Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не сле­ду­ет до­би­вать­ся че­ло­ве­чес­кой прав­ды, ищи толь­ко прав­ды Бо­жи­ей.

преп. Никон

К празд­ни­ку всег­да враг ста­ра­ет­ся сде­лать не­п­ри­ят­ность, скорбь. Ко­му удар, ко­му щел­чок, всем ста­ра­ет­ся что-ни­будь пре­под­нес­ти для празд­ни­ка. И чем жи­вешь вни­ма­тель­нее к се­бе, стро­же, тем бо­лее и силь­нее во­ору­жа­ет­ся враг, и в осо­бен­нос­ти к празд­ни­ку чем-ни­будь да угос­тит. Все­го на­до ожи­дать, ко все­му го­то­вить­ся. Но Гос­подь ми­лос­тив, да к празд­ни­ку и по­дар­ки раз­да­ют­ся. И вы что-ни­будь по­лу­чи­те, толь­ко вы это за­ме­ти­те лет че­рез со­рок, мо­жет быть. Тог­да вы уз­на­е­те, ка­кой дар Гос­подь пос­лал вам на этот празд­ник.

преп. Анатолий

Про­дол­же­ние жиз­ни на­шей есть про­дол­же­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей к че­ло­ве­ку, а по­се­му и дни рож­де­ния, и те­зо­и­ме­ни­т­ства долж­но про­вож­дать не столь­ко в шум­ном и рас­се­ян­ном празд­но­ва­нии, сколь­ко в бла­го­го­ве­нии.

преп. Анатолий

Троицкая родительская суббота Память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, завтра в нашей православной Церкви празднуется день ее рождения. И вот сегодня накануне дня рождения вспоминаем всех празднующих день ее рождения на небесах, ибо две наши Церкви – земная и небесная, это как два сообщающихся сосуда, когда из одного сосуда выливаешь, а в другом сосуде это прибавляется. Так вот, наши молитвы, которые мы возносим здесь за наших усопших, ушедших братьев и сестер, отцов и матерей, они там для них являются великим благодеянием. То есть вроде бы здесь что-то уходит, но туда оно приходит. И они за это нам благодарны и отвечают за это своими молитвами пред Господом.

У Господа нет мертвых. Все живые. И вот именно установление этих дней родительских суббот, и особенно Димитровская родительская суббота, Троицкая. Мы как бы всем своим делом, молитвой показываем всему миру, для которого наши действия являются безумием, для многих людей на планете жизнь вне тела не существует, жизнь после смерти – это миф, это сказки людей, которым это выгодно. И люди в этой лжи живут, сами себя утешают, но жизнь их безутешна, потому что в душе они наверняка понимают, что сами себе врут. И вот это вранье, ложь делают их жизнь безучастной и безутешной. И наоборот, наша православная Церковь живет всегда в радости, духовном веселии и в уповании на то, что мы все обязательно воскреснем и будем с Господом и со всеми нашими близкими, за которых мы здесь молимся и верим в то, что действительно по нашим молитвам слабым, немощным, но все равно какие есть, Господь простит их. Потому что вот сегодня даже, как писал святитель Василий Великий, что мы молимся за тех, даже во аде держимых. То есть насколько молитвы сегодня немножко другие, потому что именно день рождения Церкви.

Сегодня и завтра мы вспоминаем память того, как Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, то есть явление Духа Святаго в мире. И поэтому надо готовиться тоже нам к такому дню, который наступит обязательно в нашей жизни. Но как мы к нему готовимся? Людей можно разделить условно на три типа. Про первый тип не буду говорить, они спасаются. А будем говорить про два других оставшихся. В этой временной жизни мы живем и посвящаем себя страстям. И вот некоторые из нас совершенно не признают ту вечную жизнь. А есть, которые признают ее, но почему-то с нерадением относятся к тому, как они попадут в эту вечную жизнь, и в каком состоянии они там будут находиться. То есть мы да верим, что есть душа, да верим, что эта душа вечная, да верим, что эта душа будет или в аду или в раю, но как это все будет происходить, мы не верим. Мы делаем вид, что обязательно попадем в рай. Вот и все, я так решил. Но законы, которые дал нам Господь, говорят совершенно другое, что человек, нерадиво живущий, не исполняющий заповеди Божии, все заповеди Божии.

