Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ос­тавь об­ман­чи­вую мысль, что ты в от­да­лен­ном мес­те бу­дешь сми­рять­ся и бу­дешь пе­ре­но­сить вся­кое поп­ра­ние и уни­чи­же­ние, а луч­ше сми­рись в нас­то­я­щее вре­мя и в нас­то­я­щем мес­те, где жи­вем, и счи­тай се­бя мыс­лен­но под но­га­ми всех, т.е. счи­тай се­бя дос­той­ною вся­ко­го поп­ра­ния, и уни­чи­же­ния, и до­саж­де­ния.

преп. Амвросий

Про­ще­ние пре­по­да­ет­ся тем толь­ко, кто счи­та­ет се­бя ви­нов­ным. Сми­рись пред Бо­гом и людь­ми, и Гос­подь те­бя ни­ког­да не ос­та­вит.

преп. Никон

Сми­рен­но счи­тая се­бя всег­да, до са­мой смер­ти, спо­соб­ным ко вся­ко­му гре­ху, к ма­ло­му и боль­шо­му (по на­ше­му по­ни­ма­нию), на­до усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду о по­мо­щи, „да не вни­дем в на­пасть". Са­мом­не­ние не за­бо­тит­ся о хра­не­нии се­бя и бы­ва­ет при­чи­ной ве­ли­ких па­де­ний; соб­лаз­ны бе­рут верх и низ­ла­га­ют че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Святителя Тихона Задонского Суббота 13-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем память того, кого у нас на Руси называют русским Златоустом. Есть таланты на земле, есть талантливые люди на планете, но наша земля русская тоже богата своими талантами, которые ни чем не меньше имеют веса, памяти, почтения, чем кто-либо другой на планете.

И вот святитель Тихон Задонский, его же память ныне совершаем, столько много сделал для нашей матушки России, что трудно даже переоценить его наследие, которое он нам оставил. Одно из самых первых научений для человека является чтение «Жития Святых». Кто из нас с вами может сказать, что в этом году хоть что-нибудь прочитал. Батюшки спрашивают у людей на исповеди и к огромному сожалению убеждаются, что почему-то практически никто не читает этого, не читают жития святых. А это и есть то самое простое в помощи научения, которое помогает жить нам так, как надо – по заповедям Божиим, в добродетелях. И вот какую же жизнь прожил этот святитель, что когда он почил, я, когда читал его завещание, и оно начиналось так: Слава Богу о всем. Это какую же жизнь человек прожил, какую благодать в душе стяжал, что даже по упокоении своем благодарит Бога за все.

Так за что же благодарил святитель Господа? «Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию. Слава Богу, яко меня падшего искупил. Слава Богу, о мне недостойном промышлял, Слава Богу, яко мене согрешившего в покаяние призвал. Слава Богу яко мои очи сердечные просветил. Слава Богу яко подал мне в познание святое имя Твое. Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего. Слава Богу, яко помогал мне во многих различных искушениях, бедах и напастях. Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях меня сохранял. Слава Богу, яко меня от врага дьявола защищал. Слава Богу, яко меня отечески наказывал. Слава Богу, яко меня заблудшего обращал. Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой Суд, да того боюсь и каюсь за грехи мира. Слава Богу, яко объявлял мне вечную муку и вечное блаженство, да того, бедный я, поищу. Слава Богу, яко о прочих Его благах, которых мне к содержанию и утешению моему подавал. Столько я от Него получил благодеяний, сколько вдыхал. Слава Богу о всем.»

И это пишет человек очень вспыльчивого характера. Он очень часто менял своих келейников, никак не мог ужиться. И он так себя смирил до зела, что когда он видел, что келейник чуть-чуть раздражался, он тут же, святитель, падал келейнику, простому человеку, в ноги, делал земной поклон и со слезами испрашивал прощения. И это было не напускное, это не бравада какая-то, а это следовало от души. Вот так он преклонялся перед образом Божьим в каждом человеке, который есть. И нам оставил этот опыт. Как-то он разговаривал с одним неверующим дворянином, и чем громче говорил этот дворянин, тем тише говорил святитель. А это того еще больше раздражало. И только тогда, когда он упал ему в ноги и стал просить прощения за то, что он довел его до этого состояния, тот человек извинился, Божья благодать коснулась его, и он стал настоящим христианином, благодаря смирению, любви и молитве святителя.

