Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

От лас­ки у лю­дей бы­ва­ют сов­сем иные глаз­ки.

преп. Амвросий

Неделя 12-я по Пятидесятнице Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь соединяет два события — это Усекновение главы великого Предтечи Иоанна, Крестителя Господня и встреча богатого юноши со Спасителем.

Этот юноша приступил к Иисусу, вопрошая Его: «Учителю Благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18) и Господь отвечает, дает ему ясный и четкий ответ: «Соблюди заповеди» (Лк. 18, 20). На вопрос какие, предлагает ему обычные заповеди Ветхого Завета, но и не только Ветхого. Заканчивает Спаситель слова о том, что помимо любви к Богу нужно любить искренно ближнего, как самого себя. И этот юноша с уверенностью отвечает, что «все это я соблюл от юности моей» (Лк. 18, 21). Но это было не совсем так, потому что любовь к Богу предполагает отвержение себя, своего греховного «я», чтобы жизнь человека раскрылась в Боге и прозвучала в своей полноте Замысла Божественного о Нем.

Господь предлагает ему и большее еще, на самом деле говоря о том, что «если хочешь быть совершенным, то иди продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мной». Господь призывает этого ученика не просто на какой-то минимум, чтобы спастись, чтобы каким-то образом попасть в Рай, который имеет много обителей и имеет равную степень познания Бога и приближенности к Нему, но так или иначе, Он предлагает ему более совершенный путь — путь всецелого служения Христу, чтобы, отказавшись от этой земной привязанности к своему имению, которое у него было большим, как говорит Евангелие, этот юноша смог выйти на путь апостольства, на путь служения Христу.

И не только служение Богу, но и в нем служение человечеству, потому что все апостолы послужили своей жизнью всецело народу Божьему, Церкви Христовой, отдавая себя до конца, как один, умирая различными мучительными смертями, кроме, пожалуй, Евангелиста Иоанна Богослова. Но и он имел и узы, и заточения, и изгнания, и всевозможные злострадания.

И вот, этот путь он предлежит каждому, на самом деле, из нас с вами: что избирает человек, на чем он остановится, какую меру своего спасения и верности Богу он изберет в своем сердце. Ведь не Господь строго и тщательно отбирает и избирает, но это избрание есть согласие человека на Божественный призыв. Господь ищет нашего служения, чтобы мы продолжали Его дело на земле, здесь. Чтобы наше присутствие в Церкви Христовой было вновь присутствием Христовым в этом мире через те дела, которые мы должны творить — дела Божии, исполняя Его Святые заповеди, чтобы всякий, видящий подлинного христианина, говорил: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36), — постигал, что только силой Божественной человек может стать таким, каким это являли угодники Божии. И это избрание зависит от нас с вами.

И вот, усекновение главы Иоанна Предтечи, которое мы сегодня празднуем, если это можно назвать «праздником» — эту трагедию человечества, когда лучший, больший среди рожденных женами, предается казни, предается ради позорной, постыдной, блудной, развратной страсти. Но вся его жизнь — это и есть служение Богу. Как говорит еще древний пророк, что: «Он есть глас, вопиющего в пустыне» или «светильник» (Мф. 3, 3), как говорит Христос о нем: «Горяй и светяй». В этих двух словах: «Светильник» и «Глас» заключается вся его жизнь.

Словно бы самого Предтечи уже как бы и нет. Он есть Глас Божий, Он есть всецело исполнение Божественной Воли, все то, что служит тому, чтобы Христос явился миру и послужил спасению человечества. Как сам он говорит: «Мне надлежит умаляться, а Ему расти» (Ин. 3, 29,30). И вот в этом непостижимом умалении есть тайна его служения Богу и, одновременно, это образ, к которому должна стремиться каждая христианская душа. Стремиться с тем, чтобы и наша жизнь была как служение Богу, и наша христианская жизнь была свидетельством о Христе в этом, не знающим зачастую, Бога мире. В мире, который так охотно служит своим страстям, так легко потакает своим похотям, но, который, истлевая в этих похотях, не хочет познать Благости Творца.

И вот, нам с вами дана такая ответственность и такая честь и слава быть проповедниками Евангелия Христова в этом мире. Не только словом, но, прежде всего, и своими делами. Потому, что слово, не подкрепленное делом, остается бесплодным чаще всего. Потому, что не имеет в себе силы духа, являющейся в жизни того, кто эти слова говорит. И то, что Предтеча, святый пророк Иоанн, послужил всецело Христу, послужил за Заповедь Божию есть пример для нас с вами, что у Бога не бывает мелочей. Славно и благочестно умереть за исповедование Имени Христова. Но умереть за Заповедь Божию есть то же самое, потому что эту Заповедь оставил Бог. И будучи верным этой заповеди, человек остается верным Богу, и нельзя это разделить: нельзя разделить Бога и Закон, который Он дал, потому что этот Закон проистекает из его Божественных свойств во Благости, Его чистоты, Его святости. И всякий, исполняющий этот Закон, приходит в уподобление Богу, усовершаясь в исполнении этих святых, чистых, святейших Заповедей Божественных Христовых.

И нам с вами открыт этот путь, дана эта возможность и в этом одновременно и ужасе, и великой славе — Усекновении Предтечи Иоанна — открывается для нас с вами эта возможность служить Богу, служить всей своей жизнью, служить всем своим помышлением, своей крепостью, всем разумением своим, которое есть наш выбор, наше избрание, которое да поможет нам Господь совершить, сохранить, преумножить в своей земной жизни. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)