добродетели, милость, они при этом ничего о себе не мнили. Вот это есть основа всякой святости. Вот это мы должны запомнить раз и навсегда что является главным препятствием в нашей духовной жизни.

И вот святитель Николай, подобно Божьей Матери, он всегда осознавал, что призре Господь на смирение его, на его сознание, что он без Бога ничто. И вот это сознание и давало в нем действовать, совершаться силе Божьей, как сказано в Псалтири: «О Бозе сотворим силу». И вот мы, дорогие о Господе братья и сестры, любя святых, а значит, имея обязанность им подражать, мы с вами в первую очередь должны учиться смирению святых. Как Господь сказал: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Если мы смирению святых будем учиться, это не значит, что мы не у Господа учимся, потому что Господь в них действует. У Господа и учимся, глядя на святых. И вот пример смирения в сказанном ныне случае именно таков.

Вообще что еще такое смирение? По своему составу это значит быть с миром Божьим. И вот когда мы думаем о том, как нам ответить на просьбу ближних, как им оказать помощь, мы должны избирать мирный путь. Как сказано: направи нози наши на путь мира. Мы должны избирать мирный путь, то есть, вдумываясь, размышляя о том, как лучше по Божьей воле, не по нашему уму, как нам кажется, а по Божьей воле помочь человеку, мы должны смотреть в свою душу, чтобы Божья благодать в этом случае нас утверждала, что мы сделали правильный выбор. А как это происходит? А так, что когда мы принимаем решение и чувствуем, что мир Божий в нашей душе и мирное устроение и мирный дух сохраняется при этом, значит, мы приняли верное решение. И это свидетельство мы должны иметь всегда. Ведь недаром еще царь Давид говорил: «Дух твой благий наставит мя на землю праву». Если в Ветхом Завете это было даже доступно людям, то, тем более здесь, в новой благодати. Апостолы прямо об этом говорят: «Елицы Духом Божьим водятся, сии суть сынови Божии» (Рим. 08, 14).

Вождение Святаго Духа это казалось бы такая сложная тема для мирского человека. Но я скажу — нет. Мне приходилось дважды беседовать с людьми, которые как бы совсем на беседу по этой теме не подходили. Один раз с какими-то военными чинами, мирскими людьми. Из них воцерковленных было только двое. И все они, по крайней мере, сказали, что глубоко поняли этот смысл. Один раз с детьми лет десяти из Козельской гимназии. И те тоже, безусловно, по своим ответам было понятно. И они этот вопрос поняли. И нам тем более людям воцерковленным уже в зрелом возрасте не трудно это понять, что мир Божий, мирное состояние души, которое мы обязаны хранить …. И Серафим Саровский прямо нам сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы должны это мирное устроение всегда сохранять. А для этого все наши решения должны сообразовываться с сохранением внутреннего мира, чтобы не было смущения. И если мы чувствуем смущение, то каким бы справедливым наше решение не казалось, мы не правы. Мы не покоряемся и нарушаем волю Божию.

Конечно, сразу все не получится, но наш жизненный путь по милости Божьей рассчитан чаще всего на многие годы. И вот эти годы надо посвятить тому, чтобы снискать благодать Святаго Духа, то есть цели нашей жизни. Не какой-то другой цели. Ни на чем-то внешнем, ни на чем-то другом стараться сильно не сосредотачиваться, а все внутренние силы посвятить именно этому, чтобы созидать внутренний мир, избегать всякого смущения в душе, чтобы стараться всегда в этом свете божественного мира поступать по воле Божьей. И мы будем молить, конечно, святителя Николая, нашего скорого помощника, который обязательно услышит наши молитвы, не только о том, чтобы он сохранял нас в каких-то путешествиях, чтобы помогал найти работу и другие какие-то бытовые дела. Об этом тоже молиться нужно, как же без этого.

Но это пусть будет не главным, а главным то, чтобы святитель Николай нас наставлял на правильную мудрую духовную жизнь, чтобы через смиренное прохождение послушания Богу посредством благодати мы ее стяжевали, тем самым обоживались. И чтобы внутри нас созидалось Царствие Божие, которого мы да сподобимся в будущей жизни со всеми святыми, со святителем Николаем. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)