Это нам пример, как поступать. Не бойтесь делать перед своими родителями земной поклон. И кто из нас может сказать, что хоть раз в жизни это сделал? Пришел, упал в ноги: спасибо мама, спасибо папа, спасибо вам за все, что вы для меня сделали. Я думаю, что мало кто может этим похвастаться к нашему сожалению. Потому что почему-то в нашем народе куда-то исчезло это поклонение родителям, это угождение. Ну да, мы начитались вольнодумных всяких революционных идей, что не нам кому-то угождать. Мы свободные люди, поэтому, что это за такое слово «угождение». Оно не должно быть в рационе нашего языка. А вот нет, должно быть. Должно угождать родителям, угождать Богу. Родителям, яко Богу, потому что отец в семье это священник домашней церкви, это образ Божий дома. Поэтому надо почитать родителей. А если это упустили, ничего страшного. Пока мы находимся в теле, мы имеем возможность для спасения.

Вот недавно в разговоре с людьми другой веры затронули вопрос. И оказалось, что у них там в вере в аду можно покаяться. Вот такая интересная вера. У нас же как – согрешил, тело потерял, душа пошла в ад, и ждет только милости Божьей. И все. А сама она каяться уже не умеет. Иначе получается какое-то несоответствие: бесы бестелесные не могут каяться, а душа человеческая бестелесная может каяться. Где логика в этих измышлениях? Нет никакой логики. Поэтому святые отцы говорят, что только находясь в теле, душа может покаяться. А когда душа без тела, она уже лишается возможности каяться. Она или радуется, или мучается, проклинает всех и вся за то, что она оказалась в таком неблаговидном месте, ибо она этого не заслужила, как ей кажется. Но это не так, потому что все мы знаем, все мы предупреждены, что нас ожидает и чем все закончится, а почему-то просто не верим.

В книге "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" говорится там о четырех грехах, в которых человек должен каяться каждый день. Вот там гордость, тщеславие, нелюбовь к Богу, ненависть к людям. А четвертое – неверие в слова Священного Писания. Спрашивает священник на исповеди: а что, читаешь ли ты, брат или сестра, Евангелие? Да нет, батюшка, не читаю, может быть только изредка иногда. А как же, это и есть слово Божие, это есть слово нашего спасения. Как же можно чему-то научиться, если ничего не изучаешь? Вот в нашей России сейчас ничего не изменилось со времен святителя Тихона. Упал железный занавес, и то же самое открылось у нас преклонение перед западом. Нечему там кланяться. Все, что там было хорошее, мы уже давно взяли. Осталось только одно нехорошее, вся эта любовь к роскоши, к неге, удовольствиям. Ничего хорошего это нашему народу не принесет. И милость Божия, что наш народ верующий божий, воцерковленный наедается всем этим. Прошли те годы, когда мы безудержно сидели у телевизоров. А теперь очень редко услышишь от людей, что вот, батюшка, сижу и смотрю сериал. Люди наигрались этим. Это действие благодати Божьей, что мы поменялись.

Недавно священник был у детей, и спрашивал у них: какие самые главные два греха нашего народа? Дети ответили: жадность и зависть. Вот святитель говорит о зависти так: зависть это печаль о благополучии ближнего. Это святитель Тихон приводит слова святителя Василия Великого. И вспоминая Каина и старшего брата из притчи о блудном сыне, пишет: так зависть и братнее благополучие на свое меняет неблагополучие.

Наше внимание заострим на этом, и будем как бы оберегать себя от этих двух вещей – от жадности и зависти, по словам святителя Тихона Задонского, его же память сегодня совершаем. И его святыми молитвами, Господи, спаси и сохрани нас грешных.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)