Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­тая Цер­ковь гла­сит: пост есть не бра­шен оша­я­ние, но злых от­чуж­де­ние, удер­жа­ние язы­ка от празд­нос­ло­вия и пе­ре­су­дов, ох­ра­не­ние от разд­ра­жи­тель­нос­ти, по­хо­ти от­ло­же­ние и лжи и льс­ти уда­ле­ние. И кто так пос­тит­ся, то­го пост при­я­тен бы­ва­ет Бо­гу.

преп. Антоний

Пос­ты неп­ре­мен­но на­до соб­лю­дать, в сре­ду и в пят­ни­цу, и весь Ве­ли­кий пост. Неп­ре­мен­но пос­ти­тесь!

преп. Анатолий

Удер­жи­вай се­бя от сне­ди и пи­щи сколь­ко мож­но и ста­рай­ся ку­шать уме­рен­но лег­кой и из­ве­ст­ной пи­щи.

преп. Лев

Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Удовольствие — вот бог мира сего. Наш же Бог христианский — это совершенно другой Бог. Это Бог труда, смирения, любви и милосердия. И вот добродетель милосердия стоит превыше. Она высшая в ряду других. И кто исполняет заповедь Христову о милосердии и о любви, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше человеческое рассуждение, это Господня воля, это учение слова Божия. Апостол Павел говорит: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. И какие чудесные плоды приносит эта святейшая заповедь Божия.

Сегодня мы вспоминаем память человека, который как раз явил миру пример исполнения этих заповедей любви и милосердия. Господь в Священном Писании сказал: трудно войти богатому в Царство Небесное. Он не сказал, что невозможно войти. Он сказал, что трудно войти. Если бы Он сказал, что невозможно, тогда всте люди, которые имеют богатство, не имели бы никакой надежды на то, что они спасут свои души. Но нет у Господа неправды. Он вся правда, и вся истина в Нем, поэтому никого на земле Господь не лишает Царства Божия, только если сам человек не захочет этого, он сам себя может его лишить. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, все до одного.

Вот вам такой пример, как действует благодать Божия в людях. Когда святая княгиня Елизавета пришла в темницу к убийце, который убил ее мужа, она сказала ему о том, что она подала прошение царю о том, чтобы он его простил. И спрашивает ее убийца: зачем вы это сделали? Она ему отвечает: я хочу, чтобы вы тоже, как и я пришли домой к своей жене, погладили своих детей по головке, сказали им слова любви и услышали от них слова любви. Чтобы вы жили тоже такой же жизнью, как и я жила до этого момента, как и сейчас. Вот почему в людях живет такое милосердие и любовь, а в других нет? И этот человек сказал: нет, я не пойду на эти условия. А условие было такое, что царь сказал, ответил на ее прошение такими словами: я его прощу только при том условии, если он сам попросит у меня прощение. Но этот убийца сказал: не буду я просить прощение. Мол, то что я сделал, то сделал, а сделал то, что надо было сделать.

Вот оно безумие этого мира. То есть человек вообще не дорожил ни своей смертью, ни жизнью. Ничем не дорожил. Вот это такое состояние, когда человек сам себя ставит в такое положение. Он не хочет ничего. Это бесовское наваждение, которое он принял. Пошел бы он к батюшке, посоветовался с тем, что я хочу сделать то-то и то-то. Но этот человек не сделал, потому что он как раз человек этого мира, а не Божьего. И какое же милосердие, какая любовь была в сердце у святой княгини Елизаветы, что она сказала такие слова. Она желала ему от всей души мира, счастья и любви, и ничего более.

Заглянем каждый в свое сердце. А есть ли у нас такая любовь друг к другу, к соседке, которая себя плохо ведет, или к начальнику, который обижает. Есть ли у нас такая любовь? И вот такая любовь была как раз у святителя Николая. Помимо земного сокровища, которое имел святитель Николай, так как он из богатой семьи, он еще обладал тремя сокровищами, превосходящими все земные сокровища. Он имел сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая из любви ко Христу свое богатство бедным, он сам обеднел. Но те три сокровища, которые он имел, только приумножались. Чем больше веры он отдавал людям, тем богаче становился верой. Чем больше ревновал он о правде Божьей, тем полнее становилась его душа и богаче. И чем больше милосердия изливал он на людей милости Божьей, через него проистекающей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие — вот те небесные сокровища, которые при отдаче только приумножаются.