А то бывает и такое: батюшка, вот креститься я буду и ребенка окрестить я тоже буду, но Бог у меня в сердце; и причащаться я буду раз в год или, может быть под конец жизни. Начинаешь человеку объяснять, а как же так, исполняя один закон, не исполняешь другой. Я говорю: у тебя же есть ребенок. Почему же от своего ребенка ты требуешь всех постановлений, которые ты даешь ему дома: полы мыть, убираться, посуду мыть, игрушки собирать. Нет же такого, что ты все разрешаешь, а игрушки разрешаю тебе разбрасывать. Нет, вы требуете от детей полностью беспрекословного подчинения во всем, чтобы и игрушки убирал, и пятерки приносил, и вас слушался. Интересно, от детей требуем того, что сами совершенно не хотим выполнять у Бога. И еще удивляемся, что дети у нас непослушные. Так они же с кого берут пример? Или вы думаете, что у них душ нет? И эти души не видят и не слышат ваш обман? Они и видят и слышат. Они не маленькие бездумные существа. Они совершенно разумные люди. И они видят ваш обман. То есть вы от их требуете того, чего сами не выполняете. И у детей происходит неразбериха в голове. И ребенок научается с детства лжи, глядя на вашу не святую жизнь. Поэтому давайте будем хоть немножечко внимательны к своей жизни, потому что мы являемся примером для наших детей.

Мне буквально на днях сообщение пришло очень печальное. Сейчас же у всех пора экзаменов, и такое сообщение пришло, что на метро Театральная десятиклассник, получив двойку годовую по биологии, сошел на рельсы. То есть, какое горе для всех, для родителей, для братьев, сестер, для бабушек. И просят молитвы. А как за него молиться? То есть чему учили родители этого ребенка? Куда смотрела общественность? И человек мне даже сказал: батюшка, это, конечно, не так страшно, но на моего ребенка накричал учитель в школе. И ребенок вместо того, чтобы сказать: простите, благословите, я исправлюсь, я виноват, говорит: мама, мне пришел помысел покончить с собой. Вот так ребенок говорит! Так что мы творим со своими детьми! Может быть начнем как-то со вниманием, с любовью, с трепетом, со страхом относиться к своей жизни, потому что мы пример для них. Они все как калька снимают с нас, как мы живем, что мы говорим, что мы делаем. И поэтому они вместо того, чтобы жить в правде, в красоте, в любви, в церкви, в таинствах, они живут во лжи. А потом мы удивляемся, что они творят такие вещи. Потому что они видят, что весь мир лежит во лжи, и нет никакого просвета, потому что родители их не ведут в храм или говорят даже: сынок, я занят, может сам сходишь. И такое есть. Как же ребенку жить, если никакого примера нет.

Поэтому мы сегодня говорим не только об усопших, но и о живых, потому что мы все вместе. И вот кто, как не дедушки и бабушки, отшедшие туда, молятся за ваших детей, которых вы бросили. Поэтому помолимся сегодня за всех наших усопших родственников. У многих из нас в родах есть и священники, епископы, монахи. Помолимся, попросим у них помощи за наших детей, которых мы уже чуть не потеряли, чтобы они не дали им отойти от веры Божьей, от заповедей Божьих, и чтобы они научились бороться со страстями, со всеми искушениями, которыми богат этот мир. Один подвижник так говорил. Его спрашивали, а как же мытарства проходят? А ты представь себе такую вещь: вот ты вспоминаешь какую-нибудь вкусную еду, а у тебя сразу же остается такое воспоминание об этой еде, и аппетит появляется. Вот точно также и мы. Если мы свои страсти здесь не победим, и даже попав туда и проходя мытарства, они с такой невероятной силой будут нас одолевать, и у нас такое появится желание их повторить, хотя мы уже умерли. Мы уже проходим мытарства. И они так будут нами овладевать, что нам будет очень тяжело пройти эти самые мытарства, потому что эти наши страсти стали неотъемлемой нашей частью.

Поэтому с помощью Божьей, с молитвами наших усопших отцов, матерей, бабушек, дедушек, прабабушек и всех остальных будем просить у Господа силы и решимости бороться со всеми этими страстями и этому обучить наших близких. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, где же несть болезнь и печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)