Будем помнить об этом и не жалеть себя, для того чтобы эти сокровища раздавать налево и направо. И вот  это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и нам всем, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, что прославляющие сегодня святителя Николая, что ему приятнее отдавать вам, нежели принимать от нас. Вера святого святителя Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. И он доказал это в Никее, когда ударил рукой епископа Ария, за что и был наказан. Но потом по чуду Божию был восстановлен в святительском сане. Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Это он показал, когда, не боясь каких-то прещений от начальства, гордо на глазах у самого этого начальства вырвал из рук палача меч, которым хотели казнить трех абсолютно невинных мужей.

Милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Самого Христа. Мы все с вами знаем, что прибегаем в любых трудностях жизни к первому, к святителю Николаю. Этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен ко всем Своим верным слугам. Но кроме этих трех вещей, кроме веры, правды и милосердия он еще имел кое-что, а именно кротость, воздержание, пост, молитва и смирение. Как же тяжело людям не нашего мира понять, что смиренным дает Господь благодать, а гордым противится. Это трудно понять. И вот надо нам так жить, чтобы действительно вот эта заповедь вошла в наше сердце, что только смирением можно открыть небеса. А доказывая, какой я хороший, какой великий и ужасный, ничего этим никого я не напугаю, и никого я этим не удивлю. Таких людей в мире миллиарды. А людей, которые живут ради других, которые отдают свою жизнь ради жизни других, таких единицы. И именно это малое стадо, которое сохраняет мир на земле.

Святитель Николай не писал книг, не пролил своей крови за Христа, но почему он все-таки больше почитается, чем большинство святых в мире? И вот это дело промысла Божия. Этим благой Господь хотел нам показать, что Он не только возводит на небеса мучеников или мудрых богословов, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких людей среди нас, верующих, есть какое-то количество. И они все скрывают свои дары, потому что истинный любящий милосердный человек не показывает на показ своих дел, так как написано в Священном Писании, что нельзя этого делать. Делай все тайно, и Господь воздаст тебе явно. И вот такой пример такой жизни тайной — это наш народный святитель, совершенный образ тех, кто слышит слово Божие и спешит исполнять и научить своим примером других людей. В этом причина того, что угодник Божий Николай почитаем гораздо более сонма всех учителей и мучеников. И это основание ля того, чтобы Церковь посвятила ему кроме этого дня еще несколько праздников в году.

Все, что было у святителя, он отдал людям. И тем самым он показал, что мы, отдавая все, получим у Господа гораздо больше духовных дарований, чем мы бы ожидали. А будем с вами печалится не о том, что имеем, а о том, что нам не хватает. Не будем печалиться, что нам не хватает каких-то земных благ, и утешений, как печалится весь мир, что не поехали туда, не увидели того, не попробовали этого. И человек живет в таком ненасытном мире, и он не может насытиться, потому что хозяин мира сего — сатана. Он так устраивает, что человек всегда голоден и не может насытиться, потому что он отец лжи, и все он лжет. Он говорит, а ты поезжай туда, посмотри то, попробуй это. Человек все это делает. И в этой погоне за этим забывает о самом главном, о своей душе. Он тратит свое драгоценное время на пустое, а потом теряет и самою душу.

Так вот, будем печалиться не о том, где мы не были или что мы не попробовали, а будем печалиться о том, что мы Богу еще не отдали, что мы не торопимся что-то прибавить к своим усилиям в духовной жизни. Где наш пост, где наша молитва? Где наше смирение, где наша любовь и милосердие? Где наша помощь близким и где наша жизнь, полная самоотдачи другим людям? Не для того Господь создавал Церковь, чтобы мы, находясь в ней, ублажали самих себя. Церковь Христова для того и существует, чтобы мы в ней себя отдали Богу и людям Божиим. И вот тогда мы получим от Бога все, что есть у Него.

Будем же учиться этому у святителя Николая как жить ради Бога. